Тематика Договора о союзничестве и интеграции с Россией продолжает оставаться центральной для югоосетинского общества. Вот уже два месяца идут бурные дискуссии вокруг этого вопроса, вовлекая в обсуждение все более широкие слои населения.
Регулярно проводятся Круглые столы, на которых представители партий, законодательной и исполнительной власти с участием экспертов обсуждают тот или иной очередной проект, причем, далеко не все могут вспомнить какой именно по счету.
На этот раз участники Круглого стола, организованного Госкомитетом информации и печати РЮО, обсуждали последний по счету проект договора, направленный в Россию по линии МИД и ситуацию, сложившуюся в Республике из-за столкновения разных, зачастую диаметрально противоположных подходов к вопросам интеграции.
Участие в дискуссии приняли представители таких партий, как «Ныхас», «Единая Осетия», Народная партия, Компартия, «Новая Осетия», «Фидæн», «Фыдыбæстæ», члены рабочей группы, занимающиеся проработкой проекта договора совместно с российскими коллегами, представители управления внутренней политики администрации президента РЮО, а также лидеры ряда общественных организаций.
Открывая Круглый стол, председатель Госкомитета информации и печати Вячеслав Гобозов, подчеркнув актуальность обсуждаемых вопросов, предложил рассмотреть не только непосредственно процесс разработки проекта договора, но и саму идею, а также какой должна быть модель российско-югоосетинских взаимоотношений, различные аспекты стратегического партнерства и интеграции.
Вячеслав Гобозов напомнил предысторию разработки проекта договора между Россией и Южной Осетией, хронологически берущую свое начало с подписания российско-абхазского договора о союзничестве и стратегическом партнерстве. «Затем у нас появился новый национальный вид спорта, когда каждый начал разрабатывать свой проект. Следует отметить, что президент Леонид Тибилов с самого начала работы над договором заверил общественность, что разработка проекта документа будет носить открытый характер, проект будет представлен общественности, дабы все имели возможность высказать свою точку зрения.
В рабочую группу при Политсовете, которая занималась разработкой проекта, было внесено очень много предложений, как от отдельных общественных и политических деятелей, так и от партий. В ходе работы имели место противоречия, порой жаркие дискуссии. Лично я считаю это положительным моментом, потому что, несмотря на все негативные моменты и перехлесты, наклеивания ярлыков, эти дискуссии показали срез нашего общества и в целом общественно-политические процессы через отношение к договору», – сказал глава Госкомитета.
По его словам, работа над проектом уже завершена, в том числе в рамках совместной рабочей группы, теперь документ отправлен по дипломатическим каналам в Россию, где также должен пройти согласование на уровне министерств и ведомств. Как также отметил Вячеслав Гобозов, новые изменения в проекте договора не исключены, причем с обеих сторон.
Перейдя непосредственно к проекту соглашения, он подчеркнул, что подписание договора больше в интересах Южной Осетии, нежели России, поскольку он усилит гарантии безопасности Республики, что немаловажно, учитывая геополитические процессы, которые происходят во всем мире и на Кавказе в частности.
«Договор, который бы усиливал гарантии безопасности и конкретизировал их, необходим Южной Осетии. Необходим этот документ и в плане свободного пересечения границы между РЮО и РФ. Для нас это больной вопрос, и мы давно его поднимали. Кстати, первым из российских официальных лиц, заявивших о необходимости снятия пограничных и таможенных пунктов пропуска, был помощник президента РФ Владислав Сурков – он высказал эту идею во время встречи с предыдущим составом парламента еще в свой первый приезд в Республику. Тогда это было достаточно революционное заявление, так как впервые эта тема была затронута на таком уровне представителем Российской Федерации.
Очень важное значение договор имеет и в социально-экономическом плане для повышения уровня жизни населения и во многих других сферах», – сказал Вячеслав Гобозов.
Завершив вступительную речь, ведущий обратился к членам совместной рабочей группы с юго-осетинской стороны – полпреду президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Мурату Джиоеву и госсоветнику президента Константину Кочиеву, работавших с последним «изданием» проекта договора.
Мурат Джиоев начал свое выступление, акцентировав внимание собравшихся на том, что Договор о союзничестве и интеграции является продолжением и развитием сложившейся между РЮО и РФ с 2008 года договорно-правовой базы, в первую очередь, базового Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, подписанного после признания независимости Южной Осетии.
«В продолжение и развитие этого договора между нашими государствами подписано уже около 80 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, соглашений, протоколов, которые работают по сегодняшний день. Но эта договорно-правовая база развивается. Время показывает, что есть необходимость внесения корректив в некоторые из этих документов, в частности с целью усиления их действенности. Нынешний договор является еще одним подтверждением того, что РЮО и РФ имеют долгосрочные планы сотрудничества, союзничества и интеграции. То есть уже название нынешнего договора определяет его суть и стратегическую направленность», – сказал полпред.
Чтобы развеять некоторое непонимание в обществе, Мурат Джиоев подчеркнул, что новый договор никоим образом не будет отменять или заменять базовый договор 2008 года, напротив – основан на его положениях, с учетом угроз и вызовов регионального и мирового масштаба, а также исходит из необходимости дальнейшего развития двусторонних межгосударственных отношений.
По словам Мурата Джиоева, подписание Договора о союзничестве и интеграции соответствует, прежде всего, интересам народа Южной Осетии, в нем нашли отражение его надежды о снятии пограничных пропускных пунктов, вопросы, связанные с социально-экономическим развитием, с повышением уровня жизни населения.
«В проекте договора прослеживается четкая нацеленность на долгосрочную интеграцию между нашими государствами, отражается стремление нашего народа, которое было выражено в 1774 году, когда Осетия добровольно вошла в состав России», – отметил полпред.
Другой член совместной рабочей группы – госсоветник Константин Кочиев, подчеркнул, что новый договор между Южной Осетией и Россией лишь небольшой фрагмент очень масштабной картины, которая характеризует развитие российского цивилизационного поля, наблюдаемое на протяжении последних нескольких лет. «Особенно эти процессы ускорились после 2008 года, когда Российская Федерация начала формировать свое политическое поле вне своих внешних границ. Это касается Таможенного союза, работы в формате ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества. Даже такие маленькие субъекты, как Абхазия, Южная Осетия, тоже имеют свое значение в общем контексте. Это очень масштабная работа, призванная создать мощный интеграционный импульс, который позволит построить новую конфигурацию геополитического пространства в нашей части мира. Наш договор этой задаче, в принципе, отвечает», – резюмировал Константин Кочиев.
Касаясь работы Политсовета и рабочей группы, он отметил, что в Южной Осетии существует множество мнений о том, каким в идеале должен быть договор.
«К этому проекту мы подошли, когда Политсовет из разных векторов сложил один. У многих, конечно, есть претензии к тексту, но он учитывает, насколько это вообще возможно, все пожелания и идеи. Разработан документ, который работает на укрепление безопасности Республики.
Мы войдем в единый контур безопасности вместе с РФ, Абхазией, со всеми, кто является частью поля России. Это на порядок повышает уровень надежности и гарантии безопасности. Если мы подпишем договор, нападение на Южную Осетию будет равнозначно нападению на Российскую Федерацию», – подчеркнул госсоветник.
Второй важнейшей составляющей договора он назвал социальные аспекты. По его словам, Россия идет на серьезный шаг, соглашаясь с предложениями от Южной Осетии в плане повышения социальных гарантий населению. Предполагается и помощь на развития культуры, науки, спорта, что немаловажно для маленькой республики, у которой почти нет своих средств. Однако это не означает, что мы должны всегда ждать помощи от Москвы. Мы должны брать больше ответственности на себя, заниматься серьезной работой по увеличению доходов в бюджет Республики», – отметил Константин Кочиев.
Еще один аспект договора, по мнению госсоветника, заключается в том, что он позволит Южной Осетии тесно интегрироваться с Россией, создав единое социально-экономическое и культурное пространство, а также единые образовательные стандарты.
Комментируя заявления сторонников присоединения к России, Кочиев сказал, что Россия относится уважительно к государственности Южной Осетии, что было сказано на самых разных уровнях. По его мнению, на сегодняшний день РФ может пойти только на эти конкретные шаги и не готова присоединять Южную Осетию. «Эти линии, по которым может идти наше сотрудничество, мы постоянно должны иметь в виду. Договор – это всегда продукт взаимопонимания двух сторон, который складывается в общее видение, в общую конструкцию», – отметил госсоветник, добавив, что в ходе работы в рамках совместной группы у российской и югоосетинской стороны по ряду вопросов были разные подходы, поэтому последний проект является результатом компромисса.
Вице-спикер парламента Дмитрий Тасоев, представляющий на Круглом столе партию «Единая Осетия», в ходе дискуссий выступил в пользу максимальной интеграции Южной Осетии с Россией. «Республика стоит на пороге судьбоносного исторического решения и нужно сделать все, чтобы потомки не проклинали нас за опрометчивый шаг.
Перед таким же шагом стояли депутаты Верховного Совета РЮО первого созыва, которые заявили, что если Грузия в одностороннем порядке выйдет из состава СССР, нарушив процедуру выхода союзных республик, то Южная Осетия, не выходя из состава Советского Союза, провозгласит демократическую республику, где будут действовать союзные законы. То есть мы никогда не выходили из состава СССР, а Россия – его правопреемница. С 1774 года, когда Осетия добровольно вошла в состав России, нет ни одного документа, свидетельствующего о выходе Осетии из Российской империи или из СССР», – подчеркнул представитель «Единой Осетии».
Дмитрий Тасоев также отметил, что Россия всегда приходила на помощь Южной Осетии, спасая ее от физического истребления во время грузинской агрессии. «Сегодня Россия готова подписать документ, который максимально интегрирует Южную Осетию в российское пространство. Позиция нашей партии «Единая Осетии» и почти всех политических партий Республики направлена на поддержку максимальной интеграции в РФ. В обсуждаемом проекте договора я не вижу максимальной интеграции, там очень размытые статьи, которые нужно доработать и привести в соответствие с названием о максимальной интеграции», – подчеркнул вице-спикер.
В частности, замечания Тасоева вызвал пункт о вхождении отдельных подразделений вооруженных сил и органов безопасности в состав аналогичных структур РФ. «Кто-нибудь конкретно представляет себе, какие именно подразделения войдут в состав российских структур? Я спрашивал в Министерстве обороны и там ничего не знают. И потом, что будет с другими подразделениями, за чей счет будет осуществляться их обеспечение?!», – отметил парламентарий.
Дмитрий Тасоев высказался за включение всех силовых структур, МЧС, судебных органов Южной Осетии в состав соответствующих российских структур, сказав, что это отражает мнение народа.
Главным результатом интеграционных процессов, по мнению вице-спикера, должно стать вхождение Южной Осетии в состав России, поскольку договор можно расторгнуть, к примеру, в случае смены власти в РФ, и тогда Южная Осетия лишится гарантий безопасности. «Если же мы станем составной частью РФ, то это означает полную гарантию безопасности. У нас такое мнение, мы его будем отстаивать до конца. 8 февраля состоится митинг, на котором народ должен высказать свое мнение за или против максимальной интеграции с последующим вхождением в состав России», – заявил вице-спикер.
Министр иностранных дел Давид Санакоев, представлявший партию «Новая Осетия», со своей стороны призвал не подменять понятий, поскольку договор о союзничестве не предполагает вхождения РЮО в состав РФ. Сейчас же, по его словам, начался межгосударственный процесс по согласованию договора и необходимо сделать все, чтобы он не затянулся, и соглашение было подписано своевременно.
«Мы переходим на новый этап межгосударственных отношений, впервые вводим понятие «единый контур безопасности». И делается это не просто так, а исходя из ситуации вокруг наших стран. И здесь необходимо учитывать интересы и Южной Осетии и России. Только с таким подходом мы достигнем положительного результата. Этот шаг необходимо сделать консолидировано, чтобы у общества не было разных толкований действий властей, интеграция может быть как в Россию, так и с Россией. Под понятием «интеграция» в данном случае имеется в виду не вхождение в состав РФ, а сближение экономических, политических, социальных систем двух стран», – сказал Давид Санакоев.
Последний, на этот раз уже официальный проект договора вызвал критические замечания и со стороны представителей Народной партии, правда, совсем с другого ракурса. По мнению депутата Парламента от Народной партии Амирана Дьяконова, некоторые положения проекта договора противоречат Конституции Южной Осетии, прежде всего речь идет о статье, которая предусматривает вхождении отдельных подразделений Вооруженных сил и органов безопасности РЮО в состав Вооруженных сил и органов безопасности РФ. «Данная статья проекта противоречит статье 10 Конституции РЮО, а для ее изменения необходимо провести референдум», – считает Амиран Дьяконов.
Претензии к проекту озвучил и лидер общественной организации «Твой выбор – Осетия» Алан Джуссоев. Прежде всего, они касались конкретных пунктов этого документа, в частности в сфере здравоохранения и социально-экономического развития. По его мнению, эти пункты недостаточно глубоко разработаны и носят поверхностный характер, непонятно каким образом договор повлияет на улучшение ситуации в перечисленных сферах.
Свое мнение по проекту договора и относительно сложившейся ситуации высказали также глава Управления внутренней политики АП РЮО Мурат Ванеев, президент медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева и другие участники Круглого стола.
В целом дискуссия вновь показала, что подавляющее большинство политических сил в Республике поддерживают саму идею подписания договора, правда вот подходы к ее содержанию имеются различные, не говоря уже о замечаниях к отдельным статьям. Подытоживая итоги обсуждения, Вячеслав Гобозов отметил, что дискуссия получилась интересной и содержательной, и самое главное – прошла в позитивном ключе, без взаимных обвинений.
А. ТЕДЕЕВ