Дети – не площадка для эксперимента

Вопросы правильной модели поведения родителей с детьми в переходном возрасте, о несовершеннолетних, стоящих на профилактическом учете инспекции по делам несовершеннолетних, а также о значимости соответствующих социальных проектов были подняты на днях в пресс-центре Sputnik-Южная Осетия. Психолог, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ЮОГУ Индира Габулова, начальник инспекции по делам несовершеннолетних Лали Гатаева и общественный деятель, автор социального проекта «Рядом с нами» Аэлита Джиоева поделились с представителями масс-медиа своим видением данной проблемы, а также методами ее решения.

Как сообщила Лали Гатаева, на сегодня в инспекции состоит на профилактическом учете 12 подростков и 18 из социально неблагополучных семей. По ее сведениям, ситуация с уголовными и административными правонарушениями со стороны несовершеннолетних улучшилась, так как в предыдущие годы на учете состояли по 30-40 подростков.

«В школах нашими сотрудниками ведется вся необходимая профилактическая работа, но для исправления ситуации этого недостаточно. На самом деле сегодня профилактическая работа требуется больше взрослым, а потом подросткам. Семья – это основа, где ребенок должен получать базовое воспитание, а потом в школе. Плохо, когда взрослые с улицы становятся для детей авторитетом и здесь не может идти речь о духовно-нравственном воспитании», – отметила она.

Со своей стороны, психолог Индира Габулова рассказала о значении морально-нравствен-ных качеств самих родителей в воспитании детей. Ведь ребенок, по ее мнению, совершенно бессознательно перенимает ту же модель поведения.

«Осетины – генетически очень здоровая нация, но если мы будем безрассудно расходовать наш генетический задел и не пополнять его, то никакие запасы не бесконечны. Поэтому нам надо придерживаться наших традиций, они совершенно не отличаются от заповедей», – сказала она.

Индира Габулова также подчеркнула, что школьным психологам нужно не просто реагировать на какие-то свершившиеся случаи, а предвидеть ситуации и работать с родителями и учителями. Именно работа с родителями, по ее мнению, позволит на значительный процент снизить уровень правонарушений со стороны несовершеннолетних.

«Нравоучения и мораль – это не учителя для детей. Только нравственные законы родителей и их модель поведения будет примером для ребенка. Поэтому надо воспитывать себя прежде всего», – уточнила она.

С мнением психолога согласилась и Аэлита Джиоева, отметив, что в осетинской культуре прописано, каким должен быть человек и каким должен быть ребенок.

«Решение проблемы – это взаимосвязь ребенка, родителя, учителя, участкового, Министерства образования и т.д.

В рамках проекта «Рядом с нами» мы общались с семьей Плиевых из с. Корнис, где отец один воспитывает шестерых детей. Я увидела в этой семье эталон нравственности, порядочности, скромности и миролюбия. Поэтому говорить, когда есть родители – все в семье хорошо, или когда их нет – там все плохо, неправильно, это все индивидуально», – пояснила она.

Аэлита Джиоева также рассказала и о социальном проекте «Рядом с нами», подчеркнув, что это волонтерское движение: «Я просто рассказываю о семьях с необычной стороны, показывая, что есть добро, и каждый из нас может чем-то помочь. Я так рада, что за такой краткий период – полтора месяца – люди откликнулись на нужды и проблемы этих пяти семей, зачастую просто протянув руку помощи и поддержав морально».

В ходе общения Лали Гатаева поделилась, что иногда подростки больше доверяют сотрудникам инспекции по делам несовершеннолетних, чем родителям и близким.

«Родители часто просят нас помочь наладить отношения с детьми, они в негодовании, потому что все делают для них: покупают вещи и дорогие гаджеты.     Мы объясняем им, что таким образом они откупаются дорогими вещами, а ведь на самом деле ребенку нужна мать, чтобы поделиться с ней. Но почему-то зачастую родители не видят этого и не чувствуют своих детей», – сказала она, отметив, что и школьными психологами не ведется соответствующая работа.

Индира Габулова, которая инспектирует все школы и детские сады, отметила, что среди психологов учебных учреждений мало профессиональных и опытных психологов.

«Я категорически против, чтобы с детьми работали непрофессионалы, потому что дети – это не площадка для экспериментов. С детьми нужно работать внимательно, с индивидуальным и профессиональным подходом», – резюмировала психолог, и с целью правильного воспитания детей попросила задуматься над фразами: «залюбить до смерти», «нанести пользу».

М. СОЛОЕВА