15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

Ежегодно 15 марта все организации по защите прав потребителей, государственные органы, защищающие права граждан в этой области отмечают Всемирный день защиты прав потребителей.

Реализацию прав и законных интересов потребителей в РЮО призван обеспечивать Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также специалисты отдела с аналогичным названием, которые руководствуются в своей деятельности законом РЮО «О защите прав потребителей».

Напомним, что Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был образован по аналогии с Роспотребнадзором путем слияния Центра госсанэпиднадзора и Госторгинспекции – отдела торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и защиты прав потребителей Министерства экономики и внешних связей РЮО.

В настоящее время данный Комитет представляет собой две службы: санитарная служба, которая руководствуется Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РЮО» и служба защиты прав потребителей, руководствующая Законом «О защите прав потребителей РЮО». Обе службы одновременно руководствуются законом РЮО «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В отличие от санитарной службы, в отделе защиты прав потребителей нет медиков, поскольку защитой прав потребителей должны заниматься специалисты, знающие законодательное право и имеющие соответствующее образование.

Важно заметить, что на административные правонарушения в сфере обеспечения санитарно-эпидемио-логического благополучия населения согласно ст.23.13 КоАП РФ, действующего в РЮО Протоколы выносят специалисты санитарной службы, а на административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, согласно ст.23.49 КоАП РФ – специалисты отдела защиты прав потребителей, в том числе по товарам с истекшими сроками годности.

Слияние двух этих служб было обусловлено недопустимостью проводимых в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного надзора проверок исполнения одних и тех же обязательных требований. Однако эти совместные комплексные контрольно-надзорные мероприятия применимы только к объектам торговли по продаже продовольственных товаров, общественного питания и некоторым видам услуг, которые проводятся в пределах полномочий каждой службы.

Поэтому обращаем внимание читателя-потребителя на то, что потребительский рынок представляет собой широкий спектр предприятий и организаций, где граждане приобретают товары и услуги для личных бытовых нужд и законодательство о защите прав потребителей действует не только применительно к торговле продовольственными товарами и услугам общественного питания, как ошибочно считают многие, но и к другим сферам, включая ЖКХ, платные медицинские, транспортные, гостиничные, почтовые, банковские, туристические, ритуальные услуги, образование, культура, бытовое обслуживание, услуги связи, автостоянок, долевое строительство жилья и т.д.

Вопросы в некоторых сферах потребительского рынка требуют немедленного решения, но, несмотря на то, что Комитет функционирует более семи лет к нам, по нарушению потребительских прав в вышеуказанных сферах, ни одна жалоба не поступала. В основном, жалобы поступают на реализацию продуктов питания с истекшими сроками годности, на некачественную обувь, на холодильники с недостатками, нелицензионные диски, была жалоба на карту «Триколор ТВ». По всем жалобам специалистами отдела защиты прав потребителей Комитета оперативно проводятся внеплановые надзорные мероприятия с привлечением виновных лиц к административной ответственности. По плану за 2013 год специалистами было проведено 338 мероприятий по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РЮО, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. За выявленные административные правонарушения было составлено 84 протоколов.

Вместе с тем права потребителей нарушаются повсеместно:

– в расчетных квитанциях собственников многоквартирных домов задолженность по квартплате растет, а техобслуживание никем не осуществляется;

– на предоставляемые услуги, в т.ч. по изготовлению пластиковых окон не вывешиваются прейскуранты, не заключаются письменные договора с указанием необходимой информации для потребителя, а именно: наименование и местонахождение организации-исполнителя, фамилия, имя, отчество, номер телефона и исполнителя и потребителя; дата заключения договора; цена услуги; гарантии; сроки исполнения; порядок оказания услуги; ответственность исполнителя и т.д. Детали заказа обговариваются в устной форме, а претензию писать впоследствии некому;

– производится реализация некачественных товаров, (в том числе непродовольственных);

– производится реализация товаров в т.ч. одежды, обуви без соответствующей информации на русском языке. Не указываются: производитель, сведения об основных потребительских свойствах, правила и условия эффективного и безопасного использования и т.д. Считается, что если на товаре не указан производитель – товар априори некачественный, поскольку производитель сам от него отказывается;

– производится реализация изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней без сертификата на ограненный природный драгоценный камень;

– в договора на финансовые услуги (банки, страховые организации, кредитные организации…) могут быть внесены условия, ущемляющие права потребителя: взимание комиссий за услуги по выдаче кредита; условие, предусматривающее обязанность уплаты заемщиком комиссии в случае досрочного погашения кредита в размере, установленном тарифами банка; условие, обязывающее заемщика заключить договор страхования жизни и утраты трудоспособности заемщика на срок кредита; установление в договоре с потребителем возможности кредитной организации в одностороннем порядке изменять размер процентной ставки за пользование кредитом и т.д. Поэтому, любые письменные Договора потребителю следует изучать и, убедившись, что в них нет условий, ущемляющих ваши права, которые противоречат Закону РЮО «О защите прав потребителей» – ставить подписи.

Недавно специалисты отдела, согласно распоряжению председателя Комитета проводили выборочные контрольные мероприятия в объектах торговли на предмет наличия ценников на реализуемые товары и «новоиспеченные» предприниматели недоумевали: «Какое отношение к ценникам, маркировке имеет Санэпидстанция?!» А в одном из ресторанов города специалист нашего отдела, попросив предпринимателя представить меню, калькуляционные и технологические карты на приготавливаемые блюда, также была озадачена аналогичным вопросом: «А причем тут Санэпидстанция?» Заметьте, аналогичные вопросы задаются очень часто, и не только в объектах, где нами проводятся комплексные надзорные мероприятия с сотрудниками отдела санитарного надзора Комитета.

Вместе с тем, именно ценники, маркировка, меню и технологические карты, согласно ст.10 Закона «О защите прав потребителей» являются необходимой информацией о товарах (услугах) для потребителя, которые исполнитель обязан своевременно представлять, в противном случае к продавцу или исполнителю будут применены штрафные санкции согласно ст. 14.5 и 14.8 КоАП РФ.

Таким образом, потребители считают, что «Санэпидстанция» во главе с главным санитарным врачом не правомочна решать вопросы нарушения прав покупателей в вышеуказанных сферах, а также по нарушениям прав потребителей, приобретающих непродовольственные товары. Однако главный государственный санитарный врач является, прежде всего, председателем Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО, т.е. руководителем органа исполнительной власти, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в данной сфере.

Но вернемся к теме Дня защиты прав потребителей. Каждый год 15 марта правозащитники привлекают внимание мировой общественности к проблемам потребителей, которые в силу своей потребительской неграмотности страдают от предпринимательского произвола. Этот день является напоминанием нам, потребителям о наших правах, с помощью которых государство охраняет наши интересы.

В случае нарушений ваших потребительских прав в сфере услуг рекомендуем обращаться с письменной жалобой в Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО по адресу: ул. Горького, 39. Телефон горячей линии – 8929-806-50-30.

Жанна САНАКОЕВА, начальник отдела Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО