Лицензионному ведомству Республики – 20 лет

Ровно 20 лет назад, 17 января 1994 года постановлением Совета Министров Южной Осетии было создано ведомство по лицензированию. 

Накануне 20-летия со дня создания руководитель Управления по лицензированию Александр Ефименко рассказал в интервью нашей газете о некоторых аспектах деятельности ведомства:

– В год создания наше ведомство было Комитетом по лицензированию при Совете Министров, выделившись потом в отдельную структуру. А в результате образования Министерства экономики несколько лет назад, Комитет вошел в структуру Минэкономразвития. А после реорганизации Комитет вновь стал отдельным ведомством, преобразовавшись в Управление.

Изначально этот орган был создан для лицензионной деятельности на территории РЮО. На начальной стадии он был централизованным органом, который занимался выдачей лицензии на те или иные виды деятельности. В 2003 году был издан Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности на территории РЮО» и работа по выдаче лицензий шла на основании данного закона.

– Сколько видов деятельности лицензирует ваше ведомство?

– В настоящее время мы лицензируем свыше 10 видов предпринимательской деятельности. Сейчас многие министерства сами лицензируют свои профильные виды деятельности. Я уже отмечал, что изначально наш орган был создан как централизованный, и он осуществлял на тот момент эту работу. Сегодня, по сравнению с 90-ми годами, экономическая ситуация улучшилась. И возникла необходимость, по сегодняшним реалиям, передать полномочия по лицензированию профильным министерствам, чтобы они лицензировали профильные виды деятельности.

Мы выдаем лицензии и юридическим, и физическим лицам. Закон не ограничивает выдачу лицензии тем или иным лицам. Но они должны быть зарегистрированы в соответствующих органах, налоговых и т.д., в зависимости от требуемых законом положений.

– Можете подвести некоторые итоги 2013 года, сколько лицензий было выдано вашим ведомством?

– За прошедший 2013 г. мы выдали больше 100 лицензий. К примеру, за 2011 г. мы выдали свыше 300 лицензий. То есть, это не стандартная величина, она постоянно варьируется. Срок действия лицензий составляет 3 года и лица, получившие лицензию, на три года освобождены от вопросов, связанных с лицензией.

– Какие виды лицензий выдает ваше Управление?

– В последние три-четыре года в основном мы выдаем лицензии на осуществление строительной деятельности. Как Вы знаете, идет восстановление разрушенных в результате грузинской агрессии объектов, также идут строительные работы в рамках Инвестиционной программы. Поэтому нам приходится в основном выдавать строительные лицензии.

Для того, чтобы строительная фирма осуществляла свою деятельность, необходимо заключить договор с Министерством строительства. И главным требованием при заключении договора с министерством является наличие лицензии на строительную деятельность.

– В последнее время имеют место факты низкого качества строительных работ. В этой связи, в обществе возникает недопонимание роли Управления по лицензированию в данном процессе. Ведь за качество работ должны отвечать другие структуры.

– Что касается низкого качества работ в строительной сфере, то здесь ситуация следующая. Контроль над качеством выполненных строительных работ, должны осуществлять другие структуры и органы. В свою очередь, при выявлении определенных недостатков эти органы могут обратиться к нам с требованием приостановить действие лицензии у той или иной строительной организации.

Управление по лицензированию не может отвечать за качество выполненных работ. Наличие лицензии у организации не означает, что она идеальная. Для осуществления строительной деятельности она предоставляет нам весь пакет необходимых документов, поэтому мы не имеем права отказать им в выдаче лицензии. А качество работ должны проверять другие контролирующие органы. Ведь, когда сдается в эксплуатацию объект, туда приглашаются именно принимающие объект органы, но не наше Управление.

Если водитель нарушает правила уличного движения, то за это отвечает он сам, а не организация, которая выдала ему эти документы. Так и в нашем случае.

– В каких условиях осуществляет свою деятельность Управление по лицензированию, имея в виду кадровый состав, условия работы..?

– Чего скрывать, с 2003 г. наше Управление осуществляет свою деятельность в непростых условиях. Мы не располагаем своим офисом, ютимся в неприспособленном здании, с отсутствием элементарных условий для работы. Надеемся, что с вводом в строй новых объектов мы сможем переехать в нормальное здание. На штате у нас 24 человека, многие из них работают в Управлении с первого дня его создания, как и ваш покорный слуга.

Структура Управления разделена на две части. Есть отдел, который занимается лицензированием производственной сферы деятельности, а другой отдел занимается непроизводственной сферой деятельности. Т.е. мы разделили отделы, которые контролируют производственную и не производительную сферу. Работаем в тесном сотрудничестве с Контрольно-счетной палатой, ОБЭП и Генеральной прокуратурой. Мы передаем им необходимые материалы, которые требуются при разбирательстве различных дел и содействуем этим органам.

Сармат КОЗАЕВ