Алан Гаглоев об игре на традиционных инструментах и о том, как привить детям любовь к настоящей осетинской музыке

Жизнь и творчество молодого музыканта Алана Гаглоева неразрывно связаны с традиционными осетинскими музыкальными инструментами, такими как дала фæндыр, хъисын фæндыр, уадындз и дыууадæстæнон фæндыр.
Понимая важность сохранения осетинских музыкальных традиций, Алан решил стать педагогом. Во Дворце детского творчества он проводит занятия для детей, обучая их игре на традиционных инструментах. Его подход к обучению основан на любви и уважении к родной культуре. Он стремится сделать занятия увлекательными и доступными, чтобы каждый ребенок мог почувствовать радость от игры на осетинских инструментах. Алан считает, что музыка – это мощный инструмент для формирования идентичности и укрепления связи с культурными корнями. Он вдохновляет своих учеников не только изучать нотную грамоту, но и понимать значение музыки в жизни осетинского народа.
В интервью газете «ЮО» музыкант рассказал о том, как решил связать свою жизнь с народной музыкой, а также о важности воспитания подрастающего поколения в духе любви к национальной музыкальной культуре.

– С чего началась твоя любовь к игре на традиционных осетинских музыкальных инструментах?

– Меня вдохновила североосетинская пост-фолк группа «Къона». Ребята были моими друзьями, я часто находился в их окружении, наблюдая за тем, как они играют. Со временем это пробудило во мне интерес к народной музыке. Освоить дала-фандыр мне помог троюродный брат Гамат Гаглоев, который преподает вместе со мной во Дворце детского творчества. А вот основы игры на хьисын фандыре освоил благодаря Давиду Ботагову, который тоже играл в коллективе «Къона». Чтобы научиться игре на дыууадæстæнон фæндыре, я смотрел обучающие ролики в интернете.

– То есть несмотря на то, что традиционные осетинские музыкальные инструменты довольно специфичны, можно найти обучающие видео в интернете?

– Конечно. В сети есть видео-уроки от североосетинских энтузиастов. В Ютубе много наигрышей, которые можно поставить на медленное воспроизведение и разучивать.

– Сколько лет ты уже играешь на инструментах, как менялся стиль твоей игры с годами?

– Я играю уже около семи лет. Во Дворце детского творчества преподаю всего год, но за это время заметил значительный прогресс как у учеников, так и у себя. По мере обучения стал все глубже чувствовать нерв народной музыки. Сегодня на мне лежит ответственность перед учениками – нужно всё тщательно объяснять, а для этого важно самому полностью разбираться в материале.
Я обучаю детей игре на дала фæндыре и дыууадæстæнон фæн-дыре. Было бы замечательно, если бы к нам присоединились желающие освоить хъисын фæндыр, но пока, к сожалению, нет желающих, готовых учиться игре на этом инструменте.

– Какие методы ты используешь в обучении детей игре на музыкальных инструментах, учитывая отсутствие соответствующих учебников?

– Учебников действительно нет. Тем не менее, опираясь на свою практику, обозначил для себя несколько основных направлений, по которым преподаю по сей день. По мере освоения базового материала предлагаю детям более сложные произведения. На данный момент у меня семь учеников, двое из которых со мной с самого начала моей преподавательской деятельности. Они уже неплохо играют и даже самостоятельно находят мелодии, разучивая их по видео.
Мне бы хотелось передать своим подопечным любовь к настоящей осетинской музыке. В наше время, когда мы сплошь и рядом окружены эрзацами музыкальной культуры, стремлюсь привить им хороший вкус и чувство прекрасного. Мечтаю о том, чтобы дети, которых обучаю, сами впоследствии смогли передавать свои знания следующим поколениям.

– Как менялось отношение к осетинским музыкальным инст-рументам со временем?

– Традиционная форма дала фæндыра, к сожалению, больше не популярна. На смену ей пришла балалайка – инструмент с тем же строем, но другой формы. Она была в Осетии особенно популярна в 60-70-х годах прошлого столетия, где каждый второй умел играть на ней.
В 1920 году, во время геноцида, сказитель Гаха Сланов бежал в село Ногир в Северной Осетии. Он тогда уже заметил, что на дыууадæс-тæнон фæндыре никто больше не играет. Однако, по словам сказителя, во времена его отца каждый второй мастерски владел игрой на данном музыкальном инструменте.

– Как можно популяризовать игру на осетинских музыкальных инструментах в современных реалиях?

– Было бы замечательно, если бы в цхинвальском музыкальном училище обучали игре на традиционных музыкальных инструментах, как это делают во Владикавказе. Ребята, выпускающиеся по этой специальности, становятся носителями осетинских традиций и передают их широкой аудитории.

– Что ты чувствуешь, когда играешь осетинские мотивы, есть ли у тебя любимые песни?

– Мне очень нравится исполнять лирические песни, особенно композиции Валерия Сагкаева. Я пою в хоре Государственного ансамбля песни и танца «Симд». Есть в репертуаре хорового коллектива песни, которые обладают особым глубоким лиризмом. Когда человек поет героические песни, он словно погружается в их суть. Мой друг как-то спрашивал меня, нравится ли мне выступать перед публикой. На самом деле, для меня это не имеет значения – будь я один или на сцене перед зрителями, всегда получаю удовольствие от самого процесса.

– Что ты посоветуешь тем, кто хочет обучиться игре на традиционных осетинских инструментах, но не знает, с чего начать?

– Если говорить о дала фæндыре, можно обратиться к родным в деревнях и попытаться отыскать старый инструмент. Его можно отреставрировать и начать играть – всё, что нужно, это желание. Можно попросить старших помочь с обучением. Тот, кто действительно хочет, всегда найдёт способы осуществить свою мечту.

Анна ТЕДЕЕВА