Дилемма для Грузии: поиск внешней легитимности или укрепление суверенитета

Пока новая администрация США во главе с Дональдом Трампом поэтапно формулирует свои приоритеты по ключевым направлениям международной повестки дня, в Грузии власти и оппозиция с нетерпением ждут его реакции на затянувшийся внутриполитический кризис. Как показали события последних лет, политические элиты Грузии так и не выработали практические механизмы достижения консенсуса по конфликтным темам, предпочитая выяснять отношения с помощью силы и уличных протестов. Параллельно с этим противоборствующие стороны активно ищут поддержку извне, дабы решить исход противостояния в свою пользу.

«БАРИН ВСЕХ РАССУДИТ»
Основная повестка затяжного внутриполитического кризиса в Грузии, ранее завязанная на теме принятия закона об иноагентах и евроинтеграции, а также непризнания итогов прошедших выборов, плавно сменилась на «трампоманию». Регулярные заявления представителей правящей партии и оппозиционных сил свидетельствуют о их стремлении заручиться поддержкой новой администрации США. Спикеры противоборствующих лагерей пугают оппонентов карательными мерами со стороны Трампа и его команды, пытаясь истолковать их высказывания и жесты в свою пользу. Как видно, грузинский истеблишмент по выработанной в течение трех десятков лет привычке «ждет барина, который всех рассудит». Подобный тренд в политическом дискурсе Грузии демонстрирует сохранение традиционного подхода, при котором грузинские элиты опирались на внешние источники легитимности. Начиная с 90-х годов ключевые игроки политической сцены Грузии в своей публичной риторике всегда апеллировали к фактору поддержки зарубежных центров влияния. Чаще всего в этом качестве воспринимались Соединенные Штаты, выполнявшие функции арбитра и ментора.
За последние годы на фоне острых внутриполитических баталий лидеры «Грузинской мечты» широко использовали нарративы, которые должны были создать иллюзию опоры на внутренние источники легитимности в противовес оппозиционным партиям, выступающим в роли проводников иностранного влияния. Однако ситуация с избранием Трампа разрушила эту иллюзию, показав сохраняющуюся зависимость Грузии от позиции Белого дома. Сложившаяся ситуация отражает не только слабость государственных институтов, но и отсутствие внутреннего консенсуса в определении стратегического курса страны.
Грузинские политики вместо реализации национального пути развития сосредотачивают усилия на поиске внешних гарантов своей легитимности. В результате борьба за поддержку извне становится ключевым элементом политической конкуренции, что усиливает риски для суверенитета и не позволяет добиться самостоятельности грузинской политической системы. По этой же причине внешние акторы получают возможность открыто и грубо вмешиваться во внутриполитические процессы в Грузии, мало заботясь о соблюдении хотя бы минимальных приличий. Один из примеров – продолжающееся давление со стороны Евросоюза на нынешние власти Грузии.
На этой неделе, в дополнение в ранее принятым санкционным мерам, министры иностранных дел стран ЕС согласовали приостановку действия безвизового режима для обладателей грузинских дипломатических паспортов. Словакия и Венгрия выступили против, но их голосов не хватило, чтобы изменить позицию квалифицированного большинства. Данный шаг со стороны ЕС является альтернативой ранее звучавшим предложениям о полном прекращении «безвиза» Грузии в ответ на приостановку евроинтеграции. Обычные граждане Грузии смогут по-прежнему без каких-либо ограничений совершать поездки по странам еврозоны.
Еще одним рычагом давления на правительство «Грузинской мечты» остается непризнание итогов парламентских и президентов выборов, прошедших соответственно в октябре и декабре прошлого года. Германия, Франция, как и большинство стран ЕС, продолжают упорно считать Саломе Зурабишвили легитимным президентом Грузии, фактически дублируя методы, ранее применявшиеся в отношении Белоруссии и Венесэлы.
В ответ на подобное недружественное поведение «Грузинская мечта» наращивает взаимовыгодное сотрудничество с рядом других стран, которые не пытаются указывать грузинам, кого им выбирать в президенты и депутаты. Примечательно, что первый визит в качестве вновь утвержденного главы правительства Грузии Ираклий Кобахидзе совершил в Азербайджан. Ильхам Алиев все увереннее осваивает позицию регионального лидера, опираясь на только на собственные экономические и военные ресурсы, но и на полную поддержку со стороны Турции. Данный фактор позволяет ему открыто предъявлять претензии западным странам, пытающимся подчинить своему диктату регион Южного Кавказа. В вопросе отношений с Грузией азербайджанский лидер также занял антизападную позицию, подталкивая «Грузинскую мечту» к открытой фронде против прежних покровителей.
Наряду с углублением сотрудничества с Баку и Анкарой, грузинские власти делают акцент на развитие контактов с Китаем, Венгрией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Только за последний месяц Ираклий Кобахидзе провел две встречи с послом КНР Чжоу Цзянем, обсудив вопросы, связанные с укреплением стратегического партнерства между двумя странами и реализацией крупных экономических и инфраструктурных проектов. Китайский дипломат также провел встречи с министром иностранных дел Макой Бочоришвили и министром внутренних дел Вахтангом Гомелаури. Подобная интенсивность контактов китайского диппредставительства с властями Грузии напрямую указывает на поддержку со стороны Пекина своих партнеров на Южном Кавказе.
Весьма дружественно по отношению к правительству «Грузинской мечты» настроены и в Будапеште. При этом речь идет не только о совместном противостоянии либералам из ЕС. Сближению Венгрии с Грузией способствуют взаимовыгодные совместные транзитные и энергетические проекты. Будапешт на фоне кризиса в Грузии неоднократно высказывался против давления на нынешние грузинские власти со стороны европейских структур, призывая не вмешиваться во внутренние дела Грузии. Более того, Венгрия, в отличие от других европейских стран, признала итоги выборов в Грузии и соответственно легитимность действующего руководства республики. Этот настрой был вновь продемонстрирован в ходе встреч председателя парламента Грузии Шалвы Папуашвили со спикером венгерского законодательного органа Ласло Кёвера, премьер-министром Виктором Орбаном и президентом Тамашем Шуйоком, прошедших на этой неделе в ходе официального визита в Венгрию. Как отметил, в частности, Тамаш Шуйок, Грузия является важным стратегическим партнером Венгрии в регионе Южного Кавказа. В ходе беседы обсуждались и планы Грузии по вступлению в Евросоюз. Шалва Папуашвили заявил, что Грузия будет готова к членству в ЕС к 2030 году.
Крупным успехом с точки зрения привлечения инвестиций увенчался также визит премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе в Объединенные Арабские Эмираты. На этой неделе был подписан меморандум о сотрудничестве с одной из крупнейших девелоперских компаний «EMAAR», что должно привлечь в Грузию финансовые вложения в размере 6 миллиардов долларов. Акцент на реализацию масштабных инвестиционных проектов был обозначен и в ходе переговоров с другими компаниями в Абу-Даби. Фирмы из ОАЭ активно участвуют в логистических и транспортных проектах на территории Грузии, запущенных в рамках развития «Среднего коридора». Впрочем, активное развитие политического и экономического сотрудничества с дружественными странами вряд ли убережет правительство «ГМ» от серьезных проблем, если их противникам все же удастся склонить новую администрацию Белого дома к открытому вмешательству во внутриполитические процессы в Грузии.

МАРК ПОРЦИЙ КАТОН ИЗ КОНГРЕССА
На текущем этапе наибольшую активность по привлечению внимания новой администрации США проявляет экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили. Благодаря поддержке влиятельного представителя Республиканской партии, конгрессмена Джо Уилсона, ей удалось попасть на инаугурацию Дональда Трампа и провести короткие встречи с членами его команды. Несмотря на отсутствие какой-либо выраженной реакции со стороны окружения Трампа на ситуацию в Грузии, сам факт состоявшихся встреч максимально используется Зурабишвили в качестве доказательства негативного отношения к «Грузинской мечте» новых властей США.
В своих последних интервью западным СМИ экс-президент Грузии сгущает краски, пугая западную общественность тем, что в случае потери контроля Запада над Грузией Кавказ целиком окажется вне зоны влияния США. Она, в частности, апеллирует к фактору Армении, прозападный разворот которой во многом зависит от ситуации в Грузии. Кроме того, спекулируя на антикитайских настроениях команды Трампа, Зурабишвили ссылается на участие китайских компаний в строительстве глубоководного порта Анаклия и нового международного аэропорта в Вазиани, убеждая американцев в том, что Китай приобрел огромное влияние в Грузии.
По сути, Зурабишвили повторяет приемы одного из своих предшественников – Михаила Саакашвили, превратившего Грузию в заложника геополитических игр Запада из-за стремления реализовать свои авантюрные планы. Тот точно так же играл на страхах западных политиков и обывателей, дабы заручиться их поддержкой против России, при этом мало заботясь о том, какие риски для безопасности Грузии создают подобные игрища.
Значительное содействие грузинской оппозиции в привлечении внимания администрации Трампа оказывают известные американские эксперты и бывшие дипломаты, специализирующиеся на постсоветском пространстве и занимающие ярко выраженную антироссийскую позицию.

Правда, больше всех проблем «Грузинской мечте» доставляет уже упомянутый конгрессмен-республиканец Джо Уилсон. Чуть ли не каждый день он публикует твиты и раздает комментарии о необходимости карательных мер в отношении Бидзины Иванишвили и его команды, явно стремясь снискать лавры Марка Порция Катона Старшего из римского сената, упорно добивавшегося разрушения Карфагена. Джо Уилсон еще в прошлом году стал одним из авторов «Акта MEGOBARI», где были прописаны санкции против властей Грузии и лично Иванишвили, а в начале январе этого года он вместе с конгрессменом-демократом Стивеном Коэном внес в конгресс США законопроект, известный как «Акт о непризнании грузинского кошмара». Данный документ предусматривает запрет на признание легитимности правления Бидзины Иванишвили или любого грузинского правитель-ства под его руководством.
Помимо бурной активности в организации контактов Зурабишвили с представителями команды Трампа и подготовке санкционных законопроектов, Джо Уилсон пытается пролоббировать аналогичные решения в Великобритании и ЕС. 27 января он пригрозил вторичными санкциями США против граждан Великобритании и британских учреждений, которые хранят активы самого влиятельного грузинского олигарха.
«Сообщник Коммунистической партии Китая Бидзина Иванишвили хранит свои украденные деньги в Великобритании. Наши британские друзья не потерпят, чтобы он эксплуатировал их финансовую систему. Америка может помочь, введя вторичные санкции против пособников и учреждений в Лондоне, управляющих его богатством. Трамп все уладит», – заявил конгрессмен.
Несмотря на воинственный пыл новоявленного Марка Порция Катона из конгресса, часть грузинских экспертов не уверена, что в ближайшее время Трамп вообще вспомнит о Грузии. Куда более важные вопросы, в том числе связанные с украинским кризисом и ситуацией на Ближнем Востоке, требуют пристального внимания новых властей США. Вечные разборки мелкопоместных грузинских вассалов и желание «Грузинской мечты» усидеть одновременно на 5-6 стульях – не самая главная проблема для 47-го президента США.

К. ТЕДЕЕВ