Лали Битарова: Осетинский язык должен звучать повсюду

Для каждого осетина 15 мая – не просто «красный день» календаря, а напоминание о непростой исторической судьбе и сегодняшнем положении языка. В условиях малочисленности осетинского народа сохранение родной речи является одной из ключевых задач, которая должна решаться усилиями не только отдельных ведомств и учреждений, но и общества в целом. Особая миссия в этом плане возлагается на тех, кто отвечает за работу с подрастающим поколением, на преподавателей и руководителей образовательных заведений всех уровней. В их числе – директор и педагог Ленингорской средней общеобразовательной школы №1 Лали Битарова.
В канун Дня осетинского языка и литературы мы побеседовали с ней о значении данной даты, роли Коста Хетагурова в формировании национального самосознания, сегодняшнем положении осетинского языка и о том, как сделать его востребованным в молодёжной среде.

– Лали Акимовна, учреждение такой значимой даты, как День осетинского языка и литературы, напрямую связано с творчеством великого осетинского поэта Коста Хетагурова. Как Вы считаете, насколько наследие Коста, его вклад в развитие национальной культуры и осетинского языка актуально для сегодняшней Осетии?

– Вклад великого осетинского поэта, мыслителя и общественного деятеля Коста Хетагурова в развитие национальной культуры, литературы и языка трудно переоценить, и сегодня, спустя более века после его смерти, наследие, оставленное им, по-преж-нему актуально и оказывает значимое влияние на всю Осетию, как Южную, так и Северную. Коста Хетагуров стал не просто основоположником осетинского литературного языка, но и подлинным голосом народа, выразителем его чаяний, боли, стремлений и нравственных ориентиров. Алек-сандр Фадеев справедливо назвал его «Леонардо да Винчи осетинского народа». В моем понимании Коста оставил нам не только свои гениальные произведения, а целостное мировоззрение, основанное на любви к родной земле, уважении к своему народу и высоких моральных ценностях. В сегодняшних сложных условиях изучение и популяризация наследия великого поэта приобретает новый смысл, крайне важный для национального единения.
Именно поэтому ежегодное празднование Дня осетинского языка и литературы имеет особую значимость для всего осетинского народа, – как символ его единства, несмотря на фактор наличия государственной границы между Северной и Южной Осетией. Массовые мероприятия с участием молодежи, традиционно проходящие в середине мая по всей Осетии, лишний раз подчёркивает духовную и культурную целостность нашего этноса.
Кроме того, День осетинского языка и литературы – весомый повод для более глубокого осмысления современного состояния национального языка и культуры. Каждый из нас должен задать себе вопрос о том, насколько мы сохраняем и передаём наследие Коста следующим поколениям, достаточно ли усилий прилагаем к тому, чтобы родной язык развивался и был востребован во всех сферах жизни общества.
Безусловно, сегодня проблема сохранения и развития осетинского языка остаётся актуальной и вызывает серьёзную обеспокоенность как у представителей интеллигенции, так и у широкой общественности. В обществе продолжаются активные дискуссии на эту тему, что, на мой взгляд, уже само по себе свидетельствует о неравнодушии людей к судьбе родного языка.
В то же время за последние годы наблюдаются определённые положительные сдвиги. Примером может служить программа «Малусæг», разработанная для дошкольных образовательных учреждений. Мы уже видим её результат: первоклассники, поступающие в нашу школу, имею в виду Лениногорскую среднюю школу №1, из детского сада, демонстрируют гораздо более уверенное владение осетинским языком, чем это было раньше. Я уверена в том, что системный подход к обучению с раннего возраста даст ощутимые плоды в будущем.

– Как в целом складывается ситуация с преподаванием осетинского языка и литературы в первой Ленингорской школе?

– Ситуация с преподаванием осетинского языка и литературы в Ленингорской средней школе №1 в целом, находится на удовлетворительном уровне. Несмотря на определённые трудности, связанные в первую очередь с тем, что в быту многие семьи не используют осетинский язык, преподаватели прилагают значительные усилия для повышения уровня владения языком среди учащихся. Это дает положительный результат.
Особое внимание уделяется школьной деятельности, направленной на популяризацию и развитие интереса к осетинскому языку и культуре. Регулярно проводятся тематические мероприятия, посвященные Дню осетинского языка, Дню рождения Коста Хетагурова, открытые уроки по осетинскому языку и литературе, а также конкурсы чтецов. Они всегда включают в себя исполнение стихов, песен, театрализованных сценок на осетинском языке, что способствует его живому восприятию. Также в школе функционирует кружок осетинских национальных танцев, наши юные танцоры активно участвуют практически во всех школьных торжествах, внося тем самым свою лепту в сохранение и развитие традиционной культуры.
Наряду с этим, каждый понедельник в школе проходит торжественная церемония поднятия государственного флага Республики Южная Осетия и исполнения гимна нашей страны. Хотя данное мероприятие напрямую не связано с языковым обучением, оно играет важную роль в формировании у учащихся чувства патриотизма, гражданской ответственности и осознания своей принадлежности к государству и народу.
Постоянное внимание нашей школе уделяет и кафедра осетинского языка и литературы ЮОГУ. Преподаватели указанных кафедр во главе с профессором Зоей Битарти регулярно приезжают к нам, рассказывают учащимся о творчестве известных поэтов и писателей Осетии. К 95-летию профессора Николая Габараева, ученые ЮОГУ познакомили школьников с его научным наследием и подарили школе его портрет. Также представители указанных кафедр регулярно снабжают нашу школу новыми книгами по осетинскому языку и литературе.

– Сегодня часто обсуждается вопрос об уровне владения осетинским языком в подростковой и молодежной среде. На Ваш взгляд, что необходимо сделать для популяризации осетинского языка среди детей и молодежи?

– К сожалению, широкое распространение массовой культуры и интернета значительно повлияли на интерес молодёжи к родному языку и литературе. В этом вопросе складывается весьма непростая ситуация, которая требует активных шагов со стороны общества, государства, образовательных и культурных институтов.
Сохранение и развитие языка возможно только тогда, когда он является живым средством общения в повседневной жизни, начиная с самого раннего возраста. Именно в детстве формируются базовые языковые навыки, и если ребенок с первых лет жизни слышит и использует родной язык, он становится для него естественным способом мышления и выражения чувств.
Огромную роль в этом плане играет семья. Именно в семейной среде, особенно в осетинских селах, родной язык традиционно передавался от поколения к поколению. В таких семьях дети с малых лет усваивали живую богатую осетинскую речь, что создавало прочную основу для его дальнейшего использования. Я помню, как в моем родном селе Гаробан Ленингорского района в семьях всегда говорили исключительно на осетинском языке. Сегодня, к сожалению, многие села опустели, что негативно сказывается на языковой среде. Однако радует, что дети многих выходцев из этих сел так же хорошо владеют родным языком.
Чтобы осетинский язык развивался, его нужно вводить во все сферы жизни. Приятно видеть, что сегодня многие мультфильмы переводятся на осетинский язык, это важный момент. Но необходимо идти дальше: переводить на осетинский язык компьютерные игры, популярные фильмы, создавать интернет-ресурсы и образовательные платформы, на которых можно было бы изучать и практиковать осетинский язык. Подобные методы особенно актуальны в нашу цифровую эпоху, когда дети и подростки проводят много времени в интернете. В этой связи необходимо, чтобы там они тоже, образно говоря, на каждом шагу встречались с родным языком, только так он станет частью их повседневной жизни. Также большое значение имеет активное использование осетинского языка в образовательных учреждениях, в медиа, в ходе проведения культурных и общественных мероприятий. Родной язык должен звучать везде — в школах, на сцене, по радио и ТВ, в социальных сетях. Только тогда он будет восприниматься молодежью как современный и востребованный. Но, повторюсь, основа всего – семья. Если в доме говорят на родном языке, если родители с любовью передают детям свою культуру и традиции через язык, то язык будет жить.

Как я отметила выше, сегодня важно не просто сохранять язык на текущем уровне, а создавать такие условия, при которых он станет частью повседневной жизни школьников. Поэтому следует учитывать интересы нынешнего поколения детей и подростков, вводить в программу тексты и темы, близкие их жизненному опыту, актуализировать литературный материал, дополняя его современными авторами, пишущими на осетинском языке. Наряду с классическими произведениями школьники должны иметь возможность знакомиться с современной осетинской прозой, поэзией, драматургией, включая произведения, которые поднимают важные социальные, нравственные и национальные темы.
Нужны качественные разработки на осетинском языке, которые могли бы использоваться, к примеру, на внеурочных занятиях, таких как «Разговоры о важном». Это дало бы возможность дополнительно укреплять интерес к осетинскому языку и литературе, эмоционально вовлекая учащихся в учебный процесс.
С гордостью хочу отметить, что учащиеся нашей школы активно участвуют в культурных проектах, направленных на сохранение и развитие осетинского языка. Они с удовольствием выступают на различных конкурсах, фестивалях, телевизионных передачах и литературных мероприятиях, демонстрируя достаточно высокий уровень знаний и искреннюю заинтересованность в более глубоком изучении родной культуры. Так, например, в телевизионном проекте ГТРК «ИР» «Зарæг», который направлен на популяризацию осетинского языка среди молодежи, ученица нашей школы Арина Бязрова вышла в финал. За ее успехами следила не только наша школа, но и весь район.
Кроме того, в другом культурно-образовательном проекте «Дзырд», также проходящем на площадке ГТРК «ИР», успешно участвовала другая наша ученица Милена Дряева. Она продемонстрировала на конкурсных выступлениях блестящие способности и широкую эрудицию. Подобные примеры свидетельствуют о том, что учащиеся нашей школы не только проявляют живой интерес к осетинскому языку, но и стремятся активно реализовать свои знания и таланты через участие в значимых культурных мероприятиях.

А. ГЕРГАУЛОВА