Глобальная авантюра меняющегося мира в борьбе за мировое лидерство в сфере энергетических ресурсов

В начале третьего тысячелетия мировая цивилизация вступила в переломный период своего развития. Человечество стало свидетелем и участником поистине грандиозных по масштабам, кардинальных и быстротечных качественных перемен в мире, которые радикально меняют столь привычную и, как казалось, незыблемую структуру мироустройства. Никогда еще прежде в новейшей истории мировой порядок и его составные части не изменялись так стремительно, глобально и глубоко.    

Когда история человечества время от времени подходит к поворотным моментам, относительно главное ее развитие сменяется новой эпохой, мы становимся очевидцами радикально меняющегося современного мира. В настоящее время трансформируются международные экономические, политические и правовые отношения, система глобального управления в целом. Именно сегодня мощным катализатором этих перемен стали новые центры силы и влияния, ведущие к изменению соотношения сил в мировой политике и экономике.

Приходится констатировать, что начало XXI в. можно считать периодом нереализованных надежд. Провалились грандиозные планы и устремления великих держав и региональных образований. Не сбылись мечты США в деле построения однополярного мира в отдельно взятой стране, у Европейского союза пропали надежды на то, что «мягкая» Америка в лице Барака Хуссейн Обамы даст Европе возможность освободиться от американской опеки и выйти на первые роли в мировой политике и экономике. У Китая больше нет ни желания, ни даже возможностей соблюдать призыв Дэн Сяопина: «скрывать наш потенциал» и «выжидать удобного случая». И, похоже, этот «случай» явно наступил."Джабиев"

Глобализация, несмотря на свою молодость по сравнению с историей человечества, вовлекла в свое развитие колоссальные ресурсы: материальные, финансовые, интеллектуальные и общеполитические. Глобализацию нельзя победить или от нее уклониться – ее можно только понять и находить способ минимизировать потери от столкновения с ней, попытаться извлечь и выгоду. Поэтому в условиях возрастающей взаимосвязи и взаимозависимости государств мировой общественный прогресс все больше зависит от решения глобальных проблем – затрагивающих интересы и судьбы всех стран и народов, имеющих значение для прогресса человеческой цивилизации в целом. С учетом этих обстоятельств, одной из основных глобальных проблем современного меняющегося мира является проблема использования энергетических ресурсов.

Энергетический фактор стал приобретать все более ярко выраженный экономический аспект, является двигателем экономического и социального развития государства, кровеносной системой производственного организма. Энергетика становится зачастую неотъемлемым аспектом международных отношений и политических процессов и все это неизбежно влияет на добычу нефти и газа. Экономические инструменты, законы спроса и предложения корректируются международной структурой, отношениями между политическими лидерами или совершенно замещаются политической волей национальных государств, наднациональными организациями. Огромные запасы нефти, газа и главные их потребители оказались на разных континентах. Те, кто располагает огромными запасами энергоресурсов, и кто в них нуждается, стали активными участниками сложной геополитической игры. Между участниками этой геополитической игры развернулась широкомасштабная схватка за энергоресурсы. Конкуренция на мировом энергетическом рынке трансформируется в международную политическую борьбу, ибо конкурентная борьба за энергоресурсы стала борьбой за выживание.

Поэтому в условиях широко развернувшейся глобализации и обострившейся конкуренции значение энергетического фактора на мировых рынках неуклонно возрастает, и ему отводится всё более значимая роль во внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии. Доступ к территориям, располагающим огромными запасами минерально-сырьевыми ресурсами, становится государственной геополитической стратегией не только стран «золотого миллиарда», но и развивающихся стран. Развитые страны мира, с одной стороны, и энергодобывающие – с другой, стали формировать энергетическую политику и энергетическую дипломатию как важнейшие составляющие своей внешней политики и дипломатии. Энергетический фактор приобретает небывалую остроту потому, что перераспределение энергоресурсов осуществляется исключительно на обслуживание нужд лишь небольшой группы развитых стран, но такой подход вовсе не служит целям и интересам развития глобальной экономики.

В последнее время наблюдается концентрация капитала в нефтяных и газовых отраслях, где ключевую роль играют западные монополии так называемой «большой семерки». Страны «золотого миллиарда» ныне потребляют до 80 процентов всех добываемых мировых природных ресурсов. Развивающиеся страны ставят своей целью ускоренными темпами догнать развитые. Вначале вперед рванули «азиатские тигры», потом Китай, Индия и Бразилия. Всем им нужно все больше энергоресурсов.

Весьма серьезное внимание ученых – экономистов, политиков и экспертов привлекают присоединение Крыма к России, продолжающаяся гражданская война на Украине, введение антироссийских ничем необоснованных санкций Запада, сближение Москвы с Пекином и странами Латинской Америки, а также другие не менее серьезные направления переустройства Евразийского баланса сил. Именно с этих позиций рассматриваются отношения основных региональных игроков и внешних центров силы, включая США, ЕС, Россию, Турцию, Китай, Иран, Израиль, Саудовскую Аравию, Катар, Индию и Пакистан, а также НАТО и ШОС.

Можно назвать примерно 500 глобальных компаний тех же региональных игроков, которые контролируют большую часть экономики планеты. Однако из этих компаний можно выделить 10 – 12 крупнейших государственных и частных концернов, определяющих условия и направления движения мировых потоков энергии. А в числе ведущих корпораций мира 7 являются нефтяными компаниями. Именно они, опираясь на «большую семерку», влияют на изменения государственных законов и международных норм и правил. Контроль над энергоресурсами, особенно над нефтью и газом, приносит им огромные богатства. Страны же, не имеющие доступа к энергоресурсам, становятся беднее, а их экономика постоянно испытывает угрозу надвигающегося кризиса.

Самое главное для руководителей развитых стран, их сателлитов и союзников -реальные экономические, геополитические и военно-стратегические интересы, а демократия, в том числе на Украине, не более чем инструмент продвижения своих интересов в жизнь. О чем открыто заявил президент США Барак Хуссейн Обама, единственной целью которого является сохранение гегемонии США любыми средствами и любой ценой. Основными государствами, которые, по его мнению, в настоящий момент препятствуют этому, являются Россия и Китай. Правда, с самого начала основное внимание Вашингтона было сосредоточено на Пекин и, занимался нейтрализовать его как потенциальной сверхдержавы, а Россия, явно недооценивая ее, находилась на периферии американской стратегии. Но одновременно главной текущей задачей Вашингтона является принуждение России к сохранению маршрута транзита газа в Европу именно через Украину. Это означает продолжение прямого и косвенного финансирования ее экономики за счет Москвы.

Становится очевидным тот факт, что всего в мире выявлено примерно 600 нефтеносных бассейнов, и большинство из них превратилось в объект жесткой борьбы за контроль над ними и каналами транспортировки их ресурсов на мировые рынки потребления. В частности, США, как уже было отмечено, претендующие на мировое лидерство, формируют свою внешнюю политику с учетом конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Мы являемся свидетелями и современниками таких вопиющих фактов, когда США, используя любые технологии, вплоть до ввода войск на территорию независимых государств, где размещены огромные запасы энергоресурсов, под предлогом «соблюдения прав человека», «свержения какого-либо тирана», или «изъятия оружия массового уничтожения», завоевывают сырьевые ресурсы чужих стран.

Кроме того, характерной особенностью внешней политики США в условиях глобализации является постоянное стремление переводить экономические, энергетические, технологические проблемы в разряд политических. Если в недалеком прошлом политические меры традиционно служили средством решения вопросов энергетической безопасности, то в последние примерно два десятилетия и производство энергоресурсов, и особенно маршруты их транспортировки к потребительским рынкам превратились не только в поле геополитического соперничества государств, но и в широкомасштабную, многовекторную, подчас изощренную сферу политического и дипломатического давления.

Чрезвычайно важным обстоятельством является тот факт, что политической доминантой современности становятся попытки США не просто потеснить Россию на мировых энергетических рынках, а даже отсечь ее от нефтегазовых источников в третьих странах. Достаточно отметить политическую экспансию, предпринимаемую США для установления контроля над основными экспортными потоками углеводородов в регионе «Большого Каспия», представляющего собой естественную историческую сферу интересов России. В основе военной, ничем не спровоцированной агрессии США против Ирака, Ливии лежит большая нефть, стремление США установить полноправный контроль над богатым энергоресурсами регионом и экспортными магистралями. Словом, развитие энергетических процессов на современном этапе определяется не только ее технологическими особенностями и экономическими потребностями, но и геополитическими и геоэкономическими факторами, подчиняясь только политической целесообразности. Все это говорит о том, что в разных регионах мира тлеют конфликты, которые подогреваются «нефтяным голодом». «Нефтяной голод» ведет к тому, что в борьбе за источники нефти назревают военные конфликты, благодаря чему крупнейшие энергетические транснациональные компании политизируются и теряют свою экономическую свободу.

Известно, что истинно демократические институты возникают благодаря длительному процессу формирования гражданского общества, а не путем свержения законной власти, навязывания извне. В этом и заключается ограниченность весьма примитивной внешней политики США, основными результатами которой стали многочисленные преступные военные конфликты с их активным участием со многими богатыми нефтяными регионами в целях присвоения себе чужое национальное богатство. В этом и заключается сущность большой политической ошибкой США, ибо эта страна, не соблюдая существующие международные нормы и правила, постоянно безнаказанно проводит агрессивную непрофессиональную внешнюю политику, переходящую в вооруженные конфликты.

Еще более интересными и непредсказуемыми выглядят расклады на европейском газовом рынке, где США всеми силами пытаются вытеснить Россию с газового рынка Европейского союза за счет собственного некачественного сжиженного газа. США в ближайшие годы попытаются поставлять свой сжиженный газ в Польшу и Литву, ибо они больше всех зависят от российского газа, но по оценкам экспертов, объемы там небольшие – всего около 10 млрд куб. в год. Данный проект можно отнести к разряду политических, так как он не повлияет на расклад сил в европейском регионе.

В этой связи здесь нельзя не вспомнить ситуацию, складывающуюся вокруг запущенного строительства газопровода «Южный поток», основной целью которого является обеспечение бесперебойных поставок газа России для более широкого и надежного проникновения на европейский рынок.

Строительство газопровода «Южный поток» началось 7 декабря 2012 г. Его оценочная стоимость составляет в порядке 16 млрд евро. Данное сооружение состоит из четырех ниток газопровода диаметром 32 дюйма по дну Черного моря с укладкой на максимальную глубину до 2,25 тыс. м. Они будут проложены от головной компрессорной станции «Русская», которую построят на российском побережье до приемного терминала «Паша-дере» на болгарском берегу близ Варны. Общая длина укладываемых труб составит 3,7 тыс. км. Далее магистраль пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на север Италии. С территории Сербии от нее будут построены газопроводы-отводы в Хорватию и Республику Сербскую (в Боснии и Герцеговине).

Общая протяженность основной сухопутной магистрали в странах Центральной и Южной Европы составит около 1455 км. При строительстве будут использоваться трубы диаметром 1200–1400 мм. Коммерческие поставки газа по трубопроводу в Европу могут начаться в 2016 г. Предусмотрено обеспечение надежных поставок топлива европейским потребителям без транзитных рисков. Бесспорно, это внесет существенный вклад в укрепление международной энергетической безопасности.

Казалось бы, что еще может быть лучше для европейского потребителя российского газа; и, вообще, что тут плохого, когда страны, нуждающиеся этим стратегически важным сырьем, будут получать его бесперебойно и без политических амбиций и интриг. Но не тут-то было. Вокруг будущего, газопровода под названием «Южный поток» сломано уже много копий; разыграны всевозможные интриги, превращенные в политические игры; предлагаются различные альтернативы по обеспечению топливом потребителей стран Европы. Как только не называют западные средства массовой информации данный проект: и «газовыми клешнями, которыми Россия окончательно возьмет Европу за горло», и «некоммерческими, а чисто политическими проектами» и т.д.

Весь этот негатив сводится к тому, что вокруг «Южного потока» явно прослеживаются следы чисто политического характера. Настроения и позиция Евросоюза могут значительно ужесточиться из-за очевидной экспансии США на европейский энергетический рынок. Не случайно, когда сначала Болгария, а затем и Сербия заявили о приостановке работ по строительству газопровода «Южный поток» на территориях своих стран. Однако, как выяснилось, ни Болгарии, ни Сербии приостановка прокладки газопровода невыгодна. Дело в том, что в «Южный поток» уже вложены весьма внушительные финансовые средства. Кроме того, здесь очевидна финансовая заинтересованность Болгарии в строительстве газопровода, так как еще на стадии обсуждения проекта речь шла о том, что государство будет получать ежегодно 2,5 млн евро за транзит газа в другие европейские страны. Но справедливость все-таки восторжествовала: по источникам СМИ – Болгария, Сербия, Австрия, Венгрия, Италия подтвердили свое согласие о продолжении строительства газопровода «Южный поток». Эти страны осознали важность экономически выгодного для них проекта, несмотря на то, что на них оказывают мощное политическое давление со стороны высшего политического руководства Евросоюза и США.

Как мы отметили выше, наибольшую роль в событиях на Украине играют США, спровоцировавшие этот конфликт по чисто политическим соображениям. Основной стратегической целью США в украинском конфликте – создать в Европе очередную зону политической и военной нестабильности, попытаться взять под контроль российские газопроводы. Стратегия подобного рода вытеснения России с газового рынка Европы и снижения цен на поставляемый им газ американцы оказывали самое прямое влияние на позицию Украины в переговорных процессах.

Вообще-то, Украина заняла весьма странную позицию, охотно примеряя на себя роль военного форпоста НАТО против России. Она доказывает свою глубокую враждебность к России и готовность идти на любой с ней конфликт, ибо политические мотивы возымели верх над деловыми. Являясь родственной страной России, Украина выполняет задание политического заказа – разжечь антироссийскую истерию, чтобы ввести новые санкции ЕС и США против страны, с которой имеет тесные экономические, научно-технологические, производственно-кооперационные связи и, самое главное, родственные отношения, вызвать новый конфликт и вновь предстать перед Западом как жертва.

США абсолютно не заинтересованы в укреплении позиций России на европейском рынке энергоресурсов. Именно срыв переговоров по поставке газа между Украиной, Европой и Россией был инициирован Вашингтоном. США всеми средствами блокируют строительство «Южного потока», ибо в случае реализации этого проекта присутствие России на европейском рынке усилится. Это обусловлено тем, что Европа постепенно отказывается от угля, так как природный газ является экологически чистым для окружающей среды, и его потребление будет неуклонно расти в дальнейшем.

Все войны или военные конфликты, развязанные США, всегда были источником их экономического подъёма. Исторический опыт свидетельствует о том, что захватнические войны в Европе всегда были важнейшими источниками экономического подъёма и политического могущества США. Для сохранения своего доминирования США разыгрывают сценарий развязывания очередные широкомасштабные военные конфликты, если хотите, мировой войны в Европе. Причем они пытаются, как правило, за счёт Европы упрочить своё положение в мире, воскрешая подсознательную русофобскую политику среди политических элит европейских стран. Историческая наука нас учит, что именно США получили статус великой державы благодаря успешному развязыванию мировых войн, в результате чего осуществлен гигантский отток капиталов и утечка «мозгов» из воюющих между собой европейских стран в США. Третья мировая война не состоялась лишь по той простой причине, что она не созрела до уровня захватнической кровопролитной войны мирового масштаба и она закончила свою миссию как «холодная война». Но, несмотря на это, «холодная война», проигранная СССР, в дальнейшем эффективно и аккуратно внесла свою лепту в реформировании мироустройства, способствовала распаду мировой социалистической системы и Варшавского договора, что дало США приток более триллиона долларов, сотен тысяч специалистов, достаточно огромного объема плутония и других ценных материалов, множества уникальных технологий. Все эти войны или военные конфликты межнационального характера были спровоцированы при активном вмешательстве или содействии, в основном, американской «пятой колонны» в лице контролируемых, финансируемых и поддерживаемых американскими спецслужбами шпионов, олигархов, дипломатов, чиновников, бизнесменов, экспертов и общественных деятелей. И сегодня, когда США сталкиваются с экономическими трудностями, они пытаются развязать в Европе очередную войну или спровоцировать локальные конфликты, которые нужны им для успешного решения своих социально-экономических потребностей, они используют технологии следующего характера:

– ложное и на редкость циничное обвинение России в агрессии против Украины позволяет США ввести финансовые санкции с целью замораживания (списания) американских обязательств перед российскими структурами в размере нескольких сотен миллиардов долларов для облегчения запредельного долгового бремени США;

– замораживание российских активов в долларах и евро, чтобы их владельцы не смогли выполнить свои обязательства перед европейскими финансовыми институтами, что создаст последним серьёзные трудности, чреватые банкротством некоторых из них, в результате чего, европейская банковская система будет стимулировать отток капитала в США для подержания долларовой пирамиды их долговых обязательств.

– санкции, которые устанавливаются Евросоюзом под диктовку США против России, нанесут существенный ущерб экономике Евросоюза на сумму около триллиона евро, а это ухудшит еще состояние экономики европейских стран, ослабит экономику Европы в конкурентной борьбе с США, но не стоит забывать о том, что санкции, как правило, всегда имеют эффект бумеранга;

– введенные санкции против России способствуют вытеснению с европейского рынка российского газа с целью его замещения американским сланцевым газом;

– втягивание европейских стран в войну с Россией усилит их политическую зависимость от США, что облегчит процесс навязывания Европейскому союзу зоны свободной торговли на выгодных США условиях;

– искусственно спровоцированная война Вашингтоном на Украине даёт повод для наращивания военных расходов в интересах военно-промышленного комплекса США.

Теперь попытаемся разобраться, в чем же заключается сущность экономических трудностей США? Каковы глубинные интересы и масштабы вашингтонских политтехнологов в части, касающейся дестабилизации обстановки на Украине, чтобы посеять там хаос и неразбериху, создать предпосылки для развязывания войны между Россией, Украиной и странами Европейского союза? Чтобы дать ответы на поставленные вопросы, следует обратить внимание на современное состояние экономики США, которая выглядит далеко не блестящей.

Итак, если рассмотреть экономические показатели США, то согласно официальной статистике, становится очевидным, что совокупный внешний долг этой страны уже вырос до 17 трлн. долл. (то есть более 100% от ВВП США). Внутренний долг составляет порядка 50 трлн. долл. Сегодняшние реальные доходы американцев опустились на уровне 60-х гг. и активно падают. Долги превышают объём депозитов более чем в 2,2 раза! У корпоративного сектора падают объёмы годовой выручки, а также рентабельности активов. А это означает, что сам факт прекращение кредитования США приведет к обрушению экономики этой страны, гиперинфляции и обострению внутриполитического кризиса, в результате чего США потеряют статус мирового лидера. Для того, чтобы предотвратить такое развитие событий США вполне могут провоцировать бесконечные войны в Евразии и Ближнем Востоке, в ходе которых США могут остаться единственным в мире «островком мировой стабильности и порядка».

Следовательно, одна из стратегических задач США – выйти из мирового финансового кризиса победителем, списать свои фантастические долги, перезагрузить долларовую финансовую систему и, в конечном счёте, сохранить однополярный мир. Не стоит забывать, что Америка страна такая, которая может спастись только за чужой счёт, и на роль «жертвенного агнца», как и в годы Великой депрессии, лучше всего на эту роль подходит именно старушка Европа. Поэтому необходимо заставить ее любой ценой добровольно кинуться в тесные объятия заокеанского всемогущего Нового Света, чтобы разорвать кооперационные связи Евросоюза с Россией. Вот для чего понадобилась им братоубийственная или гражданская война на Украине.

Профессор Колумбийского университета Пол Кристи резюмирует в интервью «Европейскому экономическому вестнику» «… чтобы покончить с долгами, Штатам необходимы новые рынки, по масштабам сопоставимые с рынком США – единственным таким рынком сейчас может быть только европейский…», как говорится, комментарий здесь излишни.

Эту задачу Вашингтон собирается решить с помощью Трансатлантической зоны свободной торговли – крупномасштабного проекта. Здесь Вашингтон способен лишить европейцев протекционистских барьеров в торговле, и тогда американские товары хлынут на рынки Европы. В таком случае Старый Свет перестанет производить высокотехнологическую продукцию, её население обнищает, а капиталы устремятся в «тихую американскую гавань», в данном случае Евросоюз станет для США тем же, чем сегодня для самого Евросоюза являются восточноевропейские сателлиты.

Собственно говоря, для чего нужен тогда США украинский кризис? По замыслу натовских стратегов отрыв Украины от России должен быть оформлен подчинением Украины Евросоюзу в форме Ассоциации, посредством которой Киев отдаёт суверенные права Украины в области регулирования внешнеэкономической деятельности, проведения внешней и оборонной политики Брюсселю, а затем Вашингтон берет бразды правления в свои руки.

Кроме того, США ищут всевозможные пути и способы для установления своего контроля над энергетическими рынками Европы вплоть до создания неблагоприятных условий для работы «Газпрома». А борьба за энергоресурсы на мировых энергетических рынков ведется не по правилам конкурентной борьбы, а агрессивным, захватническим способом, ведь такой богатый опыт имеют США.

Известно, что политика, проводимая США на Украине затрудняет транзит через территорию последней российского газа в Европу, благодаря чему европейские потребители этого вида топлива могут искать другие рынки, в том числе и в США. Обещанные поставки газа из США в Европу – это долгосрочная перспектива, и ожидать скорого прихода американского газа в Европу не стоит. «Сланцевый бум» в США пока оказывает на европейские газовые рынки незначительное воздействие, поставки дешевого сланцевого газа из США в Европу – не более, чем миф.

В последние годы среди ученых и практиков о пользе сланцевого газа ведутся довольно горячие споры. Но на фоне истощения традиционных запасов газа, по мнению многих ученых и экспертов, сланцевый газ не сможет стать в ближайшее время достойной альтернативой природному газу по той простой причине, что такая форма добычи газа не соответствует современным экологическим требованиям к энергоресурсам. Но вместе с тем, следует отметить, что перспективы добычи сланцевого газа имеются только в слабозаселенных районах и в странах, которые согласны на снижение экологической безопасности. На сегодняшний день ни в одной стране мира, за исключением США, сланцевый газ в крупных промышленных масштабах не добывается, но отметим, что реальное положение дел в газодобывающей промышленности США складывается совсем не так, как бы им хотелось.

Но здесь элементарная логика полностью отсутствует – поставляя американский газ странам Европы, им придется нести весьма серьезные финансовые потери, так как доставить американский газ в Европу технически весьма сложно. Но это не все. Для того чтобы транспортировать сжиженный природный газ, к примеру, в Германию, необходимо обустраивать инфраструктуру, но она полностью отсутствует там. А вот, станут ли немцы строить терминалы стоимостью более 5 млрд. долларов в интересах энергетической стратегии США? Впрочем, для Европы это будет означать дополнительные и огромные расходы, а для американцев – извлечение огромной прибыли. На грани срыва могут оказаться не только соглашения по газу, но и сотни крупных соглашений в других отраслях экономики, в реализацию которых уже вложены огромные финансовые вливания.

Все происходящее в сфере мировых энергетических ресурсов – авантюра глобального характера. Россия как надежный партнер, по признанию самих европейских партнеров, потребителей газа, пошла по другому, самостоятельному пути, в поисках надежных контрагентов и, похоже, она нашла их.

С учетом этих неблагоприятных обстоятельств, Россия уже около десяти лет весьма активно продвигает альтернативный глобализационный проект, который условно можно назвать «евразийским». Суть этого проекта проста – объединить Евразию с помощью людских, экономических, политических и культурных потенциалов России, Европы, Китая, Индии и других развивающихся стран, сформировать тесно спаянные друг с другом валютные зоны, которые могут способствовать формированию кооперационных связей с последующим созданием многополярного мира.

В этой связи нельзя не вспомнить о недавней экономической сделке, заключенной между Россией и Китаем во время визита президента РФ Владимира Путина в Шанхай. Данная коммерческая сделка стала ключевым фактором, серьезным политическим шагом и предметом широкого обсуждения не только в широких кругах бизнес-сообщества, но и большой политики. Подписанное соглашение между Китаем и Россией получила широкомасштабный международный резонанс, справедливо назвав ее «сделкой века». Все крупные мировые агентства и аналитические центры считают знаковым событием, крупнейшим для Газпрома контракт с китайской компанией CNPC, ибо сегодня, как никогда Россия получила исторический шанс, в первую очередь, выход на азиатские рынки для реализации своих стратегических задач в области привлечения надежных контрагентов (партнеров).

Китай подписал долгожданное соглашение, чтобы дать возможность Пекину использовать новый источник экологически чистой энергии, а Россия срочно пересмотрела свои экономические взаимоотношения с соседями, отдавая предпочтение рынкам Азии, поскольку ее отношения с США резко ухудшаются день за днем, конечно же, по вине американской стороны. Китай точно так же, как и Россия, стремится противостоять американскому влиянию в глобальной экономике и политике. Поэтому российско-китайское сотрудничество может нанести серьезный ущерб для развития экономического потенциал США. Китайский визит В. Путина увенчался окончательным формированием стратегической оси Москва – Пекин. Согласно подписанному контракту РФ будет поставлять газ по вполне приемлемой цене, что заметно усиливает позиции России в энергетических спорах с Западом.

При этом западные СМИ признают – контракт не только открыл России азиатский рынок, но и продемонстрировал всему миру о беспочвенности изоляции ее от всех стран из-за украинского кризиса, так как такая надуманная версия слишком преувеличена. Наоборот, располагая широкомасштабными природными ресурсами, Россия имеет огромные коммерческие возможности по расширению аналогичных контрактов, демонстрируя США и Европе свою абсолютную экономическую независимость.

Следовательно, можно констатировать, что Россия имеет все основания поддерживать тесные торговые отношения с Китаем в сфере энергетических ресурсов, потому что европейский рынок проверенный временем стал для нее огромным вопросительным знаком по многим насущным проблемам. Данный контракт свидетельствует в том, что великая страна в лице России возвращается на международную арену, где можно обойтись без участия стран Запада.

Здесь уместно отметить, что Вашингтон потерял контроль над китайским рынком. Российско-китайский договор о поставках нефти сроком на 30 лет частично заблокировал американское влияние. Правительство США приложило массу усилий, чтобы воспрепятствовать проникновению товаров из Китая на европейский рынок, контролируя морские просторы военными кораблями Штатов. Сама собой возникла идея восстановления древнего торгового маршрута, который в учебниках истории называют «Великий шёлковый путь».

Но это не все. Россия пошла дальше по налаживанию и поиску новых торговых партнеров в сфере энергетических ресурсов. Дело в том, что одним из новых гигантских потребителей российского газа вслед за Китаем может стать Индия, которая ведет переговоры с Россией и Китаем о продлении строительства газопровода «Сила Сибири» до своей границы. Премьер-министр Индии Нарендра Моди ставит целью расширение числа источников нефти и газа для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы в стране. В случае осуществления такого важного проекта как «Сила Сибири», данный газопровод станет одним из самых длинных в мире. Таким образом, «Газпром» обеспечил себе прочные позиции как с северного, так и с южного флангов.

Анализируя вопрос глобальной авантюры энергоресурсов на мировых рынках, нельзя пройти мимо такого важного вопроса современности как стремление Вашингтона к недопущению формирования альтернативной США мировой державы. Вашингтонские политтехнологи явно пытаются любой ценой не допустить, чтобы КНР и Россия никогда не были признаны великими державами, а также ослабить промышленный и технологический потенциал Европы. США всегда стараются к тому, чтобы в стратегически значимом и богатом евразийском регионе, через который проходят важные коммуникации, где есть нефть, газ, уран и т. д., вовлекая их в противоборствующие блоки, постоянно присутствовали там хаос, конфликты, нестабильность и.т.д. Именно благодаря внедрению в жизнь такой коварной и лицемерной внешней политики в меняющемся мире, США всеми средствами и способами пытаются сохранить свое лидирующее положение в качестве однополярного мира. Исходя из этого, можно привести достаточно много примеров, когда этой хищнически настроенной и ненасытной страной уже реализованы захватнические планы по сохранению статуса мирового жандарма. Поэтому для подтверждения нашего постулата, приведем лишь некоторые примеры и напомним – в каких странах США организовали военные конфликты для захвата нефтяных и газовых месторождений в целях решения своих экономических и политических проблем.

Итак, попытаемся привести перечень государств, подвергшихся за последние десятилетия агрессивному нападению, или против них были введены санкции со стороны США.

Ирак – вторая в мире (уступает только Саудовской Аравии) страна по запасам нефти после американской интервенции сегодня фактически разделён на несколько государств, до сих пор там продолжаются вооруженные столкновения, погибают десятки людей, известно, что американцы там не нашли оружия массового уничтожения, так как его там никогда не было. Реальной причиной американской стратегии выстраивания «Большого Ближнего Востока» и оккупации Ирака была не обеспокоенность Вашингтона по поводу имеющегося у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения, а проблема захвата энергоресурсов, так как в Ираке сосредоточено 62% мировых запасов нефти и более чем 40% газа. Эксперты не без сарказма отмечают, что американские военные в Багдаде наиболее тщательно охраняли министерство нефтяной промышленности, куда не попал ни один снаряд. А в США же уровень собственной нефтедобычи катастрофически падает, и страна давно уступила свое первенство Саудовской Аравии, а затем и России.

Афганистан является транзитной страной туркменской нефти в Индию и в порт Гвардар, но благодаря усилиям и стараниям США эта страна превратилась в зону по экспорту терроризма и героина.

Бывшая Югославия разделена на семь стран, где тлеют межнациональные и межконфессиональные конфликты, а территория Косово стала свободным коридором по транзиту наркотиков в Европу.

Судан – как только Китай проявил интерес к тамошней нефтедобыче, при непосредственном вмешательстве американцев государство распалось на две враждующие друг с другом страны.

Ливия – крупнейший экспортёр нефти и газа в Европу, но после вооруженного вмешательства НАТО, в настоящее время это фактически три отдельных государства (Феццан, Ливия и Киренаика).

Египет – транзитный коридор из Европы в Индийский океан, по которому проходят сотни танкеров.

Сомали – транзитный коридор для нефти и газа, теперь там образовалось два государства и превращена в логово пиратов.

Сирия – страна, через которую в Европу шли трубопроводные нефть и газ из Передней Азии, уже почти два года воюет с боевиками и, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением сирийского лидера Башара Асада, но США и их европейские союзники так и не смогли оккупировать Сирию.

Иран страна с колоссальными запасами нефти и газа блокирована всевозможными американскими санкциями и торговым эмбарго.

Наконец, не состоявшееся государство Украина, по территории которой проходит порядка 50% российского газа, но благодаря Майдану начинает «балканизироваться», территориальная целостность, которой пока под большим вопросом, а её газотранспортные сети нелегитимные киевские власти «неожиданно» передают фирме Chevron, тесно связанной с новыми американскими властями. Украина для основных политических игроков мира стала уникальным инструментом снижения международного статуса России и эффективным рычагом давления на Москву. И более того, здесь, конечно же, выигрывает Вашингтон, который при любом раскладе и развитии событий всегда останется в выигрыше, «подарив» Европе и России очередную проблемную экономическую и политическую зону.

С учетом этих преступных военных действий США и НАТО возникает несколько вполне закономерных вопросов риторического характера: а понесли ли какое-либо наказание они после совершения преступления против вышеперечисленных стран и, вообще, человечества? А чем же занималась за это время международная организация ООН, которая, к величайшему нашему сожалению, давным-давно уже не выполняет свои прямые функциональные обязанности должным образом? А где же пресловутые санкции против них? Или какое это всё имеет отношение к Украине и переделу мира? Ответ будет таков: такую перспективу или иллюзии для себя строили и строят сенаторы и конгрессмены США, президент Барак Обама, канцлер Ангела Меркель и многие другие политические деятели стран Запада, поскольку, по прогнозам Министерства энергетики США, в 2030 г. наступит глобальный энергетический кризис. Ожидаемый энергетический кризис этими политиками воспринимается как руководство к действию, и они этим прогнозом клинически напуганы. Следовательно, происходит ожесточенная схватка за энергоресурсы с прицелом на «намеченный» энергетический кризис 2030 года. Политическое решение простое – любыми средствами и способами до 2030 г. прибрать к рукам чужие энергетические ресурсы. Кто успеет захватить месторождения ресурсов, получить достаточные источники энергии к 2030 году, тот выживет, а остальные будут драться за ресурсы, уничтожая друг друга, переходя в прямом смысле слова на дрова и кизяки. Поэтому от Запада не стоит ждать уступок, кто уступит, тот будет выброшен на обочину мировой экономики и политики. Увы, такова настоящая правда глобальной авантюры современного меняющегося мира в борьбе за мировое лидерство в сфере энергетических ресурсов.

Итак, лживая и лицемерная риторика американских политиков и должностных лиц еще раз убеждают нас, что развернувшаяся гражданская война на Украине направлена явно против России. В этом братоубийственном кровопролитии украинская армия выступает не более чем исполнителем преступных указаний американского руководства, а народ Украины используется в качестве «пушечного мяса». Основной целью этой безумной войны является отрыв Украины от России, о чем мечтал еще в свое время Бисмарк, который считал эту идею важнейшей геополитической задачей Запада. При этом, следуя заветам Бисмарка и советам другого политтехнолога Бжезинского, в качестве главной линии раскола они используют ловко разыгрываемую политическую карту Украины, рассчитывая, с одной стороны, на ослабление и агрессивную реакцию России, а с другой – на консолидацию европейских государств в их традиционном стремлении к колонизации украинских земель.

Мировое научно – технологическое сообщество готовится к прорыву освоения новых высоких технологий и шестого технологического уклада, налаживания кооперационных связей на честной и добросовестной основе. Но старый пожилой человек Бжезинский, явно отставая от жизни, по-прежнему, продолжает развивать и внедрять этот «древнейший» постулат в сознание американцев и мирового сообщества. А ложная суть русофобской интерпретации Бжезинского заключается в том, будто бы без Украины Россия никогда не может быть великой державой. Данное ложное утверждение этого дряхлеющего старика-политтехнолога стала руководящим и направляющим принципом современной политической жизни США в отношении дальнейшей судьбы многонациональной России, оно может способствовать регрессивному развитию общемировой цивилизации и демократии. Именно к этой цели США шли более двадцати лет после распада СССР, ибо по информации помощника Госсекретаря США Нуланд, на подготовку антироссийской политической элиты в Киеве после развала СССР потрачено более 5 млрд. долларов.

Основная стратегическая цель США заключается в том, что бы Россия проиграла в этой геополитической игре и вернуть её под американский контроль, как это было при Ельцине, а ослабление Европы – её экономическое подчинение посредством формирования трансатлантической зоны свободной торговли на американских условиях. Тем самым Вашингтон надеется развивать и укрепить торгово-экономические отношения с Китаем, экономика которого развивается довольно быстрыми темпами, явно с огромным преимуществом, сохраняя мировое господство в конкуренции с ним.

Если говорить о возврате статуса великой державы России, то вспомним те трагические события, которые были вписаны черными буквами в страницы истории государства российского после развала Великой державы под названием СССР. Тогда после продолжительного периода времени, особенно в 90 – гг. прошлого столетия, Россия начала сдавать всех возможных позиций на международной арене, прежде всего США и Западной Европе. Но по велению судьбы, начиная с нового столетия, в связи со сменой руководства, российское государство твердо обозначило свой внешнеполитический курс по восстановлению статуса великой державы. Вспомним хотя бы трагические события в Южной Осетии в августе 2008 г., когда преступный режим неадекватного Саакашвили при активной поддержке стран, именующих себя «демократическими» попытались с бредовой мечтой превратить нашу Республику в «чистое поле». Но вооруженными силами России и Южной Осетии совместно с ополченцами Республики был нанесен такой сокрушительный удар хваленым грузинским воякам и их «интернациональным» наемникам, что территориальная целостность нашей Республики была сохранена, а агрессор понес серьезное наказание.

Но решительные действия руководства России по отражению американо-грузинской агрессии в Южной Осетии, а также спасение населения Крыма от геноцида со стороны выращенных США украинских нацистов, не оставили им минимальных шансов на победу. Дело в том, что американские стратегии горели огромным желанием захватить территорию Южной Осетии, чтобы отсечь Россию от Закавказья и, разместить там воинский контингент НАТО, поскольку данная территория является важным военно-стратегическим плацдармом.

Что касается событий Крыма, то в данном случае В. Путин дал мощнейшую пощечину своему американскому коллеге. Дело в том, что американцы самым тщательным образом готовились к мероприятиям по размещению своих военно-морских подразделений в Севастополе, но и здесь Президент Российской Федерации В.В. Путин спутал все карты американским стратегам и политтехнологам, в результате чего, Крым был возвращен своему законному обладателю.

Таким образом, Россия продемонстрировала впервые на постсоветском пространстве самостоятельный стратегический ход – в обход стран Запада, включая США и международных организаций, нанесла не только сокрушительное поражение агрессору и принудила его к миру в 2008 г., но и признала долгожданную независимость Южной Осетии, о чем наш народ мечтал десятилетиями.

Говоря о пресловутой цивилизации и демократии Запада, хотелось бы еще раз напомнить о реакции международного сообщества на эти трагические для нашей Республики дни.

Когда Земля Южной Осетии горела под ногами, кровь людская истекала, ни одной европейской страной, называющей себя демократической, ни одной международной организацией не было озвучено элементарной правды. Цивилизованная и демократическая Европа молчала дружно или врала нагло о тех трагических событиях, произошедших на нашей многострадальной Земле, не говоря уж о признании независимости Республики. Соблюдая строгую партийную дисциплину вашингтонского обкома, тогда, в августе 2008 г. Старый Свет занял одностороннюю позицию, принял сторону агрессора.

И благодаря признанию государственной независимости Южной Осетии и возвращению Крыма, Россия фактически подняла свой авторитет, свой статус, обеспечила себе достойное место в мировом сообществе и, несомненно, продолжит такой же самостоятельный политический курс без оглядки на Запад.

О том, что Россия сможет занять лидирующие позиции в мировом сообществе, Президент РФ В.В. Путин еще раз подтвердил во время своего посещения стран Латинской Америки, где он подписал каскад документов о сотрудничестве в области политики и экономики. Кроме того, с 14 по 16 июля т.г. в Бразилии проходил саммит регионального объединения БРИКС, где все страны – участницы, в том числе и Россия, участницей которого она является, пришли к взаимоприемлемому согласию о формировании единой политики в области переустройства нового мирового порядка. На этом крупнейшем форуме региональное объединение БРИКС набрал огромный политический вес и может создать альтернативу Европейскому союзу, способен сформировать активное позиционирование в системе глобальной политики и экономики, серьезно повлиять на мировую экономику.

Такова современная историческая правда Российской Федерации, несмотря на то, что она спасла не только Европу от «коричневой чумы», но и весь мир еще в прошлом веке, а в настоящее время аккуратно поставляет энергоресурсы, обогревает почти всю Европу, подавляющее большинство стран которой воевала с 1941 по 1945 гг. против СССР.

По своей политической значимости, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, в силу выгодного геополитического положения, наличия ядерных вооружений, способности занять лидирующие позиции в области ресурсного обеспечения Россия должна стать мировой державой, от которой в значительной мере зависит дальнейшая судьба нашей молодой независимой Республики Южная Осетия.

Сегодня мире явно отсутствует справедливый мировой порядок – такова его историческая и геополитическая судьба, но на этом такая несправедливость по законам истории общественного развития не должна заканчиваться. Современный меняющийся мир требует новых форм и направлений глобальной политики и экономики, позволяющий обеспечить устойчивое развитие и отражение угроз планетарного характера. Но, к сожалению, в условиях навязанной либеральной глобализации, явно выстроенной под интересы существующих англо-американских транснациональных корпораций, эти вызовы по сей день остаются без изменений и ответов.

Переживая глобальные пертурбации в меняющемся мире, мировое сообщество все более и более осознает пагубность развития современной мировой экономики. На этом фоне у России появился реальный шанс перестроить систему управления мировым хозяйством. Она сумеет продемонстрировать миру альтернативную глобализму и либеральной доктрине развития мирового хозяйства неконфликтную модель социально-экономического развития. В противном случае мировая экономика будет продолжать свое функционирование в крайне несбалансированном, неестественном виде, с угрожающими проблемами, существующими и до разразившегося глобального финансово-экономического кризиса, и после выхода из него. Существующее в настоящее время глобальное стандартное единообразие окончательно разрушит мир, приведет его в состояние хаоса, катаклизмов и социальных потрясений со всеми вытекающими последствиями.

Александр Джабиев, профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова