Продали некачественный товар? Отстаивайте свои права!

Защита прав потребителей – одна из важнейших государственных задач, т.к. повышение качества жизни граждан заключается не только в развитии социальной сферы, росте доходов населения, но и в возможности реализовать потребительские права, рационально использовать полученные доходы на приобретение качественных, безопасных товаров и услуг.

С этой целью и был создан Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО. Был принят закон «О защите прав потребителей». Он постоянно совершенствуется, расширяется спектр его действия, т.к. задачи защиты прав потребителей связаны с развитием экономики, технологий, появлением новых товаров и видов услуг, изменением законодатель-ства.
Для потребителей в Комитете открыты все каналы связи – это личный прием, это обращение по «горячей линии» по телефонам, в т.ч. указанному в перечне экстренных вызовов на сайтах «Ала-нияинформ» и Администрации города. Поддерживать доверие граждан и предоставлять защиту каждому обратившемуся потребителю – главная и ответственная задача специалистов отдела по качеству товаров и защите прав потребителей Комитета.
Со дня создания Комитета рассмотрено более тысяч жалоб граждан по нарушениям их потребительских прав вследствие приобретения ими товаров и услуг ненадлежащего качества. За 2019 г. рассмотрено более 50 устных и 14 письменных обращений, 11 из них послужили поводом для внеплановых надзорных мероприятий. Жалобы были о продаже товаров с истекшими сроками годности, в т. ч. красок для волос; продаже товаров ненадлежащего качества (водяной насос, сверло, мобильный телефон); о продаже поддельных беспроводных наушников и т.д. Рассмотрение каждой жалобы потребителя несет определенный негатив, поскольку ни один руководитель хозяйствующего субъекта, несмотря на неоспоримые факты, не считает себя нарушителем. Любым способом ищут координаты обратившегося с жалобой. Бывает, когда на нас подают в суд. Об одном таком деле хочется поделиться:
В адрес Комитета поступило заявление потребителя о продаже ему творожных пирожных с зеленой плесенью. Специалистами отдела был проконтролирован конкретный магазин на предмет выявления аналогичных пирожных. Купленные пирожные приложены к заявлению потребителя в качестве доказательства. В ходе надзорных мероприятий жалоба потребителя подтверждена наличием в магазине двух расфасовок с аналогичными пирожными (с зеленой плесенью). Было также выявлено одиннадцать наименований товаров с истекшими сроками годности. Составлены Акт и Протокол по выявленным правонарушениям, которые подписаны самим предпринимателем. На второй день при попытке вручения нами определений о возбуждении и назначении времени, места рассмотрения дела – предприниматель повела себя агрессивно. Требовала показать жалобу. Содержание жалобы было показано, но фамилия, имя, адрес заявителя мною были прикрыты рукой. Не выяснив ничего о жалобщике, предприниматель позвала на «разборки» своего сына, который тоже интересовался жалобщиком, но не для извинений, а чтобы разобраться: – как он посмел!
Через день по данному вопросу нас навестил чиновник одного из органов исполнительной власти и, пользуясь служебным положением, в рабочее время мешал нам, должностным лицам надзорного органа, исполнять обязанности, требовал показать основания проверки. Естественно, определения нарушителем подписаны не были. Они нами были отправлены через почту. Вместо извинений нарушитель подал в суд на Комитет на наши якобы противоправные действия. Суд первой инстанции вынес решение в нашу пользу. Однако нарушитель не угомонилась и уверенно обратилась в Верховный суд, который решение первой инстанции оставил в силе. Судебные тяжбы сказываются негативно не только на здоровье специалистов отдела, но и на нормальных отношениях с предпринимателями, членами их семей. При этом важно понимать, что жалобы в основном рассматриваются нами в пользу потребителей.
В целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей, специалистами отдела совместно со специалистами отдела санитарного надзора Комитета ежедневно, согласно графику, а также по обращениям самих предпринимателей проводятся контрольно-надзорные мероприятия в хозяйствующих субъектах. За 2019 г. проведено 384 проверок, в которые вошли 293 (76%) плановых и 91 (24%) внеплановых надзорных мероприятий. По результатам проверок на ответст-венных лиц составлено 44 протокола об административном правонарушении. Вынесено 33 постановлений о назначении административного наказания на общую сумму 294 тыс. 000 руб.
За 2019 г. изменилась структура внеплановых проверок в части уменьшения проверок по контролю предписаний, что связано с выполнением требований прокуратур Цхинвала, Дзауского и Ленингорского районов об обязательных проверках в объектах торговли и общественного питания на предмет исполнения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Снижение административных правонарушений с применением штрафных санкций за отчетный 2018 год (47) и 2019 год (44) в сравнении с 2017 годом (74) объясняется уведомительным характером о грядущих плановых проверках не позднее трех рабочих дней до их начала согласно Закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора…», так как на момент проверки почти все имеющиеся нарушения устраняются.
Особенно это касается товаров с истекшими сроками годности, которые владельцами хозяйствующих субъектов, предположительно, временно выносятся из торговых площадей, а после проверок вновь выставляются для реализации. В связи с этим, если потребитель действительно хочет, чтобы на прилавках магазинов не было товаров с истекшими сроками годности, не соответствующих образцам по качеству и других нарушений в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и т.д. просим немедленно обращаться к нам в Комитет. Обещаем оперативное реагирование на защиту ваших потребительских прав. Это в наших общих интересах.
Отмечу, мы, специалисты отдела, участвуем в судебных разбирательствах или вступаем в судебные процессы как по своей инициативе, так по инициативе лиц, участвующих в деле, даем заключения в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским судопроизводством.
С целью распространения актуальной и достоверной информации для потребителей нами в квартал один раз в печатные СМИ готовится статья. Проводятся беседы-лекции в школах города со старшеклассниками. В соцсети «Facebook» открыта страничка «Комитет Юго-Осетпотребнад-зора», где размещено более пятидесяти информационных материалов, в том числе по вопросам защиты прав потребителей.
Ежегодно 15 марта прогрессивное человечество отмечает Всемирный День защиты прав потребителей. И мы – специалисты отдела по качеству товаров и защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора считаем по праву его своим профессиональным днем.
Гражданам республики напоминаем – вы все являетесь потребителями и наделены правами. Чем грамотнее будете вести себя на потребительском рынке, знать и заявлять о своих правах, тем меньше у вас шансов быть обманутыми. В случае если все-таки ваши права нарушены, смело обращайтесь в Комитет Юго-Осетпот-ребнадзора по адресу: Цхинвал, ул. Горького, 39 контакт-ный телефон 8-929-806-50-30

Жанна САНАКОЕВА,
начальник отдела по качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора