Амага Готти. Нетелевизионное знакомство

Кто не верит в чудеса, их трудно назвать реалистами. Так записано в уставе артистов США. Что ж, хотя и парадоксально, но с этим нельзя не согласиться. За короткое время приезд двух оперных звезд – Вероники Джиоевой, а теперь и Амаги Готти, безусловно, стало ярчайшим событием в культурной жизни Цхинвала. Обладательница прекрасного голоса и выразительной внешности, лауреат премии международного конкурса оперных певцов в Милане «Bella Voce» Амага Готти ко Дню республики приехала в родной Цхинвал. В программе концерта – шедевры мировой оперной классики. 

 Пленительные мелодии и чарующие вокальные фиоритуры, оркестровый блеск и патетика аккордов – этот полнозвучный коктейль создавал в этот теплый осенний вечер незабываемую атмосферу. За дирижерским пультом симфонического оркестра государственной филармонии РСО-Алания стоял, низко склонившись всем корпусом над партитурой, пятнадцатилетний Хетаг Тедеев. Без лишних движений управлял оркестром, полностью подчиненным его воле. Его яркий талант был понятен даже тем, кто непрофессионально занимается музыкой. Настоящее искусство, как правило, угадывается чутьем, ощущается инстинктом и неподготовленным слушателем. Сколько в этом человеке было блеска, вместе с тем столько какой-то мягкости и, несмотря на эту благородную мягкость, столько живого темперамента.

Открылся концерт увертюрой Джакомо Россини «Итальянка в Алжире». Оркестр звучал с такой покоряющей силой чувства, с таким богатством оттенков, что сразу настроил слушателя на нужную эмоциональную волну. Затем звучит Масканьи. На сцене оперная певица Амага Готти. Она поет романс Сантуции из оперы «Сельская честь». В ней чувствуется большая певческая культура и настоящее мастерство. Легкий, полетный, извлекаемый, казалось бы, без особых усилий звук гармонично сочетался с излучаемой певицей радостью от самого процесса пения. Но больше всего, конечно же ее, звучное сопрано проявилось в арии Джоконды из оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда». Эта ария в ее исполнении создавала впечатление коротенькой вокальной поэмы. Вообще прослеживая программные произведения, исполненные оперной дивой в Цхинвале, слушатель не мог не заметить в ней одно ценнейшее качество – пристрастность. Та замечательная, умная пристрастность, которая позволяет каждому заинтересовавшемуся оперной музыкой увидеть ее не призрачно-расплывчивой, окрашенной в иллюзорно-акварельные тона, а реальной, запоминающейся, зримой.

Много прекрасной музыки звучало в этот вечер. Оркестр играл Масканьи и Феликса Алборова, Аслана Кокойты и Россини. А заключительным аккордом концерта стал «Выход Елизаветы» из оперы Тангейзер Рихарда Вагнера. В исполнении Амаги Готти Вагнер звучал мощно, красиво, драматично.

Потом, по окончании концерта, певица в коротком интервью газете «ЮО» скажет: «Я очень люблю Вагнера и делаю первые шаги, чтобы стать его первой исполнительницей в Осетии. Сложно не поддаться и не вовлечься в музыку Вагнера. Она очень драматична и многообразна. Но я родилась в Цхинвале и все военные события, происходившие здесь, наложили на меня тяжелый отпечаток. Может, поэтому мне удается петь драму? Конечно, трудно петь Вагнера. И здесь без определенного интеллекта и знаний не обойтись. Но думаю, справлюсь. Помимо всего прочего, Вагнер требует от вокалистов и дирижеров еще недюжинной физической выносливости – простоять у пульта четыре с половиной часа или спеть дуэт Зигмунда и Зиглинды, или Тристана и Изольды минут этак на сорок дано не всем, даже блистающих в других оперных ипостасях».

На самом деле сегодня имеет место непростой и постоянно дискутируемый вопрос: кого считать «вагнеровским» певцом, а кого нет. Если считать таковым всех, кто пел Вагнера, списка не хватит. А если считать тех, кто поет преимущественно Вагнера, ссылок почти совсем не будет.

Концерт длился почти два часа. Был ажиотаж. Публика не отпускала артистов. А после концерта за кулисами царило полное оживление. Счастливых артистов обступили коллеги, друзья и просто знакомые, сыпались поздравления, «Я такое тепло почувствовала, которое редко встречаю. Это останется в моей памяти навсегда, – сказала Амага Готти. – Ведь всегда волнительно и радостно петь у себя на родине. Здесь особая атмосфера и, не побоюсь сказать, искушенная публика».

Ирина Готоева, она же Амага Готти, родилась здесь, в Цхинвале, училась в средней школе №5. Первая страница ее творческой биографии начинается с Владикавказского училища искусств, где она училась по классу вокала у педагога Нелли Хестановой, затем учеба в Московской государственной славянской академии у профессора Лидии Давыдовой. На вопрос, почему оперная дива Ирина Готоева взяла второе имя, она ответила «Амага – воинствующая сарматская царица. Мне хочется на сцене быть похожей на нее».

Сегодня Амага Готти ведет активную творческую жизнь. Записала свой второй студийный альбом. В новый диск вошли ария Джоконды из оперы «Джоконда» Понкьелли, ария Манон Леско из оперы «Верди», романс Зинаиды Хабаловой на стихи Сергея Хачирова «Мæ зæрда», и многое другое. Кстати, и последний романс она посвятила трагическим событиям августа 2008-го. А недавно певица получила приглашение от агентства «Раймонди». «Пока не определилась, куда поеду по приглашению, – в Италию или Германию. Но думаю, все-таки в Германию, немецкая музыка мне почему-то ближе», – сказала певица.

Закончился концерт, но магия имени Амаги Готти, ее волшебного голоса еще долго будет пленять любителей высокого искусства оперы.

На концерт пришли Глава государства Леонид Тибилов, представители разных министерств и ведомств республики. По окончании концерта Леонид Тибилов выразил слова благодарности Амаге Готти и присвоил звание «Заслуженная артистка Республики Южная Осетия».

Алла ГЕРГАУЛОВА