Конституция – концентрированная воля народа

8 апреля в Южной Осетии отмечается День Конституции. Ныне действующая Конституция была принята в апреле 2001 года после одобрения на всенародном референдуме. Этому событию предшествовала длительная работа конституционной комиссии, куда были привлечены и североосетинские юристы, в частности, Станислав Кесаев.

Конституция 2001 г., стала одним из важнейших этапов конституционно-правового развития Республики Южная Осетия. Она стала нормативно-правовой формой завершения институционализации современного государства, что выразилось в единстве трех основных аспектов Конституции, осуществив правовое закрепление демократических норм в Южной Осетии, вновь зафиксировала статус Республики, как суверенного государства, в том числе путем правового оформления государственности РЮО.

8 апреля 2001 года является важной вехой в истории Южной Осетии. Принятие Конституции в ходе всенародного референдума позволило государству сформировать исполнительную власть, Парламент, четкую систему государственного управления.

Главный документ страны сосредоточил в себе правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определил приоритеты государственного развития, а также зафиксировал гарантии прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка, упрочение гражданского согласия и стабильности.

Действующий Основной Закон стал одним из факторов признания независимости Республики Южная Осетия.

На сегодняшний день Конституция является основой основ нашей государственности и должна служить надежной опорой для дальнейшего развития страны, что невозможно без соблюдения гарантий прав и свобод граждан.

Дальнейшее укрепление конституционных основ станет надежным залогом проведения в Республике Южная Осетия последовательных общественных преобразований, направленных на создание эффективной экономики, обеспечение социальной защиты и благополучия населения.

В главе 1 Основного Закона, где сформулированы основы конституционного строя, четко обозначено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Южная Осетия является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Захват власти или присвоение властных полномочий названы тягчайшим преступлением против народа и должны преследоваться по закону.

Конституция начинается с торжественной преамбулы: «Мы, народ Республики Южная Осетия, исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремясь обеспечить безопасность и процветание своего отечества, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Республики Южная Осетия, утверждая права и свободы человека и гражданина, закрепляя основы общественного и политического строя, провозглашаем и устанавливаем Конституцию Республики Южная Осетия».

Подобные фразы содержатся во многих конституциях, однако в нашем случае они являются констатацией многолетней борьбы народа Южной Осетии за свою независимость. Именно благодаря воле народа и принесенным на алтарь свободы многочисленным жертвам, стало возможным существование самой Республики и, соответственно, принятие первой и второй конституций РЮО.

Первая Конституция РЮО, с которой собственно и началось конституционное развитие в Южной Осетии, была принята в 1993 году на третий год после провозглашения Республики.

Принятию Конституции 1993 года предшествовало всенародное обсуждение, в первую очередь через публикацию проекта Конституции в СМИ. После обсуждения 2 ноября 1993 года на VII сессии Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия первого созыва Конституция была принята. В течение 1994-98 гг. в Южной Осетии проходят выборы Парламента, местных органов власти. Формируется, избираемая Парламентом, исполнительная власть.

В соответствии со ст. 76 Конституции РЮО 1993 года высшим органом государственной власти Республики Южная Осетия был провозглашен Государственный Ныхас, то есть первая конституция закрепляла парламентскую республику. Государственный Ныхас обладал широкими полномочиями. К его исключительному ведению относились – принятие конституции, определение внутренней и внешней политики Республики Южная Осетия, принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Республики Южная Осетия, утверждение перспективных государственных планов и важнейших государственных программ экономического и социального развития Республики Южная Осетия, государственного бюджета и т.д.

Парламентская форма правления просуществовала в Южной Осетии до 1996 года, когда после политического кризиса тогдашним лидером Республики Людвигом Чибировым был осуществлен переход на президентскую форму правления и в том же 1996 году состоялись первые выборы президента Южной Осетии. Введение института президентства аргументировалось необходимостью концентрации власти в руках главы государства в сложных условиях, в которых тогда находилась Южная Осетия. После этого была создана конституционная комиссия, приступившая к разработке новой конституции, которая бы закрепила произошедшие изменения. После долгих дискуссий, проект был разработан и принят на референдуме в 2001 г..

Вместе с тем, как отмечают юристы, Южную Осетию по действующей Конституции трудно назвать исключительно президентской Республикой, так как полномочия законодательного органа в ряде случаев шире, чем в классических президентских республиках. В частности, это заключается в некоторой подотчетности правительства Парламенту, который утверждает предлагаемую президентом кандидатуру премьер-министра, возможностью выразить вотум недоверия правительству, отдельно взятым министрам и др. Законодательство Южной Осетии гораздо раньше российского закрепило институт отчетов правительства перед Парламентом, как значимую форму парламентского контроля за административной деятельностью. В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О Правительстве Республики Южная Осетия» правительство не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Парламентом.

Парламент может отправить в отставку любого министра даже в случае несогласие президента, правда для этого требуется большинство голосов и трехкратное голосование по данному вопросу. Есть и другие примеры достаточно широких полномочий парламента. Во многом это заслуга парламента 3-го созыва, который постарался оставить за законодателями больше прав. Вместе с тем, за прошедшие 13 лет баланс между различными ветвями власти неоднократно нарушался, в том числе путем принятия различных поправок в Конституцию.

Некоторые из полномочий Парламента были возвращены в ходе работы нынешней конституционной комиссии, созданной по инициативе Президента РЮО Леонида Тибилова.

В целом главной проблемой для ныне действующей Конституции являются именно многочисленные поправки, количество которых за десять с лишним лет зашкаливает. Собственно, внесение поправок в Конституцию часто диктуется самой жизнью и является вопросом планомерного конституционного развития. Однако, когда в этот процесс вмешивается политическая конъюнктура, то это приводит к обострению противоречий между различными политическими группировками, что мы неоднократно наблюдали в Южной Осетии.

За последние десять лет вокруг ряда положений Конституции и вносимых изменений часто возникали ожесточенные споры и дискуссии. В частности, много копий было поломано вокруг вопроса о 10-летнем цензе для кандидатов в президенты. Несмотря на соответствующую статью в Конституции о местном самоуправлении, его до сих пор нет в Республике, что также вызывает много вопросов у общественности. Другой аспект касается введения пропорциональной системы, что было отражено и в Основном законе. Дискуссии на эту тему с новой силой вспыхнули накануне предстоящих парламентских выборов.

По-прежнему обсуждается возможность увеличения полномочий Парламента и переход к смешанной президентско-парламентской форме правления. Есть сторонники и у идеи чисто парламентской Республики.

Вместе с тем, учитывая опыт прежних многочисленных поправок, торопить события в таких вопросах не стоит. Наша Конституция – это концентрированная воля народа, и все изменения, могут иметь место только с его одобрения и вытекать из объективных обстоятельств. Здесь уместно привести слова Наполеона. «Конституцию нужно писать так, чтобы потом приходилось меньше всего переписывать», – утверждал в свое время император Франции, автор французской конституции.

А. ТЕДЕЕВ