Администрация Цхинвала взяла под контроль улучшение жилищных условий беженцев, которые проживают в центрах коллективного проживания на территории Цхинвала. В частности, общежития беженцев начали передавать на баланс администрации города и в настоящее время предпринимаются усилия для улучшения условий жизни.
Как пояснило агентство со ссылкой на пресс-службу городской администрации, началось оформление документации на объект. Следующим шагом стало обследование здания для определения объема работ, которые необходимо выполнить городским властям, которые после принятия объекта должны его обслуживать. В первую очередь предстоит выполнить работы по инженерным и коммуникационным сетям.
Беженцы и вынужденные переселенцы на протяжении 26 лет живут в непростых условиях в центрах коллективного проживания. Конечно, нельзя сказать, что за 26 лет государство не уделяло беженцам и вынужденным переселенцам внимание. Им оказывалась гуманитарная помощь, выделялось и приобреталось жилье, производились работы по улучшению жилищно-коммунальных условий в центрах коллективного проживания. Вместе с тем, окончательного решения данный вопрос не нашел вследствие большого количества переселенцев.
Беженцы и внутренне перемещенные лица стали наиболее обездоленной и социально незащищенной категорией в Республике. В первые годы после грузинской агрессии против Южной Осетии и масштабной кампании по изгнанию осетин из внутренних районов Грузии в начале 90-х годов в Республику хлынули беженцы-осетины. Часть из них транзитом покидала Южную Осетию и выезжала в Россию в поисках лучшей доли. Определенное количество беженцев и переселенцев осталось в Южной Осетии. Первоначально количество беженцев и переселенцев насчитывало несколько тысяч человек. К примеру, в 2011 году в Республике были зарегистрированы свыше трех тысяч беженцев и вынужденных переселенцев.
В настоящее время, как нам сообщил заместитель председателя Комитета по миграционной политике Игорь Чочиев, по итогам последней перерегистрации численность беженцев и вынужденных переселенцев составила 769 человек (417 семей). Из них беженцы – 356 человек (176 семей), 413 – вынужденных переселенцев (241 семья).
Беженцы и вынужденные переселенцы проживают в коллективных центрах в Цхинвале: здании бывшей турбазы «Осетия», в СПТУ-131, общежитии сельхозтехникума, общежитии БАМа, в здании «Заготзерно», общежитии СМУ и Лицее искусств. Кроме того, незначительная часть беженцев и вынужденных переселенцев проживает в Цхинвальском, Дзауском и Знаурском районах.
Основная масса вынужденно перемещенных лиц проживает в коллективных центрах в тяжелых условиях. Эти порядком обветшалые здания давно не ремонтировались, там постоянно возникали проблемы с водо- и канализационными сетями, что создавало антисанитарию и представляло угрозу здоровью проживающих там граждан. И не всегда, стоит отметить, причина аварий в сетях была вызвана объективными факторами, она часто имела под собой субъективный фактор. Самим обитателям коллективных центров следует бережно относиться к имеющимся условиям и даже сообща привести окружающие территории в порядок в плане благоустройства, в первую очередь для себя.
Как отметил Игорь Чочиев, в настоящее время гуманитарная помощь беженцам и вынужденным переселенцам не оказывается.
«Помощь, которая ранее оказывалась в виде продуктов, одежды и других необходимых вещей, в настоящее время не оказывается. Но мы занимаемся решением бытовых проблем и вопросами санитарно-гигиенического состояния, это очень большая проблема», – сказал Игорь Чочиев.
По его словам, ведомство в силу возможностей решает социальные вопросы беженцев и вынужденных переселенцев, включая помощь в устройстве детей обращающихся в дошкольные и школьные учреждения.
«По социальной линии мы стараемся, насколько это в силах нашего ведомства, помогать им, решать их проблемы и защищать их права», – отметил Игорь Чочиев.
Самый главный вопрос – жилье. Комитет не располагает возможностями, чтобы построить жилье для беженцев и вынужденных переселенцев.
«Несколько лет назад у нас появилась идея и мы разработали программу строительства отдельного поселка для беженцев, состоящего из 175 домов, для такого же количества семей. Мы даже заприметили место для поселка. И когда составляли Инвестпрограмму, мы представили наше предложение, но оно не было учтено. Что и как будет дальше, конкретного разговора на эту тему пока не было», – констатировал Игорь Чочиев. Однако, судя по всему, руководство Комитета намерено поднять вопрос жилья для беженцев и сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. По словам Игоря Чочиева, неизвестно точно, о какой цифре может идти речь, но что-то будет сделано.
«Считаю, это большой прорыв. С 1991 года люди живут в ужасных условиях и обустроить хотя бы какую-то часть – это тоже будет большим делом», – отметил он.
Идея строительства отдельного поселка для беженцев и вынужденных переселенцев, вне всякого сомнения, заслуживает поддержки и реализации. Переселение беженцев из коллективных центров в собственное жилье избавит государство от постоянных затрат на обслуживание зданий, высвободит их для других государственных нужд и, кроме всего, даст неплохой экономический эффект, ведь новоселы смогут заниматься сельским хозяйством в масштабах выделенных им земельных наделов. Как правило, беженцы и вынужденные переселенцы в основном из сельских местностей и с детского возраста приучены к сельскому труду.
Тем более, как свидетельствуют заявления представителей ООН, УВКБ ООН готово рассмотреть гуманитарные вопросы повестки дня Женевских дискуссий, в числе которых и вопросы беженцев. Об этом заявил сопредседатель от ООН на дискуссиях Анти Турунен, который по итогам встречи в Цхинвале сказал: «Женевский формат – важный формат, позволяющий решить многие вопросы. И в данной ситуации важно обсуждать вопросы, связанные с безопасностью, и гуманитарные вопросы. Со стороны УВКБ ООН и других подразделений ООН мы готовы обсудить их на двусторонней основе с югоосетинской делегацией и мы надеемся, что такая кооперация и взаимодействие произойдет в будущем».
Как известно, УВКБ ООН занимается проблемами беженцев и поэтому заявление представителя ООН наводит именно на такие мысли.
В настоящее время поток беженцев в Южную Осетию иссяк. По словам Игоря Чочиева, в ведомство обратились несколько человек из Украины, но они пока не поставлены на учет – их вопрос решается. В Грузии же осталось мизерное количество осетин, которые в ближайшие годы тоже покинут враждебное государство. И Южная Осетия для улучшения демографического баланса должна подумать о репатриации соотечественников.
Здесь перед нами пример Абхазии, где в 1993 году появился Госкомитет по репатриации. А недавно была принята программа по репатриации. Абхазская программа по репатриации – фундаментальный по содержанию документ, и Абхазия уже берет под предметную опеку репатриантов по всем вопросам жизнедеятельности. Разработка аналогичной программы позволит вернуть наших соотечественников из Грузии, где у них нет никаких перспектив. Таким образом осетинский этнос сосредоточится на своей исторической родине – в северной и южной частях Осетии.
Александр КЕЛЕХСАЕВ