Доброта – это чувство или поступок?

…В вечерний час-пик в магазин, с трудом справившись с тугой входной дверью, вошел мальчуган лет 7-8 и прямиком направился к хлебному отделу. Обратила я на него внимание лишь потому, что для прохладного осеннего вечера он был одет легко: какая-то бесформенная футболка и тапочки на босу ногу. Наверное живет неподалеку, подумала я, и пошла вглубь магазина за нужными товарами.

Однако спустя несколько минут мое внимание привлек шум у входа. Как потом выяснилось, у мальчика на покупку хлеба было только десять рублей, а продавец не пожелал «за свой счет» восполнять полную стоимость, потребовав принести из дома недостающие три рубля. Как обычно случается в таких случаях, публика тут же разделилась на два лагеря: тех, кто поддерживал продавца, дескать, знают же все, что хлеб уже стоит не десять, а тринадцать рублей, и, тем не менее, напирая на жалость, просят обслуживать их по старой цене, и тех, кто, жалея малыша, стали расспрашивать его о том, где он живет, кто его родители, в какой школе он учится и т.д.

Одним словом, вопросы сыпались, один бессмысленнее другого… А мальчуган стоял понурив голову, переминался с ноги на ногу и молчал… И тут с пакетами покупок в обеих руках к толпе (иначе ее не назовешь) приблизился мужчина лет 35-40. Он задержался на мгновение, видимо, смекая, в чем дело, затем молча положил свои пакеты на пол, приобнял мальчишку за хрупкие плечики и повел его вдоль прилавков. Мне стало любопытно, поскольку шапочно знакома с этим человеком, а потому, забыв про свои дела, стала внимательно наблюдать за дальнейшим развитием сюжета. А сюжет был до банальности прост, и оттого особенно пронзителен и поучителен.

…Набрав продуктов на энную сумму денег, мой знакомый, ни на кого не обращая внимания, расплатился в кассе, передал пакет мальчику и отправил его домой. Затем все так же молча забрал свои пакеты и покинул магазин. Я буквально онемела, не зная, что сказать, в таком же замешательстве пребывали и остальные посетители магазина. И тут кто-то, оправившись, громко произнес: «Вот молодец! Настоящий мужик! Сразу видно, что он добрейшей души человек!» Другой тут же с сарказмом парировал: «Почему бы не показать себя добреньким, если живешь в достатке…» …

По дороге домой эта картина не выходила у меня из головы. Что это было? То ли мы настолько   очерствели, что совершить добрый поступок для нас уже проблема, то ли стали циниками и истинное проявление доброты и человечности нам кажутся чистой воды позерством?!

Так что же такое доброта? Невозможно определить словами одно из самых важнейших явлений человеческой жизни.

Часто ли мы сегодня слышим такие слова, как "доброжелательность", "добросердечность"? Или, например, "добротолюбие" – не удивлюсь, если многие вообще никогда такого слова не слышали. Связь здесь самая прямая – слово исчезает из языка, когда понятие исчезает из жизни. Так что если посмотреть на нашу жизнь в последние десятилетия, удивляться придется не тому, что доброты мало, а тому, что она все-таки еще сохраняется. И что добрые люди встречаются, и, к счастью, не так уж редко. Свидетельством чему служит приведенный выше пример.

Сегодня модно заниматься благотворительностью. И показной доброты тоже полно, но становится ли от этого общество добрее? Ведь порой такие поступки совершаются ради чего-то: пиара, известности и т.д. А когда все делается ради чего-то, уходит бескорыстие. Так что главное в доброте то, что она не ради чего-то, она ради самой себя.

Так откуда в нас возникает доброта? Доброта, сострадание, любовь, человечность – это то, что дано нам изначально как представителям человеческого рода. Откуда, кем, почему – неизвестно. Но общество и воспитание во многом определяют, насколько правильно мы сможем распорядиться этой данностью, ведь можно просто не дать хода этим высоким чувствам. Вот когда среди нас появляются люди, поправшие все самые священные чувства и законы человечества в целом, которых принято называть отщепенцами, отбросами общества. Причин тому множество: это и недоданное воспитание, и генетическая предрасположенность и еще ряд других удручающих факторов.

К примеру, мы хотим проявить доброту, отзывчивость. Почему иногда это так трудно? Просто потому, что так поступать непривычно, не принято? А может, потому, что мы привыкли смотреть на себя глазами других людей. Все-таки очень трудно быть самостоятельной, самодостаточной личностью, имеющей свое собственное мнение, до этого еще стоит дорасти. Тогда уже становятся безразличны чьи-то мнения, и мы можем проявлять себя непосредственно, что мы больше всего и ценим в человеке.

Так можно ли научиться быть добрым, сознательно совершая добрые поступки? Вопрос в том, что из этого выйдет. Думается, приобретенная привычка делать добро сделает нас правильно поступающими людьми. А доброта – непосредственное чувство, незаученное.

Правильные поступки делают жизнь лучше. Общество страдает от отсутствия этих привычек! Когда молодежь оттесняет стариков в общественном транспорте, раздражается на них в магазине или в аптеке – тут ведь не о доброте речь, а об отсутствии воспитания. Мама в детстве не научила. Доброта тут вообще ни при чем. На бытовом уровне нам не доброта нужна, а элементарная вежливость, воспитанность.

Уступить место женщине – это добрый поступок? Отнюдь! Это не поступок вообще! Если речь не о привычке, не о воспитании, а именно о доброте, то это импульс. Такие вещи не могут рассматриваться как поступок, просто не должны. Потому что если это поступок, осмысленное действие, то, значит, человек должен осознать его необходимость, совершить, а потом и похвалить себя, дескать, вот какой я добрый! А это все что угодно, но не доброта.

Думаю, молодой мужчина в магазине, имя которого я не называю сознательно, поскольку знаю, ему это будет неприятно, в тот момент совершенно не думал о том, что надо поступить правильно. Им, скорее всего, двигал импульс, ведь у него самого есть сын – ровесник того мальчишки. Возможно, он просто представил его в такой же ситуации и не мог поступить иначе. Причем, сделал это не на публику, а как-то очень естественно, как само собой разумеющееся.

Вот и получается, что доброта не может проявляться ради чего-то и не может ждать похвал. Она просто происходит – как невозможность чего-то не сделать, как естественная потребность, которая живет в нас. Должна жить.

Д.САЛАМОВА