«Чермен» просит воздержаться от безосновательных обвинений

Руководство киноконцертного зала считает необоснованной критику в свой адрес

В газете «Республика» от 29 января в статье «Сонное» царство «Чермена» или Columbia Pictures не представляет…» в адрес дирекции Государственного киноконцертного зала «Чермен» выпущены стрелы критики. В частности, издание пишет, что «Чермен» полноценно не заработал по своему прямому назначению.

«Полноценным кинотеатром за прошедшие годы этот объект так и не стал. Разовые и фактически единичные киносеансы не в счет. Дирекция киноконцертного зала как мантру вторит о сложности доступа к новинкам мирового кинопроката. Однако, под эти же сложности попадают и российские новинки, с демонстрацией которых на широком экране в Южной Осетии, казалось бы, проблем быть не должно, поскольку наличие различных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи, в том числе и в сфере культуры, должны исключать такого рода метаморфозы», – считает автор.

В конце автор уверенно заявляет: «Следует высказать определенную долю критических замечаний в адрес руководства киноконцертного зала. Здесь не используются даже те ресурсы и возможности, по которым особых финансовых вложений не требуется. У «Чермена», элементарно, нет практики составления планов, согласно которым могут организовываться недели детского, патриотического, национального или исторического кино, т.е. мероприятия, которые могут охватить вопрос организации досуга в детской и подростковой среде. Как пример бездействия можно привести и недавние новогодние выходные. В этом вопросе же не требовалось обязательного участия минкульта страны или российской прокатной организации. В чем была проблема проведения той же мультнедели? Ведь манящее словосочетание «кинотеатр» чем-то должно наполняться».

Директор ГККЗ «Чермен» при Министерстве культуры РЮО Константин Шавлохов прокомментировал обвинения в бездействии нашему изданию.

«Я не согласен с заголовком статьи. Нет в «Чермене» сонного царства. Статьи такого характера не способны решить проблему. Так писать просто не надо», – резонно замечает К. Шавлохов. По его словам, он давно вынашивал идею показа премьерных фильмов в Цхинвале.

«Это была моя мечта, чтобы новый фильм выходил в Москве и одновременно в Цхинвале. День в день! И это нам удалось. Такая схема была в 2015 г., премьерный фильм выходил на экраны в России, и в тот же день его смотрели в «Чермене», – вспоминает руководитель ГККЗ историю.

На старте проекта киносеансы пользовались успехом, народ валом валил на премьеры. Шли показы детских и молодежных фильмов. Однако затем интерес цхинвальцев к киносеансам пропал.

«В первое время интерес был большим, премьеры собирали полные залы. Но в последнее время у нас удручающая картина. Бывало, на просмотр фильма приходил всего один человек», – сокрушается К. Шавлохов. По его словам, даже если в зале сидело два зрителя, техники включали аппаратуру…

«Если зритель купил билет, мы обязаны показать ему фильм. В какой-то момент ситуация была вообще критическая. Даже за весь день показа фильма не набиралось и пяти зрителей. Разве мы виноваты в том, что «полноценным кинотеатром за прошедшие годы этот объект так и не стал», как говорится цитируемой нами статье?», – задается вопросом директор ГККЗ.

Что касается технической стороны вопроса, то Константин Шавлохов фундаментально раскрыл нюансы кинопоказа, не терпящего поверхностных и поспешных суждений.

«Чтобы показать в Цхинвале российские киноновинки, необходим ключ! Причем для каждого фильма. Это не просто компакт-диск вставить в системный блок компьютера и смотреть фильм. Я могу скачать фильм на диск, но проектор его не покажет. Повторяю, все дело в ключе. Для показа фильмов необходимо заключать договора с российскими дистрибьюторами, чтобы нашему кинотеатру выдали ключ. Принцип простой, есть договор – будет ключ. Но договора у нас нет», – поясняет Константин Шавлохов.

Причина не заключения договоров с российскими дистрибьюторами – в предоплате. Причем, сумма немалая – от 150 до 200 тыс. руб. за один фильм.

«Где я возьму такие средства? Даже если нам удастся сделать предоплату, то окупится ли впоследствии фильм?», – задается вопросом К. Шавлохов.

По его словам, в России нет государственной кинопрокатной организации. Остались лишь коммерческие. Государственные службы, даже Минкульт России не имеет на них влияния. Принцип простой, хочешь фильм – оплачивай вперед и получай ключ.

«Дистрибьютор покупает фильм и он должен взять свои средства с проката. Поэтому мы не можем заключать договора с дистрибьюторами из-за дороговизны фильма. Когда на фильм, за который уплачивается от 150 до 200 тысяч, приходит несколько человек, о какой окупаемости может идти речь? Нет у нас таких средств. Замечу, стоимость одной только лампы в проекторе составляет 130 тысяч рублей. Если лампа выйдет из строя, на какие средства мы приобретем новую, когда на фильмы ходило по несколько человек? Поэтому винить нас в отсутствии в «Чермене» паломничества киноманов, и тем более отсутствии планов – неправильно. Надо пока разобраться в сути вопроса, и не делать поспешных выводов», – говорит Константин Шавлохов.

Здесь уместно привести пример Северной Осетии. 1 февраля в эфире телевидения РСО-Алания прошел сюжет о том, что модернизированные кинотеатры в Алагире, Ардоне и Эльхотово не пользуются популярностью у местных жителей. К. Шавлохов в курсе проблем коллег в РСО-Алания.

«По федеральной программе там установлено новое оборудование с современными звуковыми и цифровыми возможностями. Но активности зрителей и там не наблюдается. На сеансы ходит по несколько зрителей. Наши североосетинские коллеги тоже сталкиваются со снижением зрительской активности. Так что, это не только наша беда», – в курсе о ситуации с кинопрокатом в РСО-Алания К. Шавлохов.

По его словам, Министерство культуры РЮО знает о непростой ситуации с «Черменом». И глава ведомства Жанна Зассеева принимает определенные усилия по реанимированию отрасли. Кроме того, Константин Шавлохов, отвечая на критику об отсутствии мультнедели, задает встречный вопрос:

«Надо пока спросить нас, располагаем ли мы техническим обеспечением для мультнедели и показов фильмов вообще? С марта 2017 г. не работает проектор итальянского производства, вышла из строя дорогая деталь. Мы заказали новую деталь в ноябре 2017 г., на что государство выделило средства. Нужна деталь не другого производителя, а от компании, производящей эти проекторы. Т. е., деталь должна быть, как говорят техники, родная. Срок поставки детали – полтора-два месяца. Скоро ее ждем» – раскрыл реальные причины «сонного царства» «Чермена» К. Шавлохов. Вышедшая из строя деталь приостановила киносеансы, но «Чермен» жил полноценной культурной жизнью. Там проходили торжественные мероприятия, концерты, выставки, культурные и праздничные события.

Руководитель кинотеатра хотел организовать показ фильма «Легенда о Коловрате», но отказался от идеи, боясь, что фильм просто не окупится.

«Повторяю, все дистрибьюторы требуют предоплату. На протяжении 2015 г. мы не взяли ни рубля у государства. А это огромное здание необходимо обслуживать, на что уходит немало средств. Так что, кинопрокат – это сложная работа, которую не видно. На безосновательную критику, хочется сказать тем, кто нас обвиняет: если вам не безразлична судьба «Чермена» – приходите на сеансы фильмов коллективно, с членами семей и поддержите «Чермен», – резюмирует Константин Шавлохов.

Наш корр.