Безопасность на дорогах – общая проблема двух частей Осетии

В рамках проекта «Открытое правительство» по инициативе правительственной комиссии РСО-Алания по безопасности дорожного движения 28 мая во Владикавказе в Доме Правительства состоялся Круглый стол на тему «Ситуация на дорогах. Дисциплина и культура участников дорожного движения», на котором приняли участие и представители Южной Осетии. Северную Осетию на Круглом столе представляли: заместитель Председателя Правительства РСО-Алания, председатель республиканской комиссии по безопасности дорожного движения Виталий Зангионов; начальник УГИБДД МВД по РСО-Алания Хасамбек Бекузаров; секретарь Общественной Палаты РСО-Алания Эльбрус Бокоев; начальник Северо-Осетинской таможни Сергей Троцко; начальник отдела Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта РСО-Алания Марат Цагараев; председатель военно-исторического клуба Батрадз Цогоев; представители СМИ Северной Осетии, «Российской газеты». С юго-осетинской стороны в работе Круглого стола принимали участие помощник заместителя Председателя Правительства РЮО Роман Джиоев, заместитель начальника ГАИ МВД РЮО Олег Тегкаев, заместитель председателя Комитета по молодежной политике, спорту и туризму РЮО Георгий Кокоев, представители СМИ.

С докладом об анализе состояния дорожной безопасности и выработке комплекса мер по стабилизации дорожной ситуации в связи с летним периодом, сезонным увеличением количества участников дорожного движения выступил председатель республиканской комиссии по безопасности дорожного движения, заместитель Председателя Правительства Зангионов В.Г. Он, в частности, отметил, что в летнее время, как правило, повышается количество дорожно-транспортных происшествий из-за увеличения нагрузок на дорогах. Это связано с тем, что большое количество людей, в том числе и детей, едет к местам отдыха. Для этой цели были совместно с ГИБДД обследованы все дороги, особенно к местам отдыха, и приведены в надлежащее состояние, кроме направления Чикола-Мацута, где селевые потоки периодически влияют на состояние дороги. «Однако, несмотря на все принимаемые нами меры, – отметил он, – количество дорожно-транспортных происшествий не уменьшается. С улучшением дорожного полотна на дорогах параллельно увеличиваются нарушения по скоростному режиму на дорогах. Мы уже внедряем интеллектуальные системы видеонаблюдения за дорогой, уже начали применять элементы «ГЛОНАС» для отслеживания ситуации на дорогах, пытаемся дисциплинировать участников дорожного движения через штрафы. Неотвратимость наказания на сегодняшний день является одним из важных видов профилактики ДТП. Что касается ГИБДД, то сказать, что она работает слабо, я не могу, как и не могу сказать, что все работники очень высокопрофессиональны. Но надо признать, что им очень тяжело работать хотя бы потому, что вопрос воспитания в семье наших граждан – это очень большая проблема. Молодой человек, нарушающий правила дорожного движения, которого останавливают сотрудники ГИБДД на дороге, начинает себя вести как униженный и оскобленный и начинает вести себя с инспектором как с врагом. Бывает и так, что инспектор ГИБДД, не успев даже представиться, слышит из машин трехэтажный мат. Нужно обладать высокой степенью самообладания, чтобы в таких условиях подавить гнев и доказать, что водитель нарушил правила дорожного движения и составить протокол. На сегодняшний день нами подготовлен приказ, по которому с июня месяца в ежедневном режиме все видеоматериалы по ДТП будут передаваться на Гостелерадиокомпанию республики, чтобы всех нарушителей на дорогах видел народ. Это будет еще одной мерой по профилактике правонарушений на дорогах».

Начальник ГИБДД РСО-Алания Бекузаров Х.И. говорил о все возрастающей агрессии водителей, особенно молодежи, не только по отношению к сотрудникам своей службы, но и по отношению друг к другу. Малейший инцидент на дороге в любой момент может вылиться в драку. Статистика сопротивления сотрудникам ГИБДД только нарастает. Кроме того, многие молодые люди часто бывают под воздействием наркотических средств или энергетических напитков. «Так, недавно мы извлекли из машины, погибшего в ДТП, молодого парня 1993 года рождения, у которого в руках была зажата банка со «Спрайтом», а в машине разбросаны лекарственные препараты «Лирика». То есть одними усилиями ГИБДД с задачей безопасности на дорогах не справиться». Он отметил также, что прирост до 16000 автомобилей в год – это очень много для республики, и они в основном концентрируются в столице. Поэтому одновременно с ростом транспортного потока надо развивать дорожную систему», – подчеркнул он.

На вопрос представителей СМИ о том «Все ли равны перед законом на дорогах?», Бекузаров Х.И. ответил, что в республике в основном встречаются машины как с номерами Северной Осетии, так и Южной Осетии. Много транспорта из Беларуссии, Грузии, Ингушетии и других регионов России. Увеличилось количество транзитного транспорта, проезжающего через республику в соседние страны – Армению и Азербайджан. Среди них тоже случается очень много нарушений, но принцип необратимости наказания на них, как правило, не распространяется. Об этом знают и многие наши водители с юго-осетинскими номерами, которые пользуются тем, что их автотранспортные средства зарегистрированы за пределами РФ и к ним штрафы не дойдут. Поэтому они часто нарушают правила дорожного движения без риска понести за это должного наказания.

По этой теме заместитель начальника ГАИ МВД РЮО Тегкаев О.М. сказал, что из зарегистрированных в Южной Осетии 15700 автомашин за пределами республики постоянно находятся 14000. Много машин с юго-осетинскими номерами находятся в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России, и куда бы ни заехали водители с югоосетинскими номерами, они должны соблюдать законы той страны, на которую заезжают. О том, что в Северной Осетии часто случаются нарушения правил дорожного движения транспортными средствами с югоосетинскими номерами, отметил О.Тегкаев, они знают, но в большинстве случаев эти машины постоянно находятся на территории Северной Осетии и в Южной Осетии бывают редко. Владельцы автотранспортных средств, постоянно проживающие в Южной Осетии, как правило, приезжают в Северную Осетию или по делам, или к родственникам на свадьбы или похороны. Основная часть их, как это и принято в гостях, ведут себя в Северной Осетии скромно, а на постоянно проживающих в Северной Осетии граждан, имеющих автомашины с юго-осетинскими номерами, они влиять не могут.

«При пересечении государственной границы лиц, нарушивших правила дорожного движения, по закону также задерживать не можем, – продолжил разговор начальник Северо-Осетинской таможни Троцко С.В. Статистика передвижения транспорта через пост «Нижний Зарамаг» говорит о том, что часть транспортных средств, прошедших регистрацию в Южной Осетии, действительно остается в Северной Осетии. Выдача права пользования автотранспортом югоосетинскими гражданами гражданам других государств, в том числе и жителям Северной Осетии, является серьезным нарушением таможенного законодательства, незнание которого не освобождает от ответственности. Это нарушение, помимо уплаты штрафа, предполагает выплату значительных сумм таможенных платежей и почти соответствует той сумме, которая подлежала бы растаможке автотранспорта. Так, в прошлом году было зафиксировано 1607 правонарушений по правилам временного ввоза. Сумма штрафов по ним составила порядка трех миллионов рублей. В этом году по ним отмечено уже 674 дел. По передаче права временного ввоза в прошлом году заведено 119 дел, а в этом году 23».

«Не вина Южной Осетии в тех нарушениях, которые совершают транспортные средства, имеющие югоосетинские номера, – сказал председатель республиканской комиссии по безопасности дорожного движения Зангионов В.Г., – эта целая схема, по которой транспорт, якобы, растамаживается. Де-юре владелец автомашины из Южной Осетии, а де-факто – пользователь России, в частности Северной Осетии. Наши граждане на транспорте, зарегистрированном в Южной Осетии, ведут себя крайне безобразно. Они ездят на тонированном автотранспорте, что в РФ запрещено, нарушают правила дорожного движения. Видеосистемы их снимают, но нам не к кому обратиться за штрафами, то есть, логического завершения их действиям нет, как нет и никакой профилактики. Поэтому я хочу обратиться к представителям Южной Осетии с просьбой, чтобы они оказали услугу и приняли закон о запрете тонировки на своих автомашинах. Мы можем также помочь им компьютеризировать учет их транспортных средств с тем, чтобы в дальнейшем было возможно оперативно обмениваться информацией о правонарушениях с обеих сторон».

Далее обсуждалась роль общественных структур и молодежных организаций РСО-Алания и РЮО в деле привития населению элементов безопасного поведения на дорогах. По этому вопросу от РЮО выступили Джиоев Р.Р и Кокоев Г.З.

Свои замечания и пожелания по этой теме высказали также секретарь общественной палаты РСО-Алания Бокоев Э.А., представители СМИ обеих республик и «Российской газеты». Они задали ряд острых вопросов участникам Круглого стола, в том числе об обеспечении равноправия на дорогах всем участникам дорожного движения.

В свою очередь организаторы Круглого стола также высказали пожелание, чтобы СМИ активней подключались к освещению тех чудовищных событий, которые происходят на наших дорогах. В заключение участники подвели итоги Круглого стола. Было еще раз подчеркнуто, что сегодня ситуация на дорогах больше напоминает сводку военных действий – гибнет молодежь, гибнут ни в чем не повинные люди, в том числе пассажиры и пешеходы. С этим положением надо что-то делать – перенимать опыт других стран, в которых смогли добиться перелома ситуации в лучшую сторону. И к этой борьбе нельзя подходить шаблонно.

Участие представителей из Южной Осетии в обсуждении этой проблемы говорит о том, что есть реальное понимание того, что безопасность на наших дорогах – общая проблема и решать ее надо сообща.

Зарема КОЧИЕВА