1 февраля Южная Осетия отмечает День науки

Этот праздник в календаре дат нашей республики появился сравнительно недавно – 4 февраля 2014 года, когда Президент Южной Осетии Леонид Тибилов подписал Указ об установлении Дня югоосетинской науки. До этого наша республика наряду с Россией в качестве Дня науки отмечала 8 февраля. Выбор даты был неслучаен. 1 февраля 1922 года группой национальной интеллигенции, сыгравшей огромную роль в национальном возрождении Юга Осетии, было создано Научно-литературное общество – первое научное учреждение Южной Осетии, прямым преемником и наследником традиций которого является Юго-Осетинский научно-исследовательский институт имени 3. Н. Ванеева.

Решение главы государства стало своего рода признанием заслуг юго-осетинской науки перед народом Южной Осетии. Да и сама дата основания предшественника ЮОНИИ – февраль 1922 года – носит символический характер, ведь после катастрофического геноцида Южной Осетии прошло неполных два года и всего год после освобождения Юго-Осетии от грузинских оккупантов.

В своем поздравлении по случаю учреждения Дня науки в Южной Осетии, адресованном научному сообществу республики, Леонид Тибилов отметил: «…Создание этого центра национальной науки в то тяжелейшее время, когда едва минул год после трагедии геноцида 1920 года, стало наглядным свидетельством силы духа нашего народа, его жизнестойкости и устремленности в будущее…».

Наука на сегодняшний день, без преувеличения, является тем рычагом, без которого практически невозможен прогресс во всех других сферах. Что касается Южной Осетии, без возрождения собственного научного потенциала говорить о развитии большинства сфер деятельности государства не приходится.

Между тем состояние научной сферы давно вызывает неоднозначные оценки. Меры для ее выправления принимаются, но они носят явно недостаточный характер, не соответствующий той значимости, которую имеет сфера науки. В канун этой даты мы обратились к ряду респондентов, имеющих прямое отношение к научной сфере, и попросили оценить сегодняшнее состояние науки в Южной Осетии, а также обозначить перспективы ее развития.

Директор ЮОНИИ Роберт Гаглойти отметил активное наращивание сотрудничества ЮОНИИ с российскими научными центрами, и не только. В настоящее время в рамках договоренностей с Северо-Осетинским институтом гуманитарных исследований имени В.Абаева и Абхазским институтом гуманитарных исследований имени Д. Гулиа в аспирантуре учатся три сотрудника ЮОНИИ, один сотрудник проходит стажировку. Сотрудники ЮОНИИ также активно участвуют в работе научных международных форумов. «В планах государственного финансирования – археологические и этнографические экспедиции, ряд ученых работают над научными темами за счет грантов. Была изыскана возможность для создания премиального фонда. Большие надежды на развитие науки в стране связываются и с вступлением в силу Договора о союзничестве и интеграции между РЮО и РФ, где отдельно прописаны мероприятия по содействию РЮО в развитии образования и науки, подготовке специалистов по приоритетным направлениям развития науки и техники», – подчеркнул Роберт Гаглойти.

То, что наука в Южной Осетии имеет шансы на успешное развитие, считает и старший научный сотрудник ЮОНИИ, кандидат философских наук, политолог Коста Дзугаев.

«Научная деятельность в Южной Осетии не прекращалась даже в самые тяжёлые годы после распада СССР, а сейчас, в условиях признанной и защищённой Республики, можно констатировать начало её нового подъёма. Считаю своим приятным долгом отметить такое достижение, как создание осетинского философского словаря: это этапное событие в развитии национальной понятийно-категориальной системы, составляющей основу нашей культуры мышления.

Главная проблема развития науки в РЮО тривиальна, но труднопреодолима: крайне скудное финансирование. Другая проблема – старение кадров; но здесь всё же можно надеяться на приток молодёжи, если в ЮОНИИ будут приличные зарплаты», – полагает Коста Дзугаев.

По его мнению, при развитии науки в Южной Осетии приоритет должен отдаваться национально-ориентированной научной деятельности. В частности, необходимо продвигать исследования по истории осетин, в том числе новейшего времени, по политологии, социологии и конфликтологии, учитывая пройденный Республикой за последние 25 лет путь, это чрезвычайно актуальные направления, отмечает Коста Дзугаев. К числу приоритетов он также относит осетинскую филологию, литературоведение, археологию, и не только. «Наряду с этим обязательно надо серьёзнейшим образом взяться за развитие математики, причём здесь научных сотрудников надо готовить со средних классов школы, и в ЮОГУ эта работа началась», – отмечает Коста Дзугаев.

Как видим, вопросы развития науки продолжают оставаться актуальными для общественности Южной Осетии. При этом речь идет не только о роли науки в процессе решения ряда серьёзных задач во многих сферах общества и государства. В 21-м – информационном веке, во многом именно наука и адекватная потребностям развития концентрация научного потенциала способна обеспечить конкурентоспособность нации и государства, невзирая на такие факторы, как военная мощь и наличие природных ресурсов.

Пример многих государств, в частности, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура показывает, что, несмотря на проблемы с наличием последних двух факторов, пристальное внимание со стороны государства на развитие науки и образования, причем, прежде всего тех направлений, которые необходимы для развития страны, может в короткий исторический срок дать реальный эффект. То, что вложения в науку и образование всегда оправдывают себя – факт многократно доказанный. Именно продуманный акцент на ускоренное развитие образования и науки позволил ряду некогда безнадежно отсталых государств стать лидерами во многих отраслях экономики и законодателями мод на рынке высоких технологий.

Сегодня перед Южной Осетией стоят примерно те же задачи – вырваться из отсталого состояния, порожденного многолетней блокадой и последствиями многократных военных вторжений и заявить о себе в новом качестве, но для этого республике нужны современные, высококвалифицированные специалисты по целому спектру направлений. И если та же Южная Корея основной упор сделала на развитие фундаментальных наук и подготовку специалистов в сфере промышленности и инноваций, то для Южной Осетии помимо точных наук не менее важную роль играют как относительно современные гуманитарные науки, так и традиционные. В их числе политология, конфликтология, социология, история, филология и другие.

Однако применение накопленных научных знаний в гуманитарной сфере не должно происходить только в узких рамках научно-образовательных структур, а способствовать практической реализации национальных интересов, в том числе в сфере внешней политики. Реализация внешнеполитических задач государства давно уже не монопольная прерогатива профессиональных дипломатов. Кто-то должен на адекватном уровне представлять Южную Осетию на различных международных общественных и экспертных площадках, отстаивать и продвигать позицию нашей Республики, создавать благоприятный фон в информационной сфере. Причем не на уровне единичных прецедентов, это должен быть системный, целенаправленный процесс.

Ситуация с пресловутым «историческим мародерством», как уже успели окрестить югоосетинские СМИ неуклюжий плагиат и попытки присвоить чужое историческое наследие со стороны властей некоторых соседних республик, показала всю сложность ситуации, в которой оказалась вся Осетия, не уделяя должное внимание развитию науки и использованию научных разработок в интересах страны. И это лишь иллюстрация отдельно взятого факта, который привлек эмоциональное внимание широкой публики, на самом деле глубина провала носит куда более серьезный характер, «Аланские ворота» – лишь верхушка айсберга.

Не менее важное значение имеют науки, от которых напрямую зависит экономическое развитие Республики. Мировой опыт показывает, что преодоление экономического и, в частности, технологического отставания обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды генерации знаний, основанной на мощном секторе фундаментальных исследований в сочетании с целенаправленной государственной политикой.

В случае с Южной Осетией восстановление преемственности поколений в науке и создание новых, актуальных в плане решения задач развития республики научных направлений также требуют целенаправленного государственного подхода.

А. ГЕРГАУЛОВА