ХРОНИКА
Уходящий 2013-й год для сферы культуры Южной Осетии не был выдающимся из череды предшествующих, однако определенная динамика прослеживается в некоторых направлениях культурной жизни Республики. Творческие коллективы и отдельные исполнители Республики активно участвовали в различных фестивалях и конкурсах, проходящих в Цхинвале и за ее пределами, удостаиваясь широкого признания зрителя и высоких профессиональных наград. Люди искусства Южной Осетии сегодня фактически формируют новый имидж страны, жители которой уже не воюют, а занимаются созиданием, развитием искусства. Все это, по сути, носит пока стихийный характер, однако можно уже говорить о том, что ведется культурный брендинг РЮО.
В числе примечательных событий можно назвать и первый ежегодный международный детский фестиваль имени известного осетинского композитора Феликса Алборова, который состоялся в мае 2013-го. В наступающем 2014 году планируется продолжение этого фестиваля.
Жителям Южной Осетии и гостям Республики запомнился и грандиозный концерт «Спасибо, Россия!» состоявшийся в честь Дня признания независимости Южной Осетии. Перед цхинвальцами предстали известные в мире оперного искусства исполнители – Вероника Джиоева, Амага Готти, Агунда Кулаева и другие. Тогда этот концерт вызвал много споров и даже нареканий, мол, стадион – не место для проведения такого широкомасштабного представления. Были и слушатели, которых не впечатлила академическая музыка. Для многих соотечественников творчество этих маститых артистов по-прежнему остается неким скалистым пиком, вершина которого скрыта плотными облаками, а исходная, видимая часть дает лишь общее представление о целом. Несправедливо по отношению к высокой музыке? Да. Обидно для исполнителей? Вовсе нет. Их продукция подчеркнуто элитарна и не рассчитана на массовое потребление.
Через музыку наших соотечественников проходил свет, свет который раскалывал таинственный «черный квадрат». Музыка, разбитая на осколки, слагалась в целое, продвигаясь сквозь сложные сплетения звуков. Исполнители так и звали за собой: разгадывайте тайное, скрытое, – в музыке, в словах… А если не удается, то просто слушайте. Слушайте…
В списке событий культурной жизни страны и гастроли государственного ансамбля песни и танца «Симд» в Никарагуа. Другой коллектив – народный ансамбль «Амонд» при отделе культуры администрации Цхинвальского района – в ноябре стал победителем XI фестиваля-конкурса «Терпсихора России» в номинации «Народный танец».
Прослеживается определенная динамика и в театральной жизни Республики. Юго-осетинские зрители помимо постановок Госдрамтеатра смогли оценить мастерство артистов Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. В свою очередь, коллектив Госдрамтеатра совершил ряд гастролей в рамках различного рода конкурсов и фестивалей в республики Северного Кавказа.
В частности, речь идет об участии в VI международном фестивале театров Северного Кавказа «Сцена без границ», который прошел с 2 по 6 декабря в столице Северной Осетии.
Югоосетинские артисты приняли активное участие и в другом фестивале – «Три столицы», проходившем в Абхазии. Участниками этого перспективного проекта стали драматические театры Абхазии, Южной Осетии и Северной Осетии.
Несмотря на активную работу коллектива Госдрамтеатра, в руководстве которого в этом году произошли изменения, вопрос строительства театра по-прежнему остается актуальным.
Впрочем, сегодня вновь появилась хрупкая надежда, что в 2014 году строительство нового здания театра все же начнется. Последняя установка руководства РФ и РЮО, озвученная после визитов помощника президента России Владислава Суркова о том, что все долгострои должны быть завершены в 2014 году, включая здания Национального музея, театра и кинотеатра «Чермен», позволяет рассчитывать на осязаемый результат, а не на очередной макет. Пока коллектив театра ждет свое новое здание, в министерстве культуры предпринимают меры по подготовке соответствующих кадров. Как отмечает министр культуры Махарбек Кокоев, новое здание театра, которое будет построено с применением современных технологий, потребует грамотных специалистов, в том числе технологов сцены и другое.
Без введения в строй ключевых объектов культурной инфраструктуры, таких, как театр, музей, кинотеатр, трудно говорить о выводе сферы культуры на качественно новый уровень.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА
Развитие национальной хореографии действительно остается в числе приоритетов в сфере культуры Южной Осетии. Ввод в эксплуатацию нового здания ансамбля «Симд», где созданы все условия для репетиций, позволяют планомерно повышать профессиональный уровень коллектива.
Уровень мастерства танцевальных коллективов, в частности, госансамбля «Симд», отмечают и гости Республики, в их числе Владислав Сурков, который подчеркнул, что «симдовцы» не только не уступают многим хореографическим коллективам Северного Кавказа, но порой и превосходят их.
Активно функционируют и другие коллективы, в том числе ансамбль Цхинвальского районного отдела культуры «Амонд», успешно выступающий в российских фестивалях. В целом количество кружков по всей Республике указывает на то, что национальная хореография весьма востребована среди молодежи, более того, она стала популярной, что дает надежду на ее поступательное развитие.
Вместе с тем, как отмечают в минкульте РЮО, неудовлетворительное состояние большинства сельских клубов не позволяет наладить полноценную работу кружков национальной хореографии в селах Южной Осетии.
Развитие национальной хореографии важно и тем, что танец испокон веков занимал особое место в осетинском обществе, являясь концентрированным выражением, квинтэссенцией национального духа.
Не случайно хореографическое искусство по праву стало одним из ярчайших проявлений национального творчества и культуры осетин. Разумеется, в настоящее время состояние национальной хореографии трудно назвать ренессансом, но сегодня специалисты, хоть и с осторожным оптимизмом, но все-таки констатируют определенную динамику в сторону улучшения ситуации. Растет популярность национальных танцев, а также число ансамблей, которые больше не испытывают проблем с набором юных танцоров. Еще одной действенной мерой по дальнейшей популяризации и развитию национальной хореографии станет введение в школах уроков национального танца, начавшееся в этом году.
ПРОБЛЕМЫ
Проблемы развития имеются и в области эстрадной песни. В целом уровень мастерства югоосетинских исполнителей достаточно высок, что подтверждают неоднократные победы на российских фестивалях и конкурсах. В то же время они по степени раскрутки, пиара заметно уступают тем же северокавказским исполнителям.
Здесь же можно сказать об отсутствии в Республике кинематографа, мультипликации. Для начала реальным шагом вперед стало бы создание студии дубляжа и перевода фильмов и мультфильмов на осетинский язык, помимо узкокультурной составляющей, это начинание способствовало бы популяризации осетинского языка среди широких слоев населения.
ЗАЩИЩАЯ ПАМЯТНИКИ, МЫ СОХРАНЯЕМ СВОЮ ИСТОРИЮ
Одним из основных направлений деятельности министерства культуры РЮО в этом году стали мероприятия, направленные на охрану памятников истории и культуры Южной Осетии.
Для решения этой проблемы были приняты меры и законодательного характера, в частности, принят закон «Об охране и использовании недвижимых памятников истории культуры Республики Южная Осетия», согласно которому все расположенные на территории РЮО недвижимые памятники культуры согласно Конституции Южной Осетии являются государственной собственностью.
Ставится также вопрос о создании историко-культурных заповедников республиканского значения. По словам министра культуры Махарбека Кокоева «Южная Осетия – это территория с большим количеством исторических памятников. Сегодня назрела необходимость уделить им пристальное внимание. Необходимы срочные меры по их охране, среди которых следует предусмотреть и радикальные масштабные действия, охватывающие значительный комплекс памятников, сосредоточенных в одной исторической местности», – подчеркнул он.
Проблемы сохранения исторических памятников столицы Южной Осетии были обсуждены и в процессе уже ставшей традиционной научно-исторической конференции «История и проблемы города Цхинвала».
В ходе конференции прозвучала идея о создании концепции развития города Цхинвала, который является одним из древнейших на Кавказе и богат историческими памятниками, чтобы все новые строения гармонично вписывались в архитектурный стиль города. Участники конференции также обсудили возможность предоставления восточной зоне Цхинвала статуса архитектурного заповедника.
В ряду мероприятий отчетного года, направленных на охрану памятников, можно назвать и проведение Минкультом мониторинга архитектурных памятников по всей Республике.
РАСШИРЯЯ ГОРИЗОНТЫ
Серьезным вкладом в развитие сферы культуры Южной Осетии, в формирование нового облика РЮО могут стать инициативы по организации международных фестивалей и конкурсов наподобие фестиваля «Яблоко Нартов». Подобные масштабные мероприятия способны в корне менять представления о Южной Осетии, будут служить мощным стимулом для развития местных творческих коллективов.
Свою роль в деле раскрытия талантов среди молодежи обязательно сыграет и продолжившийся в этом году популярный проект «Стъалыты фертывд».
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
В целом, оценивая развитие культурной сферы Южной Осетии за прошедший год, можно сказать, что положительные подвижки очевидны, – происходит медленное, но поступательное развитие. Вместе с тем, по-прежнему имеются серьезные трудности, особенно в районах Республики, где большинство объектов культуры, клубы и библиотеки нуждаются в большем внимании.
Отрицательно сказывается и недостаточное финансирование сферы культуры. Поддержка культуры должна стать одним из приоритетных аспектов государственной политики в Южной Осетии, основные задачи которой заключаются в сохранении и приумножении культурного потенциала Осетии, обеспечении преемственности национальной культуры, наряду с поддержкой культурных инноваций, развития профессионального и самодеятельного искусства.
Культура, как сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, выполняет в обществе ключевую, объединяющую роль. Раскрывая богатейший потенциал творческих сил, в которых находит выражение уникальный исторический путь каждого народа, народная культура формирует духовное достояние нации, способствует духовному становлению общества, придает смысл всей деятельности индивида и социума, помогает от повседневной суеты возвыситься до понимания вечных ценностей и непреходящих истин бытия.
А. ГЕРГАУЛОВА