Миротворческая операция всегда должна быть транспарентной, открытой и понятной для всех

Интервью с военачальником и дипломатом Маратом Кулахметовым ко Дню миротворца

Марат Кулахметов – российский военачальник и дипломат. С сентября 2004 года по октябрь 2008 года – командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта. В ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года командовал российскими миротворцами, играл ключевую роль в переговорах накануне начала боевых действий. После прекращения войны и последующего признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии он руководил выводом постов российских миротворцев из буферной зоны грузино-осетинского конфликта. С августа 2009 года – на дипломатической работе. С 1 мая 2017 года Марат Кулахметов является Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Южная Осетия.

– Марат Минюрович, ввод трехсторонних миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта 14 июля 1992 года был осуществлен в соответствии с Сочинским соглашением от 24 июня 1992 года. Благодаря миротворцам на земле Южной Осетии воцарился мир. Оглядываясь в прошлое и анализирую настоящее, как Вы считаете, был ли на тот момент другой путь урегулирования конфликта?
– Думаю, стоит напомнить, что тогда было очень сложное время. На постсоветском пространстве было несколько конфликтов – в Таджикистане, в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье. Считаю, что на тот момент, другого способа решения конфликта не было, поэтому российская сторона взяла на себя ответственность участвовать в решении этих сложных задач в качестве миротворца. Мировое сообщество на тот момент просто дистанцировалось. Поэтому Москва, сама находясь в непростом положении – и в экономическом, и в политическом плане – понимала, что граждане Южной Осетии – это люди нашей большой страны – Советского Союза, где остро стоит вопрос их выживания, взвалила на себя груз ответственности. Другого выхода тогда просто не было.
– Народ и власти Республики Южная Осетия всегда высоко оценивали миротворческую операцию, в мире ее считают уникальной. В чем, на Ваш взгляд, ее уникальность?
– В первую очередь уникальность заключается в том, что в Южной Осетии с 1992 до 2008 года не было серьёзных инцидентов. Отдельной темой проходят события 2004 года, когда к власти пришел Саакашвили, целью которого было решение проблемы Южной Осетии силовым путём. Эта была главная задача политика, пришедшего к власти в Грузии.
Но то, что в течение стольких лет, с 1992-го по 2008 год, не было войны на территории Республики Южная Осетия – это самое главное и большое достижение миротворческой операции.
Второе – в миротворческой миссии участвовали непосредственно конфликтующие стороны. Кстати, на постсоветском пространстве такая ситуация было только в Южной Осетии и Приднестровье.
Кроме того, в рамках ССПМ была создана Смешанная контрольная комиссия – политический орган, который ставил определенные политические задачи перед миротворческим контингентом, и находил пути решения всех возникающих в то время проблем. Причем в СКК участвовали все конфликтующие стороны. В этом заключалась уникальность и эффективность формата. Люди, непосредственно вовлеченные и живущие на этой территории, понимали запросы населения, осознавали, к чему может привести тот или иной инцидент, тонко чувствовали все эти нюансы.
– С сентября 2004 года по октябрь 2008 года Вы – командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта. С какими сложностями сталкивались?
– Трудности бывали каждый день… Каждое утро проводили совещания с участием представителей всех сторон миротворческой миссии, утверждали план работы на день: мониторинг ситуации, обеспечение жизнедеятельности миротворческого контингента и т.д. Также решали вопросы сторон по обеспечению сопровождения. Не было ни одного дня, чтобы работа шла по плану, или, как говорится, по маслу. Всегда что-то происходило…
В конфликтующей зоне у каждой стороны свои интересы, своя правда, у населения сторон – индивидуальная ментальность. И потому мы все задачи сводили к общему знаменателю, чтобы работа продвигалась.
– Бывали случаи, когда Вы попадали под обстрелы?
– Факты обстрелов в те годы были редкостью, за исключением событий 2004 и 2008 гг. По крайней мере, мы не допускали обострения.
Миссия миротворцев как раз и заключалась в том, чтобы со всеми сторонами конфликта взаимодействовать, чтобы ни у кого не возникало вопросов. Потому миротворческая операция всегда должна быть транспарентной, открытой и понятной для всех. Она не допускает противоправной деятельности в отношении одной из конфликтующих сторон. Чтобы достичь этих целей, нужно постоянно работать и работать, чем мы и занимались. В этом заключаются особенности миротворческой деятельности.
– Как Вас принял осетинский народ в 2004 году?
– Народ Южной Осетии ввод миротворческого контингента воспринял очень положительно. Миротворцы позволили Южной Осетии создать государственные структуры, запустить работу госаппарата, заняться вопросами налаживания мирной жизни и т.д. Строительство независимого государства – это длительный этап. И в этом плане миротворческая операция позволила создать основу для развития и дальнейшего признания.
– Сегодня Вы Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Южной Осетии. Проведите, пожалуйста, параллели – Южная Осетия в 2004 году и Южная Осетия сегодня.
– До 2008 года Россия выступала в Южной Осетии в качестве миротворца и переговорщика, которая настаивала на мирном урегулировании грузино- осетинского конфликта. После событий августа 2008 года, когда Российская Федерация признала независимость Республики Южная Осетия, отношения перешли в плоскость межгосударственных, и сегодня между двумя странами подписано более 120 межгосударственных соглашений и договоров. Это огромный пласт документов. Южная Осетия развивается, строится, создаются условия для нормальной жизни. Я считаю – дети должны ходить в детский сад, в школу, старшие – должны работать, старики – ухожены и не брошены. И когда эти три главные составляющие работают, то все будет хорошо.
Мы идем по этому пути, наблюдаем разительные перемены, и в отличие от молодых людей, не переживших 1990-е годы, можем сопоставить и сравнить жизнь в 90-х годах и сегодня.
Приятно, что после войны августа 2008 года созданы все условия для развития, молодежь имеет возможность учиться и отдыхать, строить планы. Это радует.
– Можно сказать, что дипломат – это тот же миротворец?
– Безусловно, да.
– 14 июля для народа Южной Осетии стал праздничным днем. Ваши пожелания Республике Южная Осетия.
– Народ Южной Осетии заслужил мирную жизнь. Хочется пожелать счастья югоосетинскому народу и развития республике.
– Спасибо за беседу.
Алена ДЖИОТЫ