Фотоэпопея Великой Отечественной

История Победы – под таким названием представительство Россотрудничества в Южной Осетии в Цхинвале в Пионерском парке организовало мобильную фотовыставку советских военных фотокорреспондентов.

В церемонии открытия выставки принял участие Президент РЮО Леонид Тибилов и другие официальные лица, а также представители общественности.

Леонид Тибилов напомнил собравшимся о вкладе осетинского народа в победу над общим врагом и подчеркнул, что последующие поколения должны помнить о подвигах своих предков, защитивших мир от коричневой чумы.

Выступавшие отметили значение фотографии в передаче памяти о Великой Отечественной войне, и это не случайно. Действия военных фотокорреспондентов в ВОВ можно без натяжки назвать подвигом. Вместе с регулярными частями Красной Армии и партизанскими отрядами они прошли трудные дороги войны и сумели отразить на негативе все её этапные моменты – оборону Москвы, Сталинградскую битву, Курскую дугу, блокаду Ленинграда, поверженный Берлин, встречу союзников на Эльбе, Нюрнбергский процесс и др.

Без преувеличения военные фотокоры создали и сохранили впечатляющую своей грандиозностью фотоэпопею Великой Отечественной войны, дошедшую до наших дней.

На снимках, представленных здесь, запечатлены эпизоды боёв, солдатские будни и редкие минуты отдыха в перерывах между кровопролитными боями, горечь поражений и ликование победителей. Особое впечатление производят на зрителя кадры, где запечатлены жители освобождённых городов, подписание Акта о капитуляции, Знамя Победы над Рейхстагом, празднование завершения войны, исторический парад Победы на Красной площади. Ну и, разумеется, никто не останется равнодушным при виде кадров освобожденных узников немецких концлагерей, изможденные лица детей и взрослых, переживших ужасы творцов нового миропорядка, у которых и сейчас находится немало последователей.

Запечатленные на пленке люди и события становятся частью истории, рассказывая нам о том, как все это было на самом деле. В создании снимка помимо оптического устройства участвует сам фотограф со своим восприятием мира, благодаря чему достоверное событие предстает перед зрителем с новой стороны. Талантливый мастер фиксирует внешний облик происходящего, одновременно раскрывая её суть.

Среди фотографий, представленных на выставке, – работы известного советского фотокора Евгения Халдея, в частности, «Знамя Победы над Рейхстагом», где показана ключевая сцена финальной части войны, знаменующая долгожданную победу советского солдата над врагом. Его словно живые, драматичные фотографии отражают войну в разных ее ипостасях.

Жители Южной Осетии смогли увидеть и работы советского фотомастера Дмитрия Бальтерманца, прошедшего всю войну, современники по праву назвали его «первым объективом страны». Наиболее запоминающаяся из его представленных здесь фотографий – парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда немецкие войска находились в считанных километрах от столицы СССР, рассчитывая на скорую победу. Колонны советских войск, прошагав торжественным маршем по Красной площади, уходили прямо на передовую…

Значительное место в фотовыставке занимают фотографии одного из крупнейших фотомастеров той эпохи Макса Альперта. В качестве корреспондента ТАСС и «Совинформбюро», он часто выезжал на фронт, делал снимки как в тылу, так и в боевой обстановке. Пожалуй, самой его запоминающейся фотографией на представленной выставке стало знакомое мне, советскому школьнику, с детства, фото энергичной, напряженной фигуры молодого командира, выросшая на фоне неба и кромки земли, к которой прижимаются лежащие вдалеке солдаты. Оно демонстрирует готовность человека не только встать на грань между жизнью и смертью, но и повести других за собой в атаку. Если учесть обстановку, в которой сделан снимок, становится ясно, какое мастерство и мужество требовалось от фотографа, чтобы превратить мимолетный эпизод боя в символ героизма и силу духа красноармейцев. Критики и коллеги не без основания отмечали впоследствии, что если бы Альперт снял только этот снимок, все равно бы его имя навсегда осталось бы в истории советской документальной фотографии.

Еще один шедевр Макса Альперта – его знаменитый снимок «По дорогам войны», где изображены колонны бредущих по зимней разбитой дороге беженцев, впереди выделяется женщина с двумя детьми, их фигуры теряются в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым повис дым пожарищ. Здесь фотограф мастерски передал ощущение человеческого горя.

В числе фотографий, производящих наиболее сильное эмоциональное впечатление, можно назвать также работы другого известного советского фотокора Галины Санько. В годы Великой Отечественной войны она была фотокорреспондентом журнала «Фронтовая иллюстрация». Снимала бои под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, дважды была тяжело ранена.

Ее фотография, представленная на мобильной фотовыставке – «Узники фашизма», стала одной из самых впечатляющих символов войны. На ней показаны подростки и совсем маленькие дети, которые смотрят сквозь колючую проволоку концлагеря. Этот концентрационный лагерь был расположен рядом с Петрозаводском, туда свозили детей из Карелии, Ленинградской области и других мест. Галине Санько удалось попасть в концлагерь сразу после освобождения города, когда детей еще не успели вывезти в тыл.

Позже эти снимки стали одним из фотосимволов войны и в числе других были представлены на Нюрнбергском процессе, как документальное свидетельство преступлений фашизма.

Внимание зрителей привлекают и фотографии еще одного советского фотокора Ивана Шагина. Война для него началась репортажем с митинга, где стоящие группой рабочие слушают выступление Молотова по радио, сообщающего о нападении гитлеровской Германии. Уникальный по выразительности и драматической силе снимок уже на следующий день был опубликован на первой странице «Комсомолки», а сам Шагин переквалифицировался в военного фотокорреспондента. Фотографии Шагина военных лет известны многим еще со школьной скамьи, это и раненый комиссар, с перебинтованной головой встающий из окопа в атаку, закрытые военными плакатами витрины и развозящие дрова троллейбусы Москвы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, освобождение Киева, штурм реющего в дыму Рейхстага, Берлин. Закончилась же война для мастера съемками встречи советских войск с союзниками на Эльбе, подписания акта капитуляции и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года. Почти все эти снимки в числе остальных, представлены на цхинвалькой фотовыставке.

Здесь можно ознакомиться с работами и других советских военных фотокорреспондентов – А. Морозова, Б. Ярославцева, А. Халипа и др. На их снимках известные советские снайперы-женщины, летчицы, медсестры, под обстрелом спасающие раненых на поле боя. А еще колонны пленных в Сталинграде и Берлине. Одним словом, выставка получилась эмоционально насыщенной и продуманной с точки зрения фактологии, показав зрителям с разных сторон фотоисторию Великой Отечественной.

И. Тедеева