Герои навсегда остаются молодыми…

Затеяв под аплодисменты Запада перестройку Михаил Горбачев открыл ящик Пандоры и развалил Советский Союз. Зная, что он им ничего не сделает, Ельцин, Шушкевич и Кравчук, обуреваемые желанием быть первыми и ни от кого сверху не зависящими на своих территориях, вопреки воле советского народа, высказавшегося за сохранение Союза на референдуме, уединились в Беловежской пуще и официально развалили Советский Союз, не уведомив об этом даже тех, кто не собирался отсоединяться, в частности, республики Средней Азии и Армению.

Но страна, как и крепкая чаша, на предусмотренные заранее части не разламывается. Незапланированные трещины пошли по всей территории бывшего Советского Союза. От России стала отделяться Чечня, от Украины – Крым и ее восточные территории, от «коричневевшей» на глазах у всех Грузии как могли, пытались защититься азербайджанский Марнеули, Аджария, армянская Джавахетия, Южная Осетия и Абхазия.

Буря, посеянная верхами, обернулась мощным торнадо в судьбах простых людей на всем постсоветском пространстве. По периметру разваливающегося государства стала проливаться кровь ни в чем не повинных людей. В стране, в которой раньше за железным занавесом люди жили с установкой, что все народы – братья, зловещим эхом стали вспыхивать горячие точки в Фергане, Карабахе, Баку, Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии.

Процесс развала огромной страны сказался на судьбах миллионов простых людей. А жизнь многих патриотов сложилась и вовсе трагично.

Так было и с простым парнем из нашего города, у которого в то переломное время судьба отняла жизнь, но сделало его героем Осетии, Абхазии и всего Кавказа.

Еналдиев Дмитрий был обычным выпускником Цхинвальской средней школы №2, и филологического факультета Юго-Осетинского пединститута. Он очень любил детей, и они отвечали ему тем же. Когда он выходил на улицу большой и сильный, то соседские ребята окружали его. Он решил не идти по стопам своего отца Вахтанга, деда Давида и старшего брата Инала и не сталь актером театра. Дима был ерудированным молодым человеком, обладал большими спортивными способностями. Он поступил в пединститут, одновременно продолжал заниматься вольной борьбой и тяжелой атлетикой. В спорте Дима добился больших успехов, занимал первые места в состязаниях в весовой категории до 97 кг. По окончании института, как тогда практиковалось в Советском Союзе, по распределению уехал в Абхазию преподавать русский язык и литературу в Кадавахской школе-интернате Гудаутского района. Высокого и статного осетина, спортсмена-борца дети и жители села полюбили сразу. Для учеников он стал примером для подражания – не пил, не курил, много знал.

Когда в 90-х годах началась грузинская агрессия против Южной Осетии, он вернулся в родной Цхинвал и вместе с защитниками оборонял Родину. Наседавших на безоружный город и села Южной Осетии нацистов было много, а помощи со стороны – никакой. Ребята продавали имевшиеся у них ценные вещи и машины и покупали оружие, чтобы иметь возможность защитить свой город. Дмитрий с друзьями, часто пешком, через труднопроходимую Зарскую дорогу переносил на своих плечах оружие и боеприпасы.

После подписания Дагомысских соглашений наступило временное перемирие, но Дмитрий сказал отцу (мать потерял в 12 лет), что едет сдавать сессию (он еще учился заочно на юридическом факультете во Владикавказе), а на самом деле поехал в Абхазию, где уже началась не менее ожесточенная, чем в Южной Осетии война. Приехав в Кадахвару, Дмитрий, уже имевший боевой опыт, объединил вокруг себя молодежь, в основном из выпускников школы-интерната и, захватив с ними воинский склад, создал военное подразделение, для защиты Абхазии. Дмитрий так боялся за своих учеников, что во время боестолкновений всегда шел первым. 18 августа 1992 года он погиб при выполнении боевого задания.

Отец ждал Диму из Владикавказа, а ему сообщили о гибели сына в Абхазии. Ему сказали, что его сына с почестями похоронили как героя, но он решил, несмотря на разгоравшуюся с каждым днем войну в Абхазии, во что бы то ни стало привезти тело сына на Родину и похоронить его рядом с матерью в селении Тбет.

Абхазы не хотели отдавать тело своего героя Дмитрия Вахтанговича родственникам. Сам Ардзинба, с которым пришлось встретиться, противился этому решению родственников. Он подчеркнул, что Дмитрий Еналдиев – национальный герой Абхазии и похоронен на аллее героев, что ему оказаны и будут оказываться соответствующие почести, но родственники были непреклонны в своем решении забрать останки погибшего героя на Родину. Смерть Дмитрия Еналдиева не остановил поток добровольцев из Южной Осетии в Абхазию. Наоборот, их стало больше.

Дмитрий Еналдиев вместе с отцом, братом и матерью покоится в селении Тбет. Его имя в Абхазии носит школа, которой он посвятил свою короткую, но яркую жизнь. Посмертно Дмитрия Вахтанговича наградили высшим орденом Абхазии – орденом Леона, а Конфедерация народов Кавказа на чрезвычайном съезде горских народов Кавказа «за высокий патриотизм, мужество и благородство, проявленные в боевых действиях при защите свободы и независимости Абхазии и всего Кавказа от агрессии банд хунты Шеварднадзе» присвоила ему, Маргиеву Ацамазу и Сиукаеву Джемалу звание «Герой Кавказа» посмертно.

Указом президента Л.А. Чибирова Дима был награжден медалью «Защитник Отечества».

Его награды, дипломы, марки (которые он собирал) статьи о нем бережно хранит двоюродная сестра Бела Еналдиева, которая после смерти матери воспитывала его.

Сильный и крепкий, несмотря на солидный возраст, дядя Димы Адик Гатикоев рассказывает о семье Вахтанга с комом в горле.

Сегодня Дмитрия Еналдиева помнят друзья, соседи и все, кто его знал, а также те, кого он детьми носил на своих мускулистых руках…

Рассказ о нем хочется закончить словами его учительницы истории Венеры Джиоевой, которая в статье газеты «Южная Осетия» от 11 апреля 2001 года, посвященной Диме Еналдиеву, писала: «В истории не раз бывало, когда плоды «трудов» политиков пожинали простые люди, платившие щедрую дань ненавистному молоху войны…

Может быть, через много лет утешится любимая девушка Димы осознанием того, что в священном пламени патриотизма, первыми, искупив все накопившие грехи народа, гибнут лучшие.

Когда-нибудь порастет былью след той трагедии, поседеют головы мальчишек. Только все это не значит, что наша память, как залечившая раны земля, сможет избавиться от мучительных и горьких воспоминаний, а сердца сумеют вновь распахнуться навстречу тем, кто, поправ все обычаи добрососедства, поднял меч против осетин и абхазов».

Зарема КОЧИЕВА