Прожить короткую, но достойную жизнь…

Военнослужащие и добровольцы из Южной Осетии проявляют мужество и героизм в ходе участия в специальной военной операции на Украине

В спецоперации по защите мирного населения Донбасса принимают участие и осетины, проходящие службу в различных воинских подразделениях РФ. В их числе был и герой нашего материала – Алим Лохов, который героически погиб в борьбе с фашизмом…
Он уехал на Украину вместе с сослуживцами в середине марта. Родные в первое время не могли получить достоверной информации о судьбе Алима, однако в соцсетях распространяли разного рода публикации и голосовые сообщения. В одном из них с восхищением рассказывали о мужестве и бесстрашии Алима Лохова.

Алиму Лохову, или как родные и знакомые называли его, Кокошу, 24 августа исполнилось бы 40 лет. Он родился в 1982 г. в с. Хетагурово, школу окончил в родном селе, а после – физкультурный факультет ЮОГУ.
По словам его бывшего начальника Инала Баззаева, Лохов начал служить в Минобороны в 2004 г.
«В 2008 г. Лохов был командиром 3 роты 3 батальона, стоял на линии обороны у населенного пункта Гвертеу. С 7 на 8 августа грузинские фашисты заняли Хетагурово, нам пришлось отступить. 8 августа Лохов с небольшой группой ребят пробрался в село, чтобы вывести из подвалов мирных жителей, родных и соседей. Тогда Кокоша ранило в ногу», – сказал Баззаев.

Боль потери сына останется навсегда

Отец Алима – Славик (Темури) Лохов за время нашей беседы украдкой вытирал слезы. В глазах застыла боль пережитого горя, ведь в многодетной семье Лоховых теперь остались только сын и дочь. Семья год назад похоронила еще одного сына, трагически погибшего, и гибель Алима стала очередным ударом судьбы. Только рассказывая о детском возрасте сына лицо отца просветлело. По его словам, с детства Алим рос спокойным и послушным мальчиком, любил заниматься спортом, хорошо разбирался в электроприборах.
«Как-то Кокошу уже удалось обмануть судьбу и выжить, тогда он спас человека. Алим стоял неподалеку, когда соседа, возившегося с электричеством, ударило током. Он успел оттолкнуть парня и спас его. Но при этом сам чуть не погиб – ударило трехфазным проводом так, что кожа на ногах разорвалась. Мы подоспели вовремя и обсыпали его песком, еле спасли», – вспоминает отец.
Перед тем, как Алим уехал на Украину, он зашел домой к родителям проверить, все ли у них в порядке, починил телевизор. А после этого семья вместе ужинала в доме Алима.

Надежда покидает человека последней…

На службу в 4-ю российскую гвардейскую военную базу Лохов поступил в 2019 году, был ефрейтором контрактной службы, работал наводчиком на БМП. 17 марта военнослужащих направили на Украину на военную спецоперацию, а 24 марта Алим уже считался без вести пропавшим. Как рассказывали потом очевидцы, они два раза попали в засаду. В первый раз Лохов подорвал два вражеских танка. Когда вступили в бой во второй раз, он пропал без вести.
Лоховых не покидала надежда, что Алим жив и скоро свяжется с ними. В конце апреля им сообщили, что нашли его тело, а 4 мая привезли домой. Погиб Алим Лохов как герой на Украине в Донецкой области, в с. Сладкое. Согласно медзаключению, смерть наступила в результате множественных осколочных ранений в нескольких областях тела, установленная дата смерти – 24 марта.
Когда супруга Алима Лохова Олеся Гаглоева узнала, что он уезжает на Украину, попыталась воспротивиться этому, но поняла – это бесполезно.
«Он сказал, что это его долг: «Как я могу отказаться, если совсем молодые ребята едут. Они нуждаются во мне, рассчитывают, ведь я более опытный и смогу уберечь их. Если мы сегодня не остановим фашизм, то завтра сыну тоже придется воевать. Не переживай, теперь я понимаю, что несу ответственность за семью, за будущее детей и буду беречь себя». Мы знали, что никакие уговоры не повлияют на решение Алима. Он был бесстрашным и смелым и почему-то был уверен, что обязательно вернется», – вспоминает супруга.
Лохов оставил сиротами двух малолетних детей, дочке исполнилось три года, когда он уехал на Украину, а у двухлетнего сына день рождения был в день, когда тело Алима доставили домой.
«Кокош очень любил детей. В день отъезда не мог распрощаться с ними, обнимал, целовал, словно хотел напоследок показать им всю отцовскую любовь, чтобы запомнили, любили. А мне рассказывал о планах и желаниях – мечты, которым не суждено воплотиться. Дети не забывают отца, сын постоянно просится на «папину машину», – со слезами говорит Олеся.
Алим был хорошим, внимательным отцом и семьянином. В сентябре бы исполнилось пять лет их совместной жизни. Олеся благодарна судьбе, что Алим был в ее жизни и подарил ей 4,5 года счастья и таких чудесных детей.
«Даже когда Алим приходил с работы уставшим, старался помочь с детьми, – кормил и купал, укладывал спать, часто даже по ночам вставал, чтобы я выспалась. Март и апрель мы прожили надеждами, уповали на его опыт. Нам рассказали его коллеги, что не только на поле боя Алим проявлял себя опытным военнослужащим, но и в ходе учений», – по­делилась она.

Как сказать родителям, что их сына больше нет

«Семья собралась у нас дома. Я начала собирать в дорогу его вещи. Алим предупредил, чтобы я ничего не говорила родителям, у отца больное сердце, ему нельзя нервничать. Я старалась держаться спокойно, но слезы предательски текли по лицу. Отец понял, мы что-то скрываем и прямо спросил: «Кокош, ты куда-то собираешься?». Алим ответил, что у них учения на полигоне. Я говорила, что все равно долго врать не смогу, чтобы он нормально с ними попрощался. Впрочем, родители и сами все поняли», – рассказывает Гаглоева.
В соцсетях Олеся увидела видео, как ребята уезжали на Украину. В вагоне все шутили, веселились, только Алим сидел грустный, словно предчувствовал беду. Когда бойцы приехали до пункта назначения, Алим позвонил супруге, чтобы та не переживала. Он знал, через мобильную связь враг может их выследить и, чтобы не подвергать опасности друзей, оставил телефон дома.
«Алим пояснил, что это рабочий телефон и мне звонить нельзя. Накануне своей гибели, 22 марта, он снова позвонил и сказал, что завтра они «выступают», после чего обязательно позвонит. Зная его горячий пыл, я умоляла, чтобы думал о семье, о детях, чтобы берег себя и не рвался на передовую», – со слезами на глазах рассказывает Гаглоева.
Супруга и старший брат Алима Лохова узнали о смерти Кокоша в конце апреля. Брату сделали днк-тест, чтобы удостовериться, Алим ли это. Родителям сообщили о смерти сына только 3 мая.
«Да, я узнала о смерти мужа раньше, но не смогла сообщить родителям. Как я могла сказать им, что их сына больше нет? Тяжело было прятать свое горе… В день Пасхи мне сообщили, что найдены тела четырех военнослужащих, из них два были с Алимом в бою, их опознали родственники. Мне скинули фотографии неопознанных тел, лиц не видно было. Я узнала его по одежде, но не хотела верить, что это Кокош. Прошли месяцы с похорон, а я все жду, что он вернется живым. Возможно, потому, что мы не увидели тело, его привезли в закрытом цинковом гробу», – с горечью сказала супруга Лохова.

Герои не погибают: память вечна

По ее словам, с Алимом погибли начальник связи и механик, а командира батальона не удалось найти. Со слов сослуживцев она рассказала, что после засады нашли подорванный БМП, а похоронены они были в поле. Кто-то вырыл неглубокую яму, виднелись фрагменты тела и куски одежды, и поставил крест.
«Как нам рассказывал ротный, когда начался бой, Лохов с коллегами на БМП смогли проскочить по минному полю, и вскоре исчезли из горизонта. Вслед за ними направили подкрепление, но этот БМП сразу подорвался. В этот день они трижды вступали в бой. Говорят, ранее, рискуя жизнью, он на своем БМП прикрыл другой обстрелянный БМП, вызвав огонь на себя, чтобы ребята смогли выйти из поля боя. Бои за с. Сладкое были ожесточенными, длились долго. 22 марта он позвонил, и мы поговорили минуты две. Он просил не переживать, если некоторое время не будет выходить на связь. Это был последний раз, когда я слышала его голос», – со слезами завершила свой рассказ Олеся Гаглоева.

Он был опорой и надеждой для всего села

Односельчане все любили Алима за отзывчивость, он просто не умел говорить «нет», всем помогал по возможности. Все соседи переживали за его судьбу, постоянно спрашивали семью, нет ли каких вестей.
По словам телеведущего ГТРК «Ир» Джамбулата Лохова, Алим действительно был достойным, мужественным и отзывчивым человеком. Он был харизматичным, веселым и внимательным, и этим располагал к себе людей.
«Кроме того, у него были «золотые руки», брался за любую работу. Когда в 90-е гг. я переехал в Хетагурово, то в доме электропроводку нужно было менять полностью, а после войны специалистов невозможно было найти. Но Кокош без лени все сделал сам. Алим был опорой и надеждой не только для семьи, но и для всего села, никому не отказывал в помощи. Он был очень добросердечным парнем, словно судьбой ему было начертано прожить короткую, но очень достойную жизнь», – подчеркнул он.
Многие односельчане, по словам Лохова, проживают в разных уголках России, но все они приехали на похороны, чтобы отдать дань памяти, проводить Алима в последний путь. На похоронах они рассказывали, что оставляя в селе стариков, уезжали в Россию с легким сердцем, т.к. рядом жил Кокош.
«Мы потеряли достойного, порядочного и скромного сына, односельчане тяжело переживают утрату. Мы будем помнить и чтить память об Алиме Лохове. В наше время, к сожалению, мало таких представителей молодежи. Он пожертвовал жизнью, чтобы спасти командира. Его сослуживцы с восхищением говорили о его мужестве и храбрости», – уточнил Лохов.
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, указом президента РФ В.В. Путина Алим Лохов был удостоен Ордена Мужества посмертно. Во время похорон тогдашний Президент Анатолий Бибилов  лично вручил семье Героя высшую государственную награду РЮО – Орден «Уацамонгæ» посмертно.
Ранее Алим Лохов также был удостоен ведомственных и государственных наград Южной Осетии и России.

Мадина БЯЗРОВА