Как будет выглядеть строящийся новый мост?

Как будет выглядеть новый мост, который строится на месте Старого через реку Лиахва в исторической части столицы? Следует ли добавить новые элементы и добавят ли они эстетики? Будет ли строящийся мост похож на старый или станет совершенно новым? Эти и другие вопросы стали темой дискуссии в Национальной библиотеке им.Анахарсиса в четверг. Собравшиеся за круглым столом эксперты и представители Минстроя, общественности, горадминистрации, научные сотрудники, Союза художников и СМИ, другие заинтересованные лица обсуждали представленные шесть проектов внешнего облика строящегося моста.
Министр строительства, архитектуры и ЖКХ Константин Елдзаров обратился к собравшимся с предложением высказать свои пожелания по предложенным ранее эскизам проектов и коллегиально определить облик нового моста. Елдзаров пояснил детали каждого проекта и рассказал об отличительных особенностях.
Приятным моментом стала информация о том, что предусматривается благоустройство набережной вокруг строящегося моста. «Порядка 12 метров по обе стороны от моста берегоукрепляющие стены будут благоустроены. Строительство моста не затрагивает ни одно здание на ближайшей территории Старого города», – подчеркнул К. Елдзаров.
На вопрос о том, какими темпами ведется строительство, министр сказал, что процесс строительства моста – вопрос сложный, но он идет стабильно, хотя по ряду объективных причин не столь активными темпами. «Мы даже идем с небольшим опережением графика, несмотря на то, что работы должны были начаться в августе-сентябре прошлого года. Тогда вода в реке Лиахва была на минимальном уровне, и мы бы успели гораздо больше», – сказал министр.
«Однако появились другие вопросы. Так, например, на территории Южной Осетии отсутствует все необходимое оборудование для строительства моста. А по Транскаму достаточно сложно доставить современное мощное оборудование, чтобы пробурить сваи», – сказал министр. Это привело к некоторым отклонениям от сроков исполнения работ.
«К концу лета следующего года объект будет полностью завершен, а если удастся доставить раньше новое буровое оборудование, то темпы строительства ускорятся», – заверил присутствующих Константин Елдзаров.
Интересным фактом стала информация о том, что во время строительства был обнаружен материковый грунт. Это твердая порода – грунт высокой прочности на которую фактически опирается новое гидротехническое сооружение. Министр сказал, что это позволит сэкономить часть средств, выделенных на фундамент моста.
«По проекту были предусмотрены 12-метровые опоры-сваи. Но с учетом обнаруженного материкового грунта они будут порядка 8 метров. Это позволяет нам сэкономить средства, и мы сможем позволить себе декорирование моста», – сказал К.Елдзаров.
За круглым столом прозвучало много предложений и вопросов, касающихся как самого моста: материалов исполнения декоративных элементов – балясин, опор моста, осветительных приборов и прогулочных зон, а также прилегающих зданий и объектов. Не приведет ли сооружение к диссонансу с окружающим городским пейзажем? Этим вопросом задавались представители общественности.
Лариса Багаева, начальник отдела охраны памятников Министерства культуры, отметила, что предложенные варианты не повторяют исторический облик «Старого моста» и не поддержала ни один из эскизов.
Абсолютное большинство присутствовавших экспертов проголосовало за 4-й вариант проектных предложений. «Каменная кладка предложенного 4-го проекта создает эффект старины и органично вписывается в облик микрорайона. Также присутствуют орнаменты из осетинского эпоса – как на декоративной накладке, так и арке с обоих сторон моста», – отметил Елдзаров.
На основании результатов дискуссии Министерство строительства составит проект, который и станет паспортом объекта и будет размещен возле строящегося моста, а также в интернете и всех СМИ РЮО.
Напомним, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Южная Осетия приступило к строительству моста по улице 13 Коммунаров в конце прошлого года. Старый мост в Цхинвале, как всем известно, был включен в Инвестиционную программу содей-ствия социально-экономическому развитию РЮО.
Это значимый объект транспортной инфраструктуры города и его строительство вызывало бурные дискуссии в обществе. Однако сложное и ответственное решение принято. В Цхинвале будет построен новый мост. Работы будут проходить в два этапа и полностью завершатся в ближайшие два года.
Немаловажно, что мост будет расширен. Автотранспорт сможет свободно пересекать реку, не боясь встречного столкновения. По проекту новый мост заметно расширится, станет двухполосным с тротуарами. Его ширина составит 11 метров. «Согласно проекту, проезжая часть моста составит 8 метров, а ширина тротуаров будет по полтора метра. В рамках строительства моста планируется также укрепить крепостную стену возле объекта строительства», – сказал министр.
Кроме того, строители восстановят каскадное сооружение под пешеходным переходом.
Старый мост в Цхинвале был построен в самом начале прошлого века. До его возведения люди добирались на левый берег города по переправе. Старому мосту было более ста лет. Без сомнения, это сооружение – было одним из самых старых в Цхинвале.
Надеемся, что строители прислушаются к предложениям общественности и в ближайшее время нашему взору предстанет не просто сооружение для переправы, а настоящее произведение искусства, соответствующее международным стандартам.
Ольга ГАГЛОЕВА