В начале сентября исполнилось 85 лет со дня рождения одного из видных представителей нашей передовой интеллигенции Федору Григорьевичу Харебати.
Встретив на улицах города этого простого вроде бы ничем не выделяющегося среди других людей человека, вы будете удивлены и обрадованы тем, что перед вами стоит человек с большой буквы, который является прекрасным актером, режиссером, общественным деятелем, заслуженным артистом ГССР, заслуженным артистом СОАССР, народным артистом Республики Южная Осетия. А те, кто не один год его знают, скажут вам о том, что Федор Харебати – это в первую очередь человек, который горячо любит Родину – Ирыстон, которому он верно служит всю жизнь.
Родился Федор Харебати 2 сентября 1930 года в селе Исаккау Знаурского района Южной Осетии в трудовой крестьянской семье. В многодетной семье он был одиннадцатым ребенком. Несмотря на то, что его родители вместе со старшими детьми трудились с утра до вечера, им было трудно прокормить такую большую семью. Отец Федора, чтобы спасти свое семейство, решил переехать в г.Тбилиси, где начал работать проводником на железной дороге. Мать каждую весну вместе с младшими детьми выезжала в деревню, где выращивали и заготавливали продукты на зиму. Родители делали все, чтобы их дети учились в школе, затем получали достойное образование.
В 1938 году Федор пошел в первый класс одной из тбилисских школ. Учился он хорошо, все быстро схватывал, за что его очень любили учителя.
Еще во время учебы в школе у него проявился большой талант к театральному искусству.
После окончания школы в 1951 году, несмотря на огромное желание поступить в театральный институт, реально взвесив свои возможности, Федор был вынужден временно отказаться от этой идеи.
Живя в Тбилиси, его всегда тянуло на Родину, в деревню, в Цхинвал, где жили его сестры и братья. В том же году он поступил в Сталинирский пединститут на факультет русского языка и литературы.
Помимо учебы в институте Ф.Харебати принимал активное участие в общественной жизни. Его избрали секретарем комсомольской организации курса, факультета. Федор был активным участником всех институтских конкурсов самодеятельности. Его однокурсники вспоминают о том, как великолепно он мог разыграть, подшутить над своими однокурсниками.
Федору учеба в институте давалась легко, все сессии он сдавал на хорошо и отлично. Однако все эти годы он бредил театром. Он не пропускал ни одного спектакля нашего театра. В это же время он записался в драмкружок при городском Доме культуры. После постановки оперетты Дунаевского «Вольный ветер» к самодеятельному коллективу пришел большой успех. Эта постановка стала значимым событием в культурной жизни цхинвальцев. Организатором и создателем этого коллектива был Таурбег Гаглоев, всесторонне одаренный человек.
«Успех наших спектаклей мы ощущали на себе в течение многих лет. Каждый встречный нас узнавал. А некоторых из нас так и называли именами исполняемых нами ролей: Микки, Стела, Фома и т.д. Даже сейчас некоторые из моих знакомых зовут меня именем моего сценического героя – Микки», – вспоминает Федор Харебати.
После успешного окончания института его по распределению направили в Арцеускую среднюю школу, но он недолго проработал в школе. Его пригласили на работу инструктором в обком комсомола. Окунувшись в комсомольскую работу, Федор Харебати вскоре понял, что это все не для него.
В это время в Югоосетинскую театральную студию, открывающуюся в Москве, начали набирать способную молодежь. В их числе оказался и Федор Харебати. Он стал студентом знаменитой школы-студии им.Немировича-Данченко при МХАТе им.Горького. «За все пять лет учебы мы постоянно ощущали теплоту и внимание со стороны преподавателей. Стремительно промчались годы учебы. Нам торжественно вручили дипломы, устроили прощальный вечер. На второй день все наши преподаватели во главе с ректором института Вениамином Радомысленским, а также студенты пришли прямо на вокзал, чтобы проводить нас на Родину», – вспоминает Федор Харебати.
Однако, как это обычно бывает, вернувшись домой, им не очень то были и рады. Тогдашнее руководство области заявило, что не может их трудоустроить, т.к. не хватает штатов. Однако после утреннего «похода» к первому секретарю обкома вопрос был решен. В 1961 году Федор начал работать в Юго-Осетинском госдрамтеатре им.К.Хетагурова. Молодые артисты совместно с актерами старшего поколения, перенимая их богатый сценический опыт, создали множество высокохудожественных спектаклей по пьесам осетинских авторов, а также русской и зарубежной классики.
В 1962 году по семейным обстоятельствам Федор Харебати был вынужден переехать в г.Тбилиси, где начал работать актером в русском театре юного зрителя. В течение двух лет он каждый день мечтал вернуться в Цхинвал. В конце 1964 года его пригласили на работу в качестве директора Юго-Осетинского госдрамтеатра. «По своему печальному опыту работы в комсомоле я знал, что меня ждет в должности чиновника. Тем не менее, чтобы талантливая, профессиональная труппа не распалась из-за низких зарплат, отсутствия жилплощади, я решил действовать смело, решительно. Во время тарификации вместе с худсоветом мы сократили некоторые штатные единицы, без которых можно было обойтись, и за счет экономии фонда зарплаты повысили оклады некоторым актерам. Мы стали обновлять репертуар театра. Так на сцене театра появились многие пьесы Владимира Гаглоева, Михаила Гучмазова, Сергея Хачирова, Владимира Каирова, Владимира Ванеева, Григория Нартикоева», – вспоминает Федор Харебати.
Как известно, Юго-Осетинский госдрамтеатр им.Коста Хетагурова был официально открыт в 1931 г. Значительно позже в него включили грузинскую труппу, созданную из местного драмкружка правительством Грузии, якобы для того, чтобы обслуживать местное грузинское население.
«Однажды произошла задержка зарплаты на целую неделю, и осетинская труппа не вышла на работу. В те времена это было большим «ЧП». Коллектив осетинского театра настаивал на отделении грузинского театра, ибо два театра не могли плодотворно работать на одном бюджете. Грузинские власти оказывали давление на руководство нашего обкома партии, в результате я был освобожден от должности директора. Стратегический план Грузии по уничтожению осетинского языка и осетинского театра, откуда была слышна правильная литературная речь, пропагандировалась национальная духовная культура – план сплошного огрузинования осетинского населения продолжал успешно действовать в те годы», – говорит Федор Харебати.
Представители старшего поколения хорошо помнят ту «братскую помощь», которую оказывали южным осетинам как власти Грузии, так и весь грузинский народ. Несомненно, все годы нашего совместного проживания в составе Грузинской ССР делалось все, чтобы поэтапно уничтожить осетинскую историю, культуру. Против такой политики выступали представители передовой осетинской интеллигенции, в числе которых был и Федор Харебати.
В начале 70-х годов прошлого столетия Федор Харебати заведовал литературной частью театра, затем переключился на актерское творчество.
В театре он сыграл такие роли как: Жевакин – «Женитьба» Н. Гоголя, Достигаев – «Егор Булычев и другие» М.Горького, Хох – «Последняя отставка» Э.Ремарка, Хыдыр – «Жених» М.Шавлохова, Дади – «Легенда о любви» В.Гаглоева, Гæггæл – «Фæныкгуыз» Г.Нахууришвили, паж Таксис -«Дон Карлос» Шиллера, Канцау – «Невестка Кубатиевых» В.Ванеева, Михел – «Чепена» Г.Хугаева и многие другие.
В 1979-1980 гг. Федор Харебати проходил режиссерскую стажировку в Московском художественном Академическом театре им. М. Горького, в мастерской Народного артиста СССР, выдающегося режиссера Олега Ефремова. Затем он стал работать режиссером-постановщиком в родном театре в Цхинвале. Его постановки: «Ох, эти старики» Г.Нартикоева, «Почему улыбаются звезды» В.Гаглоева, «Чермен» Г.Плиева, «Кабанчик» В.Розова, «Последние» М.Горького.
За время работы в театре Федор Харебати создал более 40 ролей, осуществил 18 постановок по пьесам классиков осетинской, русской и зарубежной драматургии. Около шестидесяти лет служит своему народу на ниве театрального искусства.
Помимо театральной деятельности Федор Харебати занимался переводами на осетинский язык русской классики, которые вышли недавно сборником.
Жизни и творчеству Федора Харебати посвятил свою книгу заслуженный деятель культуры РЮО, лауреат премии им.К.Хетагурова Мэльс Шавлохов «Харебати Федор. Жизнь и творчество».
С началом нашей Отечественной войны 1989-2008 гг. Федору Харебати, как и всему осетинскому народу, пришлось испытать все тяготы и лишения. Несмотря ни на что, Юго-Осетинский театр продолжал свою работу, хотя многим казалось, что искусство уже никому не нужно. Вместе со своей супругой Зоей Александровной Битарти он принимал активное участие в борьбе осетинского народа за независимость нашей Родины. Прекрасно понимая значение осетинского языка, культуры, искусства, всего того, чем славились наши предки, они активно выступали в их защиту, несмотря на то, что в те годы это было порой опасно для жизни…
После пожара в здании театра его актеры были лишены нормальных условий для работы, для многих из них это стало личной трагедией, которую некоторые не смогли пережить. Однако Федор Харебати все же надеется увидеть тот радостный день, когда вновь зажгутся хрустальные люстры и на сцену театра выйдут актеры, для многих из которых он является добрым учителем и надежным другом.
Инал ТИБИЛОВ