Каждый день как первый

День рождения взрослого человека – всего лишь один из дней в повседневной череде событий. Порой сам именинник и окружающие даже не вспоминают об этом. Но есть личности, чьи дни будни и праздники накрепко связаны с историей стран и народов.

28 марта Президент Южной Осетии Леонид Харитонович Тибилов отмечает свой очередной день рождения, 65 лет, из них все зрелые годы отданы родной Осетии, а последние пять особенно напряженных лет – становлению и развитию нашего молодого государства.

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

К моменту избрания Президентом Леонид Тибилов не был новичком в общественной и политической жизни страны. В 90-х годах в самое тяжелое для страны и народа время он руководил Комитетом государственной безопасности молодой Республики. В его управленческом багаже – ответственная работа на должности заместителя председателя Правительства, работа в Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Экономические реалии нового времени освоены Тибиловым во время работы в банковских структурах.

Немалый опыт, знание деталей построения государства, выдержанность и умение находить равновесные решения в самых сложных ситуациях, учитывая интересы осетинского народа – именно это определило победу Леонида Тибилова на выборах 2012 года, победу, надо сказать, одержанную над довольно известными и авторитетными соперниками.

В преддверии президентских выборов 2012 года ситиуация в республике была накалена до предела. После гражданского кризиса зимы 2011 года и беспредела команды «калифа на час» В. Бровцева для граждан страны не имели существенного значения экономические программы кандидатов и красивые слова обещаний. Главное, чего ждал народ – что новый президент сможет вывести общество из затянувшегося внутреннего противостояния. Сейчас, вспоминая прошлые выборы, люди уверены, что не ошиблись, остановив свой выбор на кандидатуре Леонида Тибилова, главными его качествами называя личную порядочность, зрелость в мышлении и поступках, последовательность и твердость в принятии решений. Многолетний стаж службы в КГБ предполагал опыт в решении самых сложных вопросов, и первые же решения Тибилова только подтвердили – он справится.

«Я не буду делить народ на тех, кто голосовал против меня, и тех, кто голосовал за меня. Я буду работать за объединение народа Южной Осетии», – эти слова, сказанные Леонидом Тибиловым сразу же после оглашения итогов президентских выборов в 2012 году, стали главным принципом его работы на посту главы Республики Южная Осетия.

Сегодня, спустя годы, мы убеждаемся, что Тибилов – хозяин своего слова. И сегодня Президент по-прежнему не только символ, но и гарант согласия в обществе и внутриполитической стабильности.

МЕНЯТЬ К ЛУЧШЕМУ, УКРЕПЛЯЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

После приятных минут первых протокольных мероприятий для теперь уже полноправного Президента Республики Леонида Тибилова наступило время большой работы. О том, что главной приметой Республики к тому времени стали экономический и финансовый беспредел, знали многие.

Но никто и не догадывался, насколько глубоко проникла во все сферы коррупция, разрушающая наши надежды на экономическое становление. Страшная правда вскрывалась день за днем – государственная казна пуста, процесс восстановления провален, поданные в Россию прежним руководством победные отчеты о выполненных работах и достигнутых «свершениях» – фикция, а сама страна – на грани политического и экономического банкротства. Эта черная пропасть коррупции серьезно подорвала в тот момент доверие к властям Южной Осетии со стороны Москвы. Более того – было утеряно личное доверие Владимира Путина к институтам власти РЮО.

Новому главе государства предстояло в короткий срок решить сложнейшую задачу выхода из системного кризиса, не имея права на раскачку и права на ошибку.

Перед Леонидом Харитоновичем, как писали эксперты, в тот момент стояло как минимум три архиважные задачи:

Первое: восстановить внутриполитическую стабильность путем консолидации общества после раскола, вызванного последствиями президентской кампании 2011 года;

Второе: создать действенный механизм эффективного использования финансовых средств, выделяемых Российской Федерацией на восстановление и развитие РЮО;

Третье: восстановить имидж нашей страны, к тому времени стойко ассоциируемой с «черной дырой», где безвозвратно исчезают огромные финансы и гуманитарная помощь России.

И все эти задачи, казавшиеся многим невыполнимыми – были решены.

Именно Тибилову удалось разрубить «гордиев узел» непримиримых противоречий между политическими оппонентами, «разогретыми» событиями 2011 года – и все благодаря его умению понимать сущность людей и событий, искать и находить компромиссы. Политические антагонисты были приглашены в Правительство на ответственные должности – так было сформировано Коалиционное Правительство. Это единственно возможное на тот момент мирное решение вопроса дало возможность вывести имеющиеся противоречия в цивилизованное конституционное русло и обеспечить внутреннюю стабилизацию. Противники стали работать вместе на благо Республики.

А ведь такой шаг совсем не характерен для политической традиции Республики. Обычно новая команда формируется из сторонников победившего президента, а все проигравшие на выборах политические силы автоматически оказываются за бортом властного контура. Однако Леонид Тибилов сделал свой выбор – выбор миротворца, и оказался прав.

Не всем участникам Коалиционного правительства удалось доказать свою полезность Республике и превратить политические амбиции в реальные свершения, но огонь вражды был погашен.

Экономические вопросы оказались и того сложнее. Устоявшаяся за предыдущие годы схема социально-экономического взаимодействия между РФ и РЮО показала неэффективность, оказавшись фактически провальной. Вместо успешной реализации планов восстановления мы наблюдали неоправданную затянутость строительства объектов инфраструктуры, на фоне серьезных злоупотреблений и укрепления коррупционной вертикали.

Не боясь последствий, Тибилов объявляет коррупцию своим личным врагом и начинает выстраивать прозрачную систему в экономике и взаимодействии двух государств. Во многом это обеспечило понимание стратегии Тибилова со стороны Президента РФ Владимира Путина. Каждая встреча двух лидеров с этих пор становилась площадкой, принимались важнейшие решения, отразившиеся на жизни каждого гражданина Южной Осетии. От восстановления доверия – два лидера перешли к рабочему партнерству. И результатом этой работы стал новый межгосударственный Договор о союзничестве и интеграции, заключенный 18 марта 2015 года, закрепивший уникальные отношения двух государств. Это соглашение сочетает две стратегические задачи – интеграцию с Россией и государственность Республики Южная Осетия.

ПРЕЗИДЕНТ БЕЗ ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИКОВ

«У президента нет выходных!», – такой режим работы определил для себя глава государства. И потребовал полной отдачи от членов своей команды.

В 2012 году многим даже не верилось, что можно вообще что-то сдвинуть с мертвой точки, но самоотверженность Тибилова и его личный пример помог команде Президента в реализации самых смелых планов. За эти пять лет более 400 объектов введено в строй! А ведь пять лет назад денег в Южной Осетии даже на зарплату не было – так умело «попользовались» казной государства его предшественники.

Жизнь преподнесла и новые сюрпризы – закрытие Рукского тоннеля на Транскаме на реконструкцию грозило нарушить устойчивое сообщение страны с внешним миром, но и это не стало препятствием для Тибилова.

ДАТЬ СЛОВО НАРОДУ

Тибилову удалось положить конец «смутным временам», которые царили до него. Кажется невероятным, но в стране, граждане которой своей кровью и лишениями добились свободы, процветала «охота на ведьм». Всякое свободомыслие пресекалось, недовольство подавлялось грубой силой, никто не был застрахован от того, что не станет жертвой опричнины.

Тибилов прекратил этот произвол, вернув народу Южной Осетии реальную власть в своей стране и право голоса. Конечно, долго молчавший народ, не преминул по полной воспользоваться этим правом – критика власти сейчас не то что норма, но для некоторых – образ жизни. Впрочем, «караван идет», а все дельные предложения и замечания используются в принятии решений.

Государство прислушивается к мнению гражданского общества. Как пример успешного общественного диалога – отказ от строительства многоэтажного здания в историческом центре Цхинвала.

Мягкая сила – так можно сказать о Леониде Тибилове, который не приемлет авторитарный стиль руководства и авторитаризм.

Государство – это система общественных институтов, считает Президент Тибилов, начавший большую работу по совершенствованию Конституции. Он лично возглавил Комиссию по совершенствованию конституционного законодательства, куда вошли юристы-практики, депутаты Парламента, специалисты в области конституционного права. Был упразднен Президиум Правительства, нарушавший целостность структуры органов исполнительной власти. В марте 2013 года, воспользовавшись правом законодательной инициативы, Президент инициировал внесение изменений в Конституцию Республики Южная Осетия, передав часть конституционных полномочий по формированию судов Парламенту Республики. Все это сбалансировало государственную систему, обеспечив реальную демократию народу Республики.

Впервые за многие годы в РЮО в 2014 году состоялись действительно свободные, честные и демократические парламентские выборы. Даже недавно разразившийся парламентский кризис не вышел за приемлемые рамки межпартийных разногласий и не стал фактором дестабилизации. Особо отметим, что именно президент Тибилов сыграл определяющую роль в урегулировании этих противоречий, способствовав нормализации работы высшего законодательного органа страны.

Среди предвыборных обещаний Тибилова был и переход в избирательной системе от исключительно пропорциональной к смешанной, пропорционально-мажоритарной, позволяющей баллотироваться в Парламент и независимым кандидатам. И это обещание было выполнено. Теперь своих представителей в Парламенте могут увидеть все граждане Южной Осетии.

Важной стороной жизни нашего общества является свобода вероисповедания и взаимопонимание. И светская власть не стоит в стороне от этого вопроса. Президент Л.Тибилов выступает гарантом соблюдения прав наших граждан на свободу вероисповедания. Глава государства исходит из положения Конституции РЮО, которое гласит, что основой национального самосознания осетинского народа являются православие и традиционные верования. Поэтому обе эти мировоззренческие системы имеют в стране равные возможности. Как пример этого – строительство православного храма в Цхинвале и возведение святилища традиционных верований в селении Кларс.

Леонид Тибилов – последовательный сторонник возрождения национальной культуры и языка. Благодаря его примеру сегодня в Южной Осетии не только чиновники, но и простые граждане не считают зазорным появляться в национальном одеянии. В высокие кабинеты вернулся наш родной осетинский язык, Тибилов личным примером мотивирует к его использованию в официальной хронике, а благодаря теледебатам мы убедились, что по-осетински можно говорить на любые политические и экономические темы.

Поистине исторический шаг предстоит всему нашему обществу опять же по предложению Леонида Тибилова – референдум по возвращению нашей стране ее исторического названия – Государство Алания. Мы не просто будем голосовать, но возвращаем 800 лет аланской истории на карту мира.

За большими задачами Президент не забывает о важном – жизни каждого гражданина Южной Осетии, часто оказывая личную помощь в разрешении сложных ситуаций, лечении детей – и из личных средств, и в том числе сделав прозрачным расходование средств Спецфонда.

11 марта 2016 года в Южную Осетию вернулись освобожденные граждане Республики, осужденные ранее в Грузии по сфальсифицированным обвинениям. Георгий Зассеев, Иосиф Кочиев, Георгий Валиев, Борис Турашвили были приговорены к пожизненным срокам лишения свободы. В грузинских застенках ребята провели одиннадцать лет. Их освобождение проходило при активном участии Леонида Тибилова. Все эти годы семьи политзаключенных поддерживались не только морально, но и материально.

Необходимо признать, что за пять лет президентства Тибилова в общественно-политической и социально-экономической сфере удалось сделать в разы больше, чем за предыдущие годы, прошедшие с момента признания Россией независимости РЮО, и стоит отметить – при меньших затратах из бюджета. Это и есть эффективность – когда в рамках выделенного бюджета за счет верного планирования и организации ты выполняешь больше и точно в срок.

Можно ли считать процесс послевоенного восстановления Южной Осетии завершенным? Когда он завершится? – эти вопросы волнуют граждан республики.

– Сейчас восстановление идет в комплексе с новым строительством и развитием экономики, инфраструктуры и социальной сферы нашей Родины, – отвечает им Президент. – От стабильности к развитию – таким путем идет сейчас Южная Осетия. Самое главное для нас сейчас – сохранить ту стабильность, мир и согласие, к которым мы шли непростым путем. В нашем общем доме – в родной Южной Осетии – важно не дать снова посеять распри и разногласия.

Впереди еще много работы, и только вместе мы справимся с поставленными задачами. Некоторые сейчас забыли, в какой опасности оказалось будущее и благополучие республики вследствие волнений и беспорядков буквально пять лет назад. Они пытаются вновь вернуть в нашу жизнь крики и ссоры. Не стоит позволять им ослаблять нашу республику, на нас смотрит Россия, на нас смотрит весь мир. Так давайте беречь нашу гордость и спокойствие достойно наших великих предков – аланов!

Уверены, путь Леонида Тибилова в осетинской политике только начат- позади самые сложные годы, впереди еще много незавершенного, на повестке дня новые проекты в экономике и социальной сфере. Но мы уверены – дорогу наш Президент осилит!