Ичъына – в календаре осетинского осеннего праздника

В октябре в Осетии отмечается еще один праздник традиционного религиозного календаря осетин – Ичъына. В 2023 году он приходится на 8 октября.

Божество это самое загадочное в религиозных воззрениях осетин. Почитается по всей Осетии, однако семантика его все еще не определена до конца.
Праздник отмечается в честь окончания уборки урожая. В традиционной вере алан божество Ичъына также покровительствует скотоводам, так как к этому празднованию приурочивался отгон скота с летних пастбищ в зимние стойла. Вместе с тем в осетинском пантеоне для этого уже есть патрон скотоводства Фæлвара. Но, возможно, что это божество иной функции. Например, в одном из ущелий Северной Осетии встречается параллельное название праздника Мад Майрам – Сылты Ичъына (букв. Ичъына женщин). Можно предположить, что прежде это было женское божество и впоследствии архаичный культ был заменен христианским.
Надо сказать, что в Южной Осетии Ичъына не распространен широко как прежде, центром празднества на юге является селение Сатикар Цхинвальского района, где расположена священная роща.
В Уаладжиркоме праздник Ичъына отмечали у святилища Мигъдау – «Божество туч» у сел. Цамад. Оно считалось наиболее древним из всех местных святынь. По этнологическим записям Е. Е. Бараковой, сделанным в 1938 г. и хранящимся в фондах СОИГИ, «День Мигдау отмечали в праздник Ичъына, который бывает спустя месяц после Фыдыуани, в воскресенье. Это было святилище рода Кусагон (Хъусагонтæ). Мигдау был таким святилищем, где примиряли кровников. Они надламывали свои стрелы и оставляли их в святилище как знак примирения». Такая связь этих двух праздников, считает ученая, не случайна. По времени празднование Ичъына совпадает с христианским торжеством – Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день весь православный мир чтит великое чудо небесное Покров и спасение верующих от физического уничтожения врагами.
С другой стороны, святилище Мигъдау-дзуар – очень древняя и высокопочитаемая святыня. Она несет в своем имени власть над атмосферными явлениями – небесными водами, туманом, тучами, покрывающими землю.
В Куртатии его отмечают в пасхальную неделю, в соседней Тагаурии – в конце июля. Неоднократно цитируемый знаток народного быта осетин Б.Т. Гатиев писал об этом так: «Имя этого святого мы упоминали в молитве, читаемой при бракосочетаниях. Хуыцауы-дзуар почитается преимущественно горскими жителями, поставившими в честь его молельные дома, похожие на часовни, но без окон и образов. Самый праздник отправляется осенью, в то время, которое у осетин называется Ичына».
Далее он сообщал, что в этот день у стен святилища в жертву приносится столько козлов или баранов, сколько в году родилось детей обоих полов и сколько дочерей было выдано замуж. Праздник этот отмечается только членами общины без посторонних.

Подготовлено по материалам СМИ