Риск – «верный» спутник сотрудника МЧС

Четвертого октября сотрудники МЧС отметили 13-ю годовщину образования Министерства по чрезвычайным ситуациям, гражданской обороне и ликвидации последствий стихийных бедствий в Южной Осетии.

В канун праздника мы пообщались с главой МЧС Азаматом Чочиевым.

– Азамат Алимбегович, на днях отмечается 13-я годовщина образования МЧС РЮО, произошли ли за эти годы какие-либо кардинальные изменения в Министерстве, есть чем похвалиться?

– С этим праздником я поздравляю не только сотрудников, но и наш народ, потому что МЧС охраняет покой, здоровье, имущество наших граждан.

Отмечу, что в 2008 г. благодаря тогдашнему министру Анатолию Бибилову была достигнута договорённость с российской стороной и наши курсанты с тех пор обучаются в двух академиях МЧС РФ. В 2009 г. были направлены первые абитуриенты. На сегодня более 20 человек из РЮО окончили академии МЧС в России – это хороший резерв, профессиональные кадры, ведь пять лет учебы в специализированном вузе дают свои плоды. Мы берем на себя обязательства и по окончании академии всегда обустраиваем на работу наших курсантов.

Личный состав у нас укомплектован полностью, вакантных мест нет. Хотя наше ведомство предполагает опасную работу, заработная плата у сотрудников МЧС ниже, чем в других ведомствах. Однако вопрос прорабатывается с российской стороной, и в течение 2-3 месяцев ждем от правительства РФ положительного решения. Кроме того, по распоряжению Президента и Правительства до ноября мы должны выявить людей, занимающих по две и более должности и принять соответствующее решение.

Вся техника МЧС находится в рабочем состоянии. С получением новой техники с 2008 г. ни одна единица не выведена из строя.

– Удалось ли вам за эти годы усовершенствовать возможности и методы оказания помощи при ЧС, или вы руководствуетесь испытанными?

– Если сотрудники раньше выезжали на вызовы в противогазах, то сейчас у них есть специальные костюмы, в них можно работать в любой среде – нам теперь не страшны ни дым, ни огонь. Защитными костюмами мы постараемся обеспечить все подразделения ведомства. На данный момент их надевают только спасатели и подразделения противопожарной службы. Ранее у нас не было и соответствующего нормам здания для газодымозащитной службы. В день празднования состоится открытие и этого здания. Начнем его эксплуатировать после получения спецкостюмов, соответствующего инвентаря и оборудования.

– Раньше не только мальчишки, но и девочки в детстве мечтали стать пожарниками или спасателями, соответствовать прототипу «дядя Степа» – быть смелыми, выносливыми и сильными, помогать людям. Но времена изменились… А нынешние сотрудники МЧС – какие они?

– В МЧС работают девушки, окончившие Академию МЧС в Москве, занимают должности инспекторов в отделе Государственного пожарного надзора. Так что сегодня подобные мечты тоже осуществимы. Конечно, они не пожарники, но с обязанностями справляются лучше, нежели мужская половина коллектива.

И в советское время, и сейчас требования к человеческим, физическим и моральным качествам сотрудников МЧС, пожарников и спасателей  неизменны. Главная их задача – спасти человека или группу людей при ЧС, а уже после подумать о себе. Я ведь и сам долгое время работал пожарником, прошел все ступени в МЧС, поэтому знаю – наша профессия исключает трусость и страх. Несомненно, в МЧС обучены правилам безопасности. Риск – «верный» спутник наших сотрудников. Невозможно полностью предусмотреть развитие событий при ЧС, взрыв природного газа, несчастный случай и т.д. – это исключено. Разное бывало в ходе ликвидации ЧС, никто не застрахован.

– Вы упомянули, что прошли все ступени в МЧС… Спасатели и пожарники чувствуют страх, когда идут в лоно огня или другой стихии?

– Страх заложен в каждом человеке. Другой вопрос, как с ним справляются люди. Были случаи, когда наши пожарные боялись войти в горящий дом. Конечно, им в МЧС не место, и мы их увольняли. Это нельзя назвать трусостью, страх и трусость, с моей точки зрения – разные вещи.

Сотрудник МЧС, выезжая на вызов, думает, конечно, о задании и о возможных последствиях. Но приступая к работе, мысли пожарника заняты одним – как быстрее потушить пожар, вывести людей и сохранить здание.

– Начиная с 2019 г. пандемия внесла свои корректировки практически во все сферы в республике, а на МЧС повлияла? Принимало ли Министерство участие в работе по противодейст-вию коронавирусу?

– В 2019 г., когда руководство приняло верное решение и республика была закрыта на карантин, наши сотрудники включились в работу по противодействию распространения вируса. Мы развернули лагерь на въезде в республику. Предоставили машину сотрудникам санэпидстанции, где они проверяли людей, выявляли заболевших. Наши сотрудники пожарно-спасательной части, расположенной в с. Рук, целый год обрабатывали дезрастворами все виды транспорта, въезжавшие на территорию республики. Кроме того, сотрудники МЧС занимались волонтерством. Несколько молодых офицеров и рядовых постоянно оказывали помощь на территории больницы, помогали переносить больных, разгружать и менять кислородные баллоны. Пока нужна была помощь волонтеров, они были рядом с югоосетинскими медиками. Также ведомство распределило имеющиеся кровати и необходимый инвентарь по медучреждениям. «Скорая помощь» часто нас вызывает, когда нужно вынести больного из дома. Наша работа проявляется во многих сферах.

– Сотрудникам МЧС приходится выезжать не только на вызовы по возгораниям, бытовым ситуациям, зачастую от них зависят и необходимые для общества блага. Все помнят, что именно на МЧС, наряду с электриками, ложится основной груз работ при отключении электроэнергии в республике зимой. Вы готовы и сегодня к подобным ЧС?

– Конечно! В МЧС пожарами занимается одна из служб Министерства – противопожарная служба. ЧС, начиная от проблем с электроэнергией, половодий, обвалов, обнаружения взрывчатых веществ и т.д. — это наша работа. Но проблемы с электроэнергией не наша прямая задача. Однако по первому же звонку идем на помощь, т.к. есть все возможности: подготовленные специалисты – спасатели, оборудование, техника. В прошлом году МЧС развернуло лагерь для питания, обогрева людей, работавших на дороге. Мы готовы оказывать помощь там, где она необходима. В МЧС также составляются акты и на места, подверженные половодью. Нет такого опасного участка, где половодье может угрожать населению, по которым не составлены нами акты. Побережья в некоторых местах уже укреплены.

– Расскажите нам о сотрудничестве со службами ЧС других государств.

– У МЧС РЮО подписаны межведомственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи с Россией, Абхазией, ДНР и ЛНР. В случае необходимости можем запросить у них помощь или сами оказать ее – помочь техникой и специалистами, у нас квалифицированные спасатели, скалолазы, водолазы, саперы. Согласно подписанному соглашению, когда в РФ были наводнения, наши сотрудники пришли на помощь российским коллегам. Кроме того, каждое утро служба Центра управления силами связывается и докладывает обстановку коллегам из Владикавказа, в основном эта работа ведется по Транскаму. Служба постоянно мониторит ситуацию, и в случае опасности мы перекрываем дорогу. Кстати, до сих пор жители республики находят и взрывчатые вещества, и МЧС выезжает и обезвреживает их. Недавно выехали в Ленингор, по обращению местной администрации и обследовали там большую площадь.

– Ваши пожелания к празднику сотрудникам МЧС, коллегам.

– Не только к празднику… мое пожелание сотрудникам – удачи. Речь идет именно о сотрудниках подразделений, чья работа связана с риском, постоянной опасностью – пожарные, спасатели. Мы никогда не знаем, в полном ли составе вернется выехавшее на задание подразделение. Поэтому желаю нам поменьше ЧС. А всем сотрудникам МЧС желаю здоровья, благополучия и успехов.

Мадина БЯЗРОВА