Капитан первого ранга рассказывает…

В истории Советского Союза произошло много знаковых героических событий, участниками которых были и уроженцы из Южной Осетии. Это Карибский кризис, венгерские события, Афганская война…

В этой статье мы расскажем о войне, которая произошла на Ближнем Востоке в конце 1973-1974 г. г. между Израилем и Египтом. В начале 70-х годов прошлого века Ближний Восток являлся одной из горячих точек на планете. Этим во многом было обусловлено присутствие группировок военно-морских сил в мировом океане, и в Средиземном море. Ближневосточный регион и ранее был неспокойным, а с образованием Израиля в 1947-1948 г. г. еще более усилились взаимные претензии арабских стран и Израиля, что приводило к войнам. По этой причине произошла скоротечная война между Израилем и Египтом. Волей судьбы участником этих событий стал наш земляк Руслан Харитонович Цховребов, уроженец   с. Харисджын Знаурского района.

Будучи офицером политработником, заместителем командира Сторожевого корабля с бортовым номером «210», он принимал участие в боевых действиях между Израилем и Египтом. Его судьба вроде бы ничем особо не отличается от судеб многих людей его поколения.

Он родился в крестьянской семье в Победном 1945 г. После окончания в 1964 г. Корнисской средней школы он поступил в высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе в Ленинграде. В 1974 г. Руслан Цховребов, после событий на Ближнем Востоке поступил в Военно-политическую Академию им. В.И. Ленина. В 1977 г. он успешно окончил академию и продолжил службу на руководящих должностях на атомных подводных лодках Северного флота. После завершения учебы в академии ему, как и многим выпускникам должны были вручить адмиральские погоны. Однако в связи с развалом СССР этому не суждено было сбыться. Не дослужив положенного срока, многие были уволены из рядов ВМФ СССР.

О событиях же на Ближнем Востоке, которые произошли в конце 1973-1974 г. г. Руслан Цховребов рассказывает так:

«О военных действиях на Ближнем Востоке мы узнали в Севастополе, где наш корабль принимал участие в проведении праздничного салюта в честь 7 ноября. А за трое суток до указанного срока наш корабль стоял у причала Троицкой бухты Севастополя и пополнял запасы. Сборы на боевую службу завершились согласно установленному графику.

Вскоре из штаба флота пришло известие: проливы заказаны на 29 ноября 1973 г. Это означало, что проливную зону надо пройти за один световой день. В 4.00 назначенного времени и даты мы уже были на входе в пролив Босфор. В это время Черное море словно соревнуется с проливом. Волны создают там такую толчею, словно гигантские силы выталкивают воду, направляя ее прямо на днище корабля.

Нашему кораблю в 4.50 дали разрешение на движение по маршруту. К 11 часам прошли Босфор и вошли в Мраморное море. Из Мраморного моря на скорости 27 узлов (около 50 км/ч) помчались в Дарданеллы, на выходе из которого мы были уже в 19.00, чуть нарушив установленный режим движения. На условной линии между Средиземным морем и Дарданеллами экипаж корабля поздравил с прибытием в состав Пятой Оперативной эскадры ВМФ СССР его командир. Между тем, боевые действия между Израилем и арабскими странами принимали ожесточенный характер. По настроению личного состава было ясно, что люди еще не понимают, что находятся на боевой службе, но не на круизе. Пришлось срочно перестраивать работу всего офицерского состава корабля.

В целом, учитывая напряженную ситуацию, советский флот вышел в регион. Были сформированы оперативно-тактические эскадры разнородных сил на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах.

Боевая служба стала выполнением боевой задачи, основным видом боевой деятельности флотов. В этих условиях от экипажей кораблей, судов обеспечения и ремонта, авиации флота и морской пехоты требовалась постоянная готовность к выполнению боевых задач, предполагавших фактическое применение оружия и тактических средств.

В неспокойном Средиземном море помимо 5-й советской оперативной эскадры находились соединения США, Великобритании, Италии, Израиля. Как шутили моряки: «Средиземное море напоминало большой котел с клетками, притом котел – кипящий!»

Для нашего корабля главными задачами стали слежение за авиационными ударными силами США и обеспечение противовоздушной обороны сил флота в местах стоянки. Наиболее трудная задача – слежение за авианосцами. Выполнение этой задачи требует постоянного нахождения корабля в боевой готовности №1, что выматывает физически личный состав корабля. Не зря давали отдых 2-3 дня экипажу корабля, находящемуся на слежении 5-8 суток.

В начале 70-х годов не применяя активных действий и не находясь в состоянии войны с Израилем, СССР поддерживал Египет. На таком фоне наш сторожевой корабль оказался в территориальных водах Египта с кратковременным базированием в бухте Эс-Салум, где базировалась бригада надводных кораблей Египта. До нашего захода в названную бухту израильские самолеты успели потопить один арабский тральщик, который стал наглядным пособием для наших моряков!

Арабское командование поступило хитро – нас поставили ближе к границе Ливии, откуда заходили на бомбометание израильские самолеты. Израильтяне по нам не открывали огонь и за девять дней нашей стоянки с арабскими кораблями, израильские самолеты не сделали ни одного выстрела!

К концу января 1974 г. напряженность в регионе спала. Арабы добились ограниченных целей – вернули половину Синая, ранее захваченную израильтянами. Но отношения СССР и Египта от этого не улучшились.

В конце марта 1974 г. мы с командиром корабля стояли на юте и обсуждали возвращение на базу, и в этот момент шифровальщик Вася Родин протянул телеграмму. Прочитав ее, командир выругался и произнес: «Не могут спланировать, стратеги хреновы». Затем взял телефонную трубку и скомандовал: «Играть «Большой сбор!» Я прочитал телеграмму. Оказалось, что отработав на Боевой службе 4 месяца, наш срок продлили на месяц. Но мы понимали, что пахать нам придется еще месяца три. Боевые действия, где наш корабль оказался участником, закончились. Нам дали 10 дней отдыха в виде планово-предупредительного ремонта корабля.

В один из этих дней мы стояли на пирсе возле корабля. И от командира корабля стало известно, что местный судостроительный завод построил для Одесского порта сухогруз, готовый на 87 % к эксплуатации. Но завод вдруг захотел оставить сухогруз себе, хотя на нем уже развевался флаг СССР. Тогда командир корабля скомандовал: «Большой сбор!» Я прошел вдоль шеренг и скомандовал, кому выходить из строя.

Старшим назначили командира подразделения лейтенанта С. Шатун, двухметрового верзилу с полупудовыми кулаками и через минуту взвод матросов из 23 человек стоял на сухогрузе, еще через некоторое время они заводили буксирные концы. Мы получили приказ срочно выходить в море, что мы и сделали. С кораблем, имеющим три 100 мм орудия с полным боекомплектом и двумя шестиствольными установками для бомбометания, никто связываться не хотел. Мы привели недостроенный сухогруз с буксиром до траверза Кипра, и далее он пошел на Одессу, а мы в точку якорной стоянки. Впереди нас ждали месяцы Боевой службы».

Слушая рассказ ветерана о тех славных страницах в истории Военно-Морского флота, каждый из нас с ностальгией вспоминает великую страну, которая называлась Советским Союзом…

Инал ТИБИЛОВ