День памяти, день единства

Сегодня по всей России широко отмечается День народного единства. Этот праздник в перечне государственных знаменательных дат появился относительно недавно. Впервые его, как «красный день календаря», стали отмечать с 2005 года.

Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить государство Московское от польского нашествия.

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября – это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до революции 1917 года.

В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими интервентами президент Российской Федерации В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника – Дня народного единства. А сама идея отмечать праздник именно в этот день принадлежит Межрелигиозному совету России. Поэтому День народного единства является не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители страны и представители разных религий и конфессий.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Страна оказалась на грани распада.

Кризис в стране нарастал постепенно. Усиление Московского княжества, которое кровью и потом произошло при Иване Грозном, сменилось чередой политических и военных катастроф. Иван Грозный, являвшийся при всей своей противоречивости крепким правителем, тем не менее, не удосужился создать после себя прочную преемственность власти. Его наследник Федор I Иоаннович хотя и имел царственный титул, не оказался способен к делам государевым. Еще один наследник царевич Дмитрий был еще малолетним ребенком. По невыясненным до сегодняшнего дня обстоятельствам вскоре оба сына Ивана Грозного умирают. Власть в стране переходит к представителям боярских родов. Из своей среды они выдвигают своего представителя на царство – боярина Бориса Годунова.

Вскоре к политическим коллизиям прибавляются экономические потрясения. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег.

В Московском княжестве разразился страшный голод, жертвами которого стали до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств к существованию, люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек.

В стране вспыхивает несколько вооруженных восстаний, которые центральная власть подавляет с большим трудом. Однако главная опасность для страны исходила извне. В стране распространились слухи, что наследник царевич Дмитрий не погиб, а чудесным образом остался жив. Молодой монах Григорий Отрепьев, выдав себя за царевича Дмитрия, убежал в соседнюю Польшу, где обратился к польским правителям за содействием в воцарении на российский престол. В истории России он остался под именем Лжедмитрий.

В Польше, конечно же, понимали, что этот человек не имеет никакого отношения к истинному наследнику русского царя. Но польским владетелям был нужен удобный повод, чтобы вторгнуться в Россию и поживиться землями и добычей в период безвластия. А католическая церковь, которая использовала Польшу как плацдарм для распространения католицизма в России, тем более не могла упустить такой шанс.

В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля Сигизмунда, и вскоре принял католическую веру. Король Польши признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше значительные территории Московского княжества. «Восстановление справедливости!» – под таким лозунгом стала организовываться вооруженная экспедиция польской шляхты и католического духовенства в Московское царство.

В 1604 году войско Лжедмитрия пересекает границу России. Однако, несмотря на поддержку ряда городов и уездов, иноземные войска были разбиты, а сам Лжедмитрий убит. Таинственным образом теперь внезапно умирает Борис Годунов, которого ранее самого обвиняли в смерти наследников Ивана Грозного.

После этого появляется еще один самозванец, получивший порядковый номер Лжедмитрий II. На российском престоле попеременно правят самозванцы и выдвиженцы из среды бояр. Но реальной властью в Московском княжестве обладают представители семи боярских родов – «Семибоярщина». Вскоре эти вожди Смутного времени, надеясь на упрочение своей власти, призвали в Россию польские войска с намерением посадить на русский престол польского королевича Владислава.

Ориентация на Польшу у бояр имела свое объяснение. Сообщение России с западным миром шло через Польшу, и именно эта страна и была проводником, образно говоря, западных ценностей в Московском государстве. Но это внедрение не было мирным, цивилизационным, а основывалось на принуждении с помощью военной силы, интригах, на игнорировании выбора самих россиян. И поэтому неприемлемым для большинства народа.

Проводниками планов запада вольно или невольно выступила часть русских бояр. Сегодня бы их назвали олигархами, ведь в основе их действий – сращивание власти денег с властью государственной, чтобы иметь возможность влиять на ход развития страны. «Семибоярщина» была своего рода антинациональной структурой, проводником западного вектора развития страны. Неудивительно поэтому, что после фактического захвата власти в России представители бояр немедленно предложили трон польскому королю-католику.

В это тяжелое для России время первым голос протеста подняла православная церковь. Патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх в своих воззваниях к народу России. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Но, как говорят, смутные времена рождают своих героев. Нашлись на русской земле люди, которые смогли объединить народ вокруг себя, которые смогли сподвигнуть его на самопожертвование во благо земли русской и веры православной. В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском собрании он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения свои сбережения. Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен новый сбор: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч ополченцев, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество вооруженных крестьян.

Но самое главное – во всенародном ополчении, в освобождении русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.

Для нас в Южной Осетии этот день так же важен, как и в России. Российские представители, находящиеся в нашей стране, бывают приятно удивлены, когда узнают, что мы отмечаем те же праздники, что и в России. И «красные дни календаря» – это не только 8 Марта и 9 Мая, оставшиеся от совместного советского прошлого, но и символы новых перемен – День России и День национального единства.

В Осетии любовь и уважение к России прививаются с самого детства. Сперва это бывают детские сказки и рассказы, в школе – произведения русских писателей, в вузе – наша совместная история. Везде Россия предстает по-разному, в разных ипостасях. Но всегда одинаково для нас значимой. Будь это царская Россия, отказывавшая грузинским князьям в притязаниях на господство над южными осетинами, или Россия советская, прекратившая грузинизацию Южной Осетии. И, конечно же, Россия современная, спасшая наш народ от уничтожения в августе 2008 года.

Именно память о том, что сделала Россия для нашего народа, подвигает южных осетин сражаться в Новороссии. Эта же память позволяет нам ощущать себя в общероссийском политическом и культурном пространстве. И эта же память дает нам право считать себя полноправной частью всероссийского единства. Потому что Южная Осетия – это часть России. И неважно, что это ощущение не закреплено юридически, оно закреплено более сильными узами, узами сопричастности и единения. Поэтому День национального единства России мы в Республике и считаем нашим праздником!

Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»