Человеческая память неистребима

В последнее время в некоторых европейских странах, бывших когда-то частью социалистической системы, стал фактом действительности снос памятников советским солдатам, погибшим при освобождении этих стран от фашизма в годы Второй мировой войны. Волна демонтажа памятников советским солдатам прокатилась и по Польше. Власти города Лиманово сносят памятник благодарности Советской Армии; спустя некоторое время неизвестные вандалы осквернили монумент в г.Новы-Сонч; не отстает от процесса и администрация г.Нова-Суле, санкционировавшая разбор бульдозерами монумента, знаменовавшего собой братство по оружию советских и польских солдат. Подобных примеров более чем достаточно. С начала только этого года здесь было демонтировано или осквернено 12 советских мемориалов. Последний вопиющий случай – в октябре власти г.Пенежно разобрали мемориал Ивана Черняховского, погибшего от осколков немецкого снаряда на окраине этого польского города.

В основе этих противоправных действий, сравнимых с вандализмом, связь монументов с символикой «советской оккупации». Именно это объяснение представляют власти городов и местечек, где происходит снос памятников. Тем более, что согласно решению ряда польских судов, эти действия также не подпадают под уголовную ответственность.

Мы не будем говорить о том, что разрушение любого памятника – это уже правонарушение. А в отношении Польши действуют международные соглашения, согласно которым польские власти приняли на себя обязательства по созданию, содержанию и благоустройству советских воинских захоронений. Подобные соглашения кроме Польши у Российской Федерации существуют с Финляндией, Германией, Италией, Венгрией, Чехией, Монголией и рядом других стран. Но только Польша в настоящее время решила провести пересмотр истории в отношении мемориальных сооружений. И это в то время, когда весь мир отмечает 70-летие Победы над фашизмом. В связи с актами вандализма Министерство иностранных дел Российской Федерации сделало специальное заявление. «В год, в юбилейный год, когда солдаты по оружию, среди которых были советские войска и польские солдаты, все-таки можно было бы задуматься о каких-то вечных вопросах. И можно было бы найти точки соприкосновения, даже учитывая, что у наших стран остаются разногласия в подходах по каким-то вопросам. Историческая память это то, что отличает человека от животного», – заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Как ни странно, ничего подобного не делают в Германии, хотя у немцев, казалось бы, есть на то все основания, как у представителей побежденной страны.

В Польше, конечно же, понимают всю несостоятельность этих действий. Тем не менее, оправдания официальных властей напоминают театр абсурда. Так, польской стороной делались заявления о том, что находящиеся на территории страны памятники советским воинам, погибшим за освобождение Польши от гитлеровских захватчиков в ходе Второй мировой войны, установленные вне мест воинских захоронений, являются символическими, и на них якобы не распространяется действие российско-польского соглашения о захоронениях и местах памяти жертв войны, и они находятся в компетенции местных властей.

Это, конечно же, лукавство, призванное переложить ответственность с центральных властей на местные органы самоуправления. В соответствии со статьей 1 Соглашения о воинских захоронениях его действие распространяется как на захоронения, так и на места памяти военнослужащих. «Это означает, что к любым памятникам российским воинам, погибшим в ходе вооруженных конфликтов, соглашение имеет прямое отношение. О том, что мемориальный объект должен быть при этом исключительно элементом захоронений или военных кладбищ, в соглашении речи не идет», – было отмечено в этой связи в заявлении российского дипломатического представительства в Польше.

Впрочем, антироссийская вакханалия коснулась не только памятников, сегодня в Польше борются с еще одним символом советской эпохи – кинофильмами. Были запрещены к показу художественные фильмы, рассказывающие о событиях Второй мировой войны: «Ставка больше, чем жизнь» и «Четыре танкиста и собака». Больше вопросов вызывает запрет последнего фильма, который по своему жанру является приключенческой лентой, нежели пропагандистским лубком. Боевик о приключениях танкистов, воевавших в одной из частей Войска Польского (режиссеры Анджей Чекалский и Конрад Налесский), был признан самым лучшим телесериалом, когда-либо снятым в Польше. «Четыре танкиста и собака» был самым ожидаемым фильмом и советских телезрителей, особенно школьников. Начиная с 1970 года, его регулярно показывали во время зимних и летних каникул. Среди мальчишек начался настоящий «танковый бум», играли не просто в войну, а именно в танкистов. В драках выясняли, кто будет Янеком, а кто Густликом, и какой девочке достанется имя Маруси-Огонька. Что удивительно, фильм с успехом шел и в ГДР.

Не знаю, какие образы усмотрели в этом фильме польские политические цензоры, но запрет такого фильма – явно перебор. Это ведь не фильм «Ленин в Польше» который, действительно, пронизан идеологическими посылами. Если следовать логике польских критиков, то в России и Южной Осетии тоже должны бы запретить показывать фильм «Четыре танкиста и собака» уже только по той причине, что фамилия члена танкового экипажа грузина Григория…Саакашвили.

Понятно, что все эти действия польской стороны укладываются в рамки проводимой антироссийской политики Варшавы, и никакие логические доводы здесь не могут что-либо изменить.

Отмечу только, что все это не может не вызывать неприятия у любого здравомыслящего человека. Понятно, если бы к символам советской оккупации были отнесены памятники Ленину, Сталину или Дзержинскому. Но причем тут советские солдаты, 600 тысяч из которых сложили свои головы при освобождении Польши. Думали ли учитель из Перми или крестьянин из Саратова, взявшие в руки винтовку, и идущие в атаку на немецкие позиции под той же Пенежно или Ново-Суле о том, какой политический строй будет установлен в послевоенной Польше. Они захлебывались кровью не во имя большой политики, а ради того, чтобы выбить с позиций немецкие батальоны. А ведь среди сложивших свои головы на польских равнинах и холмах, были и выходцы из Осетии. Сегодня, разрушая мемориалы погибших за освобождение Польши, польские власти убивают советских солдат во второй раз.

Не менее наивными выглядит и разделение мемориалов на те, которые установлены непосредственно на захоронениях, и на те, которые стоят вне воинских кладбищ. Символ памяти не может быть избирательным. Такая трактовка вызывает удивление у нас в Осетии. По осетинской традиции сами памятники всегда ставились вдоль дорог, чтобы каждый проезжающий мимо мог помянуть усопшего. А на самой могиле на кладбище чаще всего был просто небольшой, обложенный камнями холмик.

Война с памятниками в общем и в отношении к мемориалам советских солдат, в частности, не может не вызывать сожаление. В Осетии по отношению к погибшим во Второй мировой войне существует целый культ. Редко в каком населенном пункте вы не увидите мемориал их памяти. И большинство из них построены на средства простых людей.

Наиболее символичным является мемориал в селении Згубир Дзауского района. У этого высокогорного села сходятся три ущелья: Згубирское, Сбийское и Едисское. На пересечении каждого из них с селением установлены стелы, посвященные памяти выходцев из этих горных теснин, погибших на полях Второй мировой войны.

Практически каждый год ремонтируются памятники павшим воинам или строятся новые. Только в этом году в Республике мемориалы были построены в селах Вахтана, Сохта, Гуфта и Тли. И возвели их на частные пожертвования. Это говорит о том, что отношение к памяти в Осетии бережное и искреннее.

Власти Польши почему-то думают, что разбив кувалдой монумент солдата, отдавшего жизнь за мир на польской земле, можно переписать историю. Это, конечно же, глубокое заблуждение. Ведь память это не только каменные мемориалы и обелиски, а чувство благодарности за подвиг Освобождения. И это чувство непременно возродится в польском обществе, когда в стране спадет националистическая волна. Человеческая память неистребима!

Р.КУЛУМБЕГОВ