Запад с помощью опробованных технологий реализует на Украине проект «анти-Россия». Ранее похожие разработки осуществлялись на Кавказе, и тогда в качестве точки опоры и военно-политического плацдарма была выбрана Грузия, заявил глава информационно-аналитического управления Администрации Президента РЮО Юрий Вазагов.
В Грузии были проведены определенные преобразования, чтобы позиционировать республику в качестве некоего «маяка демократии». Через Грузию Запад пытался оторвать Кавказ от России, оказывая влияние на Арме-нию, Азербайджан и республики Северного Кавказа, где грузинские спецслужбы поддерживали бандполье.
Кроме того, грузинские «розовые революционеры», превратившись в своего рода авангард западной «демократии», вмешивались в политические процессы в Киргизии, Белоруссии, на Украине и т.д.
«Но все-таки Грузия в силу своих масштабов не могла оказать серьезного влияния на процессы на постсоветском пространстве. Более того, авантюризм Саакашвили привел к тому, что он попытался силой решить проблему с Южной Осетией и Абхазией и на этом прогорел. После 2008 года западный проект в Грузии потерпел серьезный урон и с тех пор движется по нисходящей. События на Украине в 2014 году стали запуском аналогичного проекта, но в более грандиозном оформлении и в гораздо более серьезных масштабах, что представляло большую опасность для России», – считает Вазагов.
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ФАШИЗМ
Юрий Вазагов уверен, что независимо от того, кто пришел бы к власти в Грузии после Шеварднадзе, ситуация по отношению к Южной Осетии и Абхазии не изменилась бы.
«Эдуард Шеварднадзе сам потерпел неудачу в попытках силовым путем решить проблемы с Южной Осетией и Абхазией, поэтому вел более осторожную политику. Тем не менее, провинциальный фашизм и идея военного реванша в Грузии никуда не делись. Думаю, если бы в Грузии в те годы к власти пришел другой лидер, а не Саакашвили, он бы тоже попытался силой решить вопрос с Абхазией и Южной Осетией», – отметил эксперт.
По его мнению, политика Запада, который пытался раскачать Кавказ и окончательно оторвать его от России, конечно же, играла важную роль в эскалации конфликтов, но внешнее влияние не будет столь эффективным, если нет причин внутреннего характера. «Без деятельности тех сил в Грузии, которые сами пытались использовать внешний фактор для решения своих узко провинциальных задач, развитие ситуации могло бы пойти иным путем», – полагает Юрий Вазагов.
Он уверен в том, что в сегодняшнем грузинском обществе радикальные националистические воззрения продолжают занимать прочное место.
«Регулярные выступления против российских туристов или же пресловутых релокантов, призывы ограничить их в правах, заявления президента Грузии Зурабишвили о том, что ей неприятно слышать русскую речь и многие другие факты указывают на прочность позиций грузинского провинциального фашизма. Единственное отличие сегодняшний ситуации в том, что нынешние власти хорошо помнят уроки 2008 года и не хотят оказаться на месте Саакашвили», – отметил эксперт.
По его мнению, главный аргумент тех грузинских политиков, которые выступают против открытия т.н. «второго фронта» заключается в том, что у Грузии нет военных ресурсов нанести серьезный урон России и захватить территории Южной Осетии и Абхазии. «Иными словами, нет принципиального неприятия силовых вариантов решения этого вопроса. Есть лишь банальный инстинкт самосохранения, исходящий из понимания того факта, что как бы Россия не была занята на Украине, у Грузии все равно нет шансов на успех», – резюмировал Юрий Вазагов.
ТРАГИКОМИЧНАЯ КАРТИНА
Часть экспертов и политиков в Грузии, осознав наконец, что Запад не собирается всерьез помогать им военным путем в возвращении осетин и абхазов, начали уповать на помощь Китая и Турции, рассчитывая по непонятным причинам, что Анкара и Пекин окажут Тбилиси содействие в восстановлении «территориальной целостности».
«Им кажется, что турков и китайцев будет столь же легко убедить поддержать Грузию против России, придерживаясь той же линии поведения, которая в свое время сработала в отношении западных политиков. Но это опрометчивые расчеты», – отмечает эксперт.
«ПУШЕЧНОЕ МЯСО»
«Главный урок киевского майдана 2014 года для республик Кавказа заключается в том, что нельзя превращать себя в «пушечное мясо» в интересах внешних игроков и геополитических центров, – говорит Вазагов. – Это произошло с Украиной, а в свое время – с Грузией. Превратив себя в «пушечное мясо», они поставили крест на имеющихся возможностях. Украина могла стать сильным процветающим государством, которая по уровню развитию имела все шансы превзойти ту же Польшу. Но обратите внимание, что происходит с Украиной после майдана 2014 года и какую роль играет сейчас Польша в отношении Украины», – отметил эксперт.
Вазагов назвал главным уроком то, что каждая страна должна исходить из своих национальных интересов и не пытаться торговать собой на рынке западной русофобии.
«Для исключения подобных роковых ошибок необходим отказ от радикального национализма, от провинциального фашизма. К сожалению, этого пока не происходит», – отметил он.
ОБМАНУТЫЙ УКРАИНСКИЙ НАРОД И АБХАЗСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Помощник президента по международным делам Абхазии Максим Гвинджия считает, что Запад и США ведут политику по сдерживанию России, в частности, на периферии. Он уверен, что все потенциальные противники США могут испытывать трудности на границах.
«В 2008 году была предпринята первая попытка подорвать Россию. Однако Запад не оставил свои стремления, и раз не получилось с юга, то начали действовать на Украине. Проект «Украина как анти-Россия» – это Грузия в квадрате. Мы не можем говорить, что даже после окончания специальной военной операции и достижения поставленных целей Запад успокоится и не будет создавать дополнительных проблем на периферии. Каким будет следующий вызов?» – задался вопросом Гвинджия.
По словам помощника Президента по международным делам Абхазии, Украина – это один из этапов, за ним будет следующий. После развала СССР Украина получила в наследство большие производственные и индустриальные мощности.
«Украинский олигархат развалил огромные заводы и продал их Западу. Когда у них закончился металлолом, они начали продавать земли, когда у них закончились земли, они начали продавать геополитику, выступив в качестве тарана против России. Со стремлением и верой в европейское будущее для Украины, они втянулись в ожесточенный конфликт…», – подчеркнул абхазский политик.
По его словам, Украина и ее народ оказались обманутым и брошенным своей элитой.
За последние 30 лет в Абхазии произошло много событий, однако ни разу их не нарекли «революцией роз». По словам Максима Гвинджия, в этом заслуга так называемой абхазской демократии, немного измененной.
«Нельзя сравнивать Абхазию с событиями на Украине и даже Грузии. Нам трудно представить, что приедет какой-то помощник Хиллари Клинтон, раздаст печеньки, и абхазский народ в едином порыве будет бороться за какую-то непонятную для нас демократию. В Абхазии всегда была демократия, наше общество принимало активное участие в процессе создания своей государственности и каждый раз достигали поставленных целей благодаря единению общества», – подчеркнул он.
НЕ СМОГЛИ РАСКАЧАТЬ СИТУАЦИЮ
События 10-летней давности на Украине командиру интернациональной бригады «Пятнашка», герою ДНР Ахре Авидзба больше напоминают процессы 1992 года в Абхазии, где так же все начиналось с митингов студентов и т.д. «Но когда они не смогли раскачать ситуацию, активно вклинились грузинские снайперы и т.д.
Донецк и Луганск не собирались воевать, но их начали притеснять, запрещали говорить на русском языке и т.д.», – напомнил он.
На площадке Спутник-Южная Осетия прошел видео-мост Сухум – Цхинвал – Донецк. «10 лет госперевороту на Украине: предпосылки и последствия» обсудили начальник информационно-аналитического Управления Президента Южной Осетии Юрий Вазагов, помощник президента Абхазии по международным делам Максим Гвинджия и командир интернациональной бригады «Пятнашка», герой ДНР Ахра Авидзба.
Алена ДЖИОТЫ