Итоги и ориентиры развития сферы образования

Ежегодная республиканская августовская конференция педагогических работников на тему «Актуальные вопросы системы образования РЮО на современном этапе: пути совершенствования» состоялась во вторник. На ней были обсуждены итоги прошедшего года и определены ключевые направления деятельности ведомства в 2022-2023 учебном году.

В работе конференции приняли участие глава государства Алан Гаглоев, руководитель Администрации Президента Алан Джиоев, председатель профильного комитета парламента республики Инал Уригаев, а также глава Русского Дома в Цхинвале Сергей Скворцов и другие.
И.о. министра образования и науки Натали Гассиева поздравила коллег в преддверии нового учебного года и подчеркнула, что задачи, стоящие перед системой образования, всегда были и будут связаны с достойной планкой качества образования, которая является катализатором эффективности функционирования образовательной сферы.
Неизменной остается цель современного образования – целостное развитие каждого учащегося в отдельности, его стремление и подготовленность к самореализации, а главное – его непоколебимое духовно-нравственное содержание.

Гассиева подчеркнула важность получения базовых знаний, позволяющих в дальнейшем выбрать профессиональную стезю и быть высоконравственным человеком, чтящим национальные и общечеловеческие ценности.
В своем докладе и.о. министра проанализировала успехи и достижения в сфере образования, рассказала о проблемах, с которыми столкнулись образовательные учреждения. Она озвучила результаты успеваемости и качество знаний учащихся, подчеркнула актуальность развития кадрового потенциала, привела подробную статистику по обучающимся и преподавателям, прошедшим курсы повышения квалификации.
Было отмечено, что остро стоит вопрос трудоустройства молодых педагогов. В 2020 году в образовательной сфере было трудоустроено 153 человека, а в 2021 году- 122. Что касается аттестации 2021-2022 учебного года, то она перенесена на 2022-2023 год.
Проблема определения детей в ДОУ также успешно решается, но все же сохраняется диспропорция наполняемости групп согласно санитарным требованиям. Основной программой ДОУ по-прежнему является билингвальная программа «Малусæг», направленная на овладение детьми навыками осетинской и русской речевой культуры.
По результатам мониторинга, проводимого специалистами отдела дошкольного образования в подготовительных группах нескольких садов, Гассиева заметила, что в среднем около 15 % диагностируемых детей показали слабый уровень подготовленности к школе. На основании данного анализа разработаны конкретные рекомендации для ДОУ.
Что касается школ, на конец 2020-2021 учебного года процент успеваемости составил 99,7%, качество знаний – 52,8%, в этом учебном году эти показатели соответственно составили – 99,9 %, и 51,6%.
Для кандидатов на золотую (серебряную) медаль в 10-11 классах были проведены министерские контрольные работы. В результате в 2021-2022 учебном году в республике – 10 медалистов.
Что касается обеспеченности школ учебниками на 2022-2023 учебный год, Гассиева отметила, что в дар школьникам Южной Осетии от Представительства Россотрудничества и Посольства РФ в РЮО 1 декабря 2021 года была получена учебная и художественная литература. Через фонд «Русский мир» МО в декабре 2021 г. получило также 84676 экземпляров учебников на сумму 33591640 рублей.
От посольства РФ к началу нового учебного года Ленингорская русская школа и Кировская школа получат кабинеты русского языка с соответствующим оборудованием и книжным фондом.
О насущных проблемах
И.о. главы ведомства обозначила проблему информатизации системы образования, а также проблему подключения образовательных организаций к сети интернет. Соответствующее письмо с просьбой об оперативном решении данного вопроса было направлено главе администрации города.
Немаловажным вопросом, требующим систематического внимания, отметила и. о. министра, является питание в образовательных учреждениях. Стал вопрос об увеличении лимитов финансовых средств, предусмотренных на организацию питания детей в продленных группах школ, многопрофильном колледже, школах районов, дошкольных учреждениях, а также в школах-интернатах.
За отчетный период проведена значительная работа в рамках мероприятий по дополнительному образованию и воспитанию. Особое внимание уделялось работе образовательных организаций республики по профилактике наркомании, безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. Основная задача – воспитание у детей потребности вести здоровый образ жизни.
Дополнительно-образовательные программы реализует также Республиканская станция юных техников (РСЮТ). Как отметила и.о. главы ведомства, материально-техническая оснащенность образовательного процесса станции позволяет организовать обучение по всем дополнительным общеразвивающим программам, однако имеющаяся материально-техническая база нуждается в улучшении.
Она обратила внимание на проблемы Цхинвальского многопрофильного колледжа.
Гассиева отметила, что только через высокое качество знаний, высокий уровень преподавания образовательная организация может стать привлекательной для детей и родителей, что немаловажно. Борьба за престиж образовательной организации –это работа над качеством преподавания, а главное – полномасштабная систематическая воспитательная работа, основанная на незыблемых национальных приоритетах.
Выступивший на конференции Глава государства Алан Гаглоев отметил большой вклад педагогов в воспитании подрастающего поколения.
«На учителях лежит и большая ответственность – воспитать достойных людей. Очень важно подходить к решению всех имеющихся проблем комплексно. Воспитание ребенка, его лучших качеств зависит как от школы, так и от родителей. Какие качества прививают им дома, такие ребенок проецирует на окружающих. Только совместная работа поможет воспитать и вырастить из ребенка достойного человека и гражданина», – сказал президент.
По его словам, необходимо уделить пристальное внимание реализации программы «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», а также выходу учебника по истории Осетии, который должен в полном объеме и объективно отражать прошлое.
«Нам не нужна чужая, нам нужна объективная, правдивая история, в которой отражены и горе осетинского народа, и его успехи», – подчеркнул Алан Гаглоев.
В ходе конференции были награждены преподаватели, в том числе учителя школы №3, благодарственными письмами Министерства образования и науки за работу с беженцами из Донбасса. Отдельным преподавателям были вручены нагрудные знаки.
В завершение конференции вниманию ее участников был представлен текст резолюции, которая с учетом замечаний и предложений присутствующих была принята руководством к исполнению.
Диана КАБАНОВА