Во вторник в пресс-центре Sputnik Южная Осетия состоялся видеомост Москва – Цхинвал. Экспертное сообщество напомнило общественности и журналистам о том, что волеизъявление народа, высказанное на референдуме в январе 1992 года в Южной Осетии, не имеет срока давности. Мнение граждан, высказанное в ходе плебисцита – один из важнейших политико-правовых факторов российско-югоосетинских взаимоотношений.
Участниками диалога из Цхинвала стали Вячеслав Гобозов, государственный советник президента Республики Южная Осетия, председатель партии «Фыдыбаста», депутат Парламента Республики Южная Осетия первого созыва, член Избирательной комиссии по проведению референдума от 19 января 1992 года; Вадим Тедеев, профессор, ректор Юго-Осетинского государственного университета им. А.А. Тибилова; а из Москвы – Сергей Маркедонов – кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности и Института международных исследований МГИМО (Университет), главный редактор журнала «Международная аналитика» и Владимир Новиков – кандидат исторических наук, руководитель отдела Кавказа института стран СНГ.
О ЗНАЧЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА
В. Гобозов, подчеркивая значение референдума для республики, напомнил, что в январе 1992 г. 99,9% принявших участие в голосовании высказались за независимость Республики Южная Осетия и подтвердили решение Верховного Совета РЮО о присоединении к России.
Он напомнил, что 29 мая 1992 г. Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости Республики Южная Осетия. К тому моменту Грузия как государство не была признана международным сообществом и не имела легитимной власти.
«Таким образом, становление и правовое оформление Республики Южная Осетия произошло до международного признания нынешнего грузинского государства, до принятия его в состав ООН в июле 1992 г. и до вступления Грузии в СНГ в 1993.
Сегодня, когда муссируется идея проведения еще одного всенародного голосования, нелишне вспомнить, что решалось на всенародном голосовании и насколько результаты того референдума легитимны. Оно полностью соответствовало действующим в те годы правовым нормам: как национальным – Конституции и законодательству СССР, так и международным», – подчеркнул В. Гобозов.
Вадим Тедеев, ректор ЮОГУ, в ходе видеомоста сказал о возможных вариантах развития Республики Южная Осетия – Государство Алания.
«Помимо вхождения в состав России и независимого пути развития целесообразно было бы рассмотреть вариант вхождения республики в состав Союзного государства», – подчеркнул В.Тедеев. «В таком случае Республика Южная Осетия объединившись с Россией и Беларусью, может оставаться самостоятельной единицей международного права», – сказал он.
ВЫПЛАТА РЕПАРАЦИЙ И ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Вадим Тедеев также акцентировал внимание на необходимости потребовать от Грузии выплаты репараций и подписания документов, гарантирующих безопасность нашего народа.
«Грузинскую сторону необходимо обязать, как агрессора, возместить ущерб, причиненный республике войной в период с 1989 по 2008 годы. Необходимо добиться от Грузии гарантий безопасности путем подписания соглашения о ненападении и признании права народа РЮО на свою государственность», – отметил ректор ЮОГУ.
«15 лет Республика Южная Осетия живет и развивается под мирным небом. Но с тревогой наблюдаем, что США и страны Запада неприкрыто подталкивают Грузию к обострению ситуации на Южном Кавказе, фактически провоцируют в условиях СВО открытие второго фронта», – сказал Тедеев. Он подчеркнул, что независимость Республики Южная Осетия признали при дипломатическом содействии России и страны-члены ООН, и это дает нам основания на положительное решение обозначенных вопросов.
Сергей Маркедонов, кандидат исторических наук, назвал пусковым крючком конфликта между Цхинвалом и Тбилиси в 1990 году решение властей Грузии об отмене автономий Южной Осетии и Абхазии. Который, в свою очередь, предопределил выбор народа Южной Осетии на референдуме 1992 года.
ПУТИ РАЗВИТИЯ
Сергей Маркедонов также рассказал о возможных перспективах развития Южной Осетии, приведя примеры других частично признанных стран: «Первый – это путь силового подавления. Мы видели это на примере Нагорного Карабаха. Другой вариант – это путь признания на примере Косово. Еще одним вариантом развития является вхождение в состав какого-то другого государства».
Маркедонов подчеркнул, что в настоящее время уровень интеграции Южной Осетии и России довольно глубокий, подчеркнув при этом, что не нужно спешить с процессом вхождения республики в состав РФ.
ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Другой эксперт, Владимир Новиков, руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ, обратил внимание на большой транзитный потенциал Южной Осетии.
Сравнивая Транскам с Военно-Грузинской дорогой, он отметил выигрышные стороны магистрали, соединяющей Южную Осетию с Россией. Он обратил внимание на имеющийся потенциал развития РЮО при положительной динамике международных связей, в частности, отношений между соседними странами. При этом Новиков подчеркнул, что говорить об открытии транзитного сообщения через Южную Осетию пока рано.
Ольга ГАГЛОЕВА