Тамбовский опыт нам товарищ, или когда наши фермеры выполнят обещания?

Социальные сети дают много полезной информации для размышления. Особенно полезно это представителям СМИ, которые могут черпать из соцсетей важную информацию, заслуживающую разработки и публикации.

На днях в одной из социальных сетей житель села Хетагурово, хорошо известный в Южной Осетии производитель высококачественных алкогольных напитков Давид Лохов разместил фото-репортаж о воскресном дне на рынке Цхинвала. В числе многих фотографий внимание привлекла эта – грузовик с Тамбовской картошкой.
Во-первых, отметим, Тамбовская область – один из регионов России, в котором сельское хозяйство развивается динамично. В сельских поселениях области живет 40% населения области, что и двигает сельское хозяйство. В области активно реализуется проект «Современный облик села», с акцентом на комплексное обустройство сельских территорий. Пристальное внимание к проблемам села конвертировалось в интерес сельчан заниматься сельским хозяйством. Ежегодно тамбовские аграрии бьют рекорд за рекордом по урожаям. В 2019 г. собрано свыше 3,6 миллиона тонн зерна, что больше уровня 2018 г. на 55 тыс тонн. Побиты рекорды по подсолнечнику, сое, капусте, моркови, красной свёкле, помидорам, огурцам, луку, чесноку. В целом, урожай овощных культур за 2019 г. почти в 2,5 раза превышает показатель 2018 г.! Область вышла даже на экспорт! За 9 месяцев 2019 г. АПК Тамбовщины поставил в другие страны экспортной продукции на 104,7 млн долл США с темпом роста на 86% к аналогичному периоду 2018 года.
Особое внимание в области уделяют картофелеводству. Его в 2019 г. собрано 135 тыс тонн. На 33 тыс тонн больше показателей 2018 года! И это при том, что область не входит в десятку рекордсменов по сбору картошки. В рейтинг ТОП-5 регионов по сборам картофеля в России в 2019 году вошли:
1. Брянская область – 10,9% в общем объеме производства картофеля промышленного выращивания (данные по сельхозорганизациям и крестьянско-фермерским хозяйствам, без данных по хозяйствам населения) – 827,2 тыс. тонн. По отношению к 2018 году, валовые сборы снизились на 5,5% (на 48,3 тыс. тонн). 2. Тульская область – 7,8% (588,8 тыс. тонн). Рост 38,4% (163,3 тыс. тонн) больше 2018 г. 3. Нижегородская область – 6,5% (494,1 тыс. тонн). Рост на 26,5% (на 103,6 тыс. тонн). 4. Московская область – 6,1% (463,8 тыс. тонн). Рост на 25,2% (на 93,4 тыс. тонн). 5. Астраханская область – 4,5% (338,2 тыс. тонн). Рост на 9,6% (на 29,5 тыс. тонн).
Тамбовская область полностью удовлетворяет внутренние потребности в картофеле и способна поставлять излишки урожая в другие регионы страны в значительных объемах. Картофель давно стал брендом Тамбовской области. Нашим аграриям и минсельхозу есть смысл изучить положительный опыт Тамбовской и других областей, попытаться внедрить его в Южную Осетию, невзирая на мифы противников об иных климатических условиях и экономических реалиях и др.
Во-вторых, обращаем внимание на цену килограмма картошки – 20 рублей. В Тамбовской области цена килограмма картошки – 6-7 рублей. Достигая Южной Осетии цена поднимается до 20. И это естественно. Однако зачастую непонятно, как формируют цены местные фермеры, когда завышают цену на местную продукцию? Какие расходы они вкладывают в цену? И почему бананы, апельсины и разные экзотические фрукты из Эквадора, Боливии и других заокеанских стран стоят дешевле, чем фрукты и овощи, выращенные у сел на окраинах Цхинвала? Заморские фрукты сажают и выращивают, они требуют ухода, сбора урожая, транспортировки до портов и доставку в Европу, затем в Россию. В общей сложности они пересекают несколько таможен, но в конечном итоге стоят дешевле фруктов и овощей, выращенных в Южной Осетии!
В-третьих, часто от представителей фермерского сообщества можно услышать утверждения, что они в состоянии обеспечить внутренний рынок продукцией сельского хозяйства. Однако египетский картофель, равно как другие фрукты и овощи из Ирана, Турции и других государств – обычная картина на внутреннем рынке Южной Осетии. Тогда как эти фрукты и овощи выращивать нам под силу. Фермеры постоянно жалуются на отсутствие господдержки, но югоосетинские фермеры регулярно, еще с середины 2000-х годов стали получать кредиты, однако отдачи не видно. Чтобы не быть голословным, вот раннее сообщение агентства «Рес»: «На развитие сельского хозяйства фермерам Цхинвальского района выдали беспроцентные кредиты на общую сумму 10 млн руб. Сумма распределена среди 28 фермеров. По словам замначальника Управления сельского хозяйства района Ольги Сиукаевой, кредиты выделены на пять лет. “Кредиты выделены на разведение крупного рогатого скота, пчеловодство и рыбное производство. Это значительная помощь фермерам для развития и повышения численности крупного рогатого скота в разы”, – сказала Сиукаева».
В-четвертых, почему фермеры норовят вывезти свою продукцию за пределы республики, не задумываясь, что первая задача – насыщение внутреннего рынка! Удивительно, что получив от государства кредиты, либо товарные кредиты, отдельные фермеры идут на любые ухищрения, чтобы впоследствии кредит был списан.
Сразу после событий августа 2008 года, когда государство начало обращать внимание на развитие сельского хозяйства, зазвучали уверенные заявления, что скоро республика будет обеспечена собственными фруктами и овощами. В 2011 г. в республику завезли 10 тысяч саженцев сливы, 58 тысяч – винограда, еще несколько тысяч – яблони. Они выделены в качестве товарного кредита. «Уже через пять лет наша республика будет обеспечиваться фруктами и ягодами, выращенными на своей территории», – сказал начальник управления сельского хозяйства при Минэкономразвития Джамболат Козаев для СМИ. Прошло почти 10 лет, однако фруктового изобилия «Made in South Osetia» мы не дождались. Но винить в этом государство нельзя! Вопрос больше относится к порядочности фермеров. Хотя ежегодно от фермерского сообщества слышатся заверения о сельскохозяйственном рае, который вот-вот наступит.
К кредитованию фермеров следует подходить в высшей степени строго. Если фермер берет средства у государства, то он обязан расшибиться в лепешку, но кредит вернуть, а потребителям предложить местную экологическую продукцию, овощи и фрукты. Любые оправдания – засуха, падеж скота, приближение НАТО к нашим границам, активность солнца и другие вымышленные причины в расчет приниматься не должны.
И в заключении, возвращаясь к примеру Тамбовской области, отметим, кроме государственной поддержки фермеров, важно трудолюбие граждан, а также неминуемая правовая ответственность за невыполнение условий кредитования. Иначе сельское хозяйство превратится в черную дыру…