«Культурный грабеж», или незаконный захват скифского золота

Решение окружного суда Амстердама по поводу судьбы экспонатов экспозиции из крымских музеев – «Крым: Золото и тайны Черного моря», проще говоря, «скифского золота», в пользу Украины вызвало настоящий международный скандал.

Этот вопрос продолжает оставаться самой болезненной проблемой в культурных отношениях нынешнего российского Крыма и Украины. Почти две тысячи золотых украшений и других артефактов скифской эпохи, по разным данным стоимостью 1,5 миллиона евро, были выставлены в амстердамском университетском музее Алларда Пирсона со 2 февраля 2014 года. В подготовке выставки участвовали пять музеев, четыре из которых расположены в Крыму – Керченский и Бахчисарайский историко-культурные заповедники, Центральный музей Тавриды и заповедник «Херсонес Таврический».

Экспозиция должна была продлиться до августа 2014 года, но бурные политические события, связанные с возвращением Крыма в состав России, внесли свои коррективы. После вхождения республики в состав России голландские музейщики оказались в сложном положении. По межмузейным соглашениям, которые предписывают возвращать экспонаты в тот географический пункт и по тому адресу, из которого выехал предмет, «скифское золото» должно было вернуться в Крым. Именно на этом выстраивали и выстраивают свою линию защиты в суде крымские музеи. В Крыму неоднократно заявляли, что имеют полное право на возвращение экспонатов, поскольку все предметы были найдены на территории полуострова и хранились в его музеях. Но, как отмечают российские эксперты, «Незалежная» максимально использовала антироссийские настроения в Европе для проталкивания своих интересов в этом деле, в противном случае экспонаты вернулись бы в Крым.

Решение голландских судей вызвало ликование в Киеве и резкую реакцию со стороны России и собственно Крыма.

В Минкультуры России крайне критично прокомментировали подобное решение голландской Фемиды, подчеркнув, что решение суда нарушает принципы международного межмузейного обмена. «Данное решение является примером нарушения прав учреждений культуры и разрушения единства музейных коллекций. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена и право народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию. Суд проигнорировал принцип сохранения археологических находок в неразрывной связи с историей и культурой той местности, откуда они происходят. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились и изучались учеными-археологами. Министерство культуры РФ считает, что данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей», – заявили в минкультуры РФ.

Крымские музеи со своей стороны заявляют об открытом грабеже своих фондов. По словам директора Керченского историко-культурного заповедника Татьяны Умрихиной, это первый случай, когда предметы, имеющие историческую ценность, передаются не на ту территорию, где были найдены. «Это просто позор голландскому суду, который позволил вмешаться политике в правовое межмузейное поле», – отметила Татьяна Умрихина.

Крымские музейщики готовят апелляцию, что позволит еще на некоторое время отсрочить передачу коллекции Украине, но вряд ли конечное решение суда апелляционной инстанции будет в их пользу. Двойные стандарты, похоже, продолжают господствовать на Западе.

Позицию своих российских и крымских коллег поддерживают музейщики и археологи Южной Осетии. Комментируя судьбу «скифского золота», директор Национального музея РЮО Мераб Зассеев отметил, что логики в подобных действиях искать не приходится. «К сожалению, это не единственный вопрос, где проявляется политизация вопросов, касающихся культурного наследия. Археологический материал любого характера принадлежит той части планеты, где он был раскопан и найден. Это общеизвестная истина. Никакой привязки к границам Украины не может быть, поскольку они могут меняться. Если уж говорить о принадлежности скифского золота, то, как известно, Северное Причерноморье и Приазовье было ареалом обитания наших предков, но мы же не говорим о том, что эти экспонаты должны быть переданы в юго-осетинский Национальный музей», – сказал Мераб Зассеев.

Южная Осетия сама неоднократно сталкивалась с политизацией вопросов культурного наследия после грузинской агрессии 1989-92 годов и провозглашения независимости. Чего стоит история с представляющим большую ценность Оконским триптихом, который был похищен из Краеведческого музея РЮО в период агрессии Грузии. Спустя многие годы следы иконы впервые обнаружились в Швейцарии, где она была выставлена на аукцион. Все попытки властей и общественности Южной Осетии вернуть триптих в РЮО не увенчались успехом. Аргументы Грузии для швейцарских судей тогда оказались важнее, и теперь икона находится в Государственном музее искусств Грузии, точно так же, как и многие ценные артефакты с территории Южной Осетии.

Единственным выходом из таких ситуаций, считает Мераб Зассеев, является отказ от ненужной политизации культурного наследия, которая выглядит весьма неуместной в 21 веке. В качестве положительного примера решения подобных вопросов директор Национального музея РЮО приводит ситуацию с возвращением иконы Тихвинской Божьей Матери из США в Россию в 2004 году. Эта икона была вывезена из Советского Союза во время гитлеровской агрессии в 1941 году. «Это и есть движение навстречу, когда возвращается что-то, принадлежащее другому государству. Именно такой конструктивный подход должен быть между государствами при решении подобных вопросов», – отметил Мераб Зассеев.

ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Активное сотрудничество с музейными учреждениями России проявляется не только по вопросу скифского золота. Продуктивное взаимодействие развивается по всем перспективным направлениям. В этом году Национальный музей Южной Осетии заключил соглашение с музейным объединением города Москвы, включающим в свой состав основные музеи российской столицы.

Соглашения о сотрудничестве между Национальным музеем Республики Южная Осетия и объединением «Музеи Москвы», подписанное директором Национального музея РЮО Мерабом Зассеевым и генеральным директором Объединения московских музеев и выставочных залов Алиной Сапрыкиной, сделает возможным проведение совместных мероприятий в части культурного обмена между двумя государствами, позволит сторонам развивать взаимовыгодное сотрудничество в области музейного дела, всемерно способствовать популяризации исторического и культурного потенциала двух стран.

Достигнутые договоренности также предполагают оказание методической, консультативной и практической помощи югоосетинскому Национальному музею, в том числе в вопросах реставрации экспонатов. В подписанном Соглашении говорится и об обмене опытом с российскими коллегами, тематических встречах, повышении квалификации сотрудников югоосетинского музея в учреждениях культуры Москвы. Также будут проводиться выездные передвижные выставки предметов старины югоосетинского музея в Москве и, в свою очередь, экспозиция экспонатов московских музеев в Цхинвале.

Как подчеркивает Мераб Зассеев, с учетом передовых технологий и новых методов ведения музейного дела уровень работы Национального музея благодаря тесному общению с российскими коллегами в короткие сроки сможет достичь желаемых результатов.

«Планируем подписать такой же договор с Владимиро-Суздальским музеем и Государственным Эрмитажем, ведутся переговоры с руководством этих учреждений при содействии посла РЮО в России Знаура Гассиева. В центре нашего внимания также налаживание сотрудничества с крымскими музеями с целью организации совместных проектов и выставок», – отмечает также Мераб Зассеев.

Идея организации выставок экспонатов «скифского золота», обнаруженных в Крыму, давно привлекает почитателей исторического наследия в Южной Осетии. Появление подобной экспозиции в новом здании Национального музея будет иметь большое символическое значение, не говоря уже о культурно-просветительском аспекте.

Впрочем, по словам директора Нацмузея, реализация намеченных планов требует соответствующего финансового обеспечения, и это не менее сложный вопрос. В частности, в соответствии с современными стандартами необходимо оцифровать музейные фонды, создать путеводитель по музею, радио-гид и многое другое, давно ставшее привычным в современных музеях мира. Одним словом, речь идет о том, чтобы соблюсти требования сегодняшнего дня, но одновременно обеспечить национальный колорит в центральном музее Южной Осетии. «Мы работаем над тем, чтобы наш музей стал одним из наиболее ярких и интересных научно-образовательных учреждений страны. С этой целью, в частности, в музее подготовлены лекционные залы, в которых будут проводиться круглые столы и конференции с привлечением представителей научного сообщества Южной Осетии.

Очень приятно, что уже сегодня каждый приезжающий в Южную Осетию спешит посетить наш музей. Ведь музей – это хранилище интересных предметов, различных артефактов старины нашей истории и культуры, через которые посетители музея открывают для себя Осетию, знакомятся с ее культурным и историческим наследием. Это особенно актуально в свете попыток «присвоить» наследие предков осетинского народа со стороны некоторых наших соседей на Северном Кавказе», – отмечает Мераб Зассеев.

У руководства Национального музея РЮО есть еще одна задумка, которая в случае реализации также станет шагом вперед в развитии музейного дела в республике. Имеется в виду создание единого республиканского музейного объединения, которое включило бы в свой состав все музеи Южной Осетии, в том числе дворец Ксанских эриставов в Ленингоре, дом-музей Васо Абаева и другие.

По мнению Мераба Зассеева, создание централизованного объединения будет способствовать повышению интереса к историческому наследию. Кроме того, станет легче осуществлять межмузейный обмен внутри республики, включая организацию экспозиций в районах Южной Осетии или, наоборот, проведение выставок Ленингорского музея в Цхинвале.

А. ГЕРГАУЛОВА