В вопросе референдума необходимо соблюсти все процедуры, провести их в рамках законодательства

Первая встреча президента Южной Осетии Алана Гаглоева с представителями средств массовой информации прошла в пресс-центре Комитета информации и печати РЮО. Темой диалога стало подведение итогов визита делегации Южной Осетии в Москву в начале июня текущего года, в рамках которого прошли консультации с российской стороной по проведению референдума об объединении Южной Осетии и России, были обсуждены и другие актуальные вопросы. Делегацию РЮО возглавлял президент Алан Гаглоев, в ее состав вошли: спикер парламента Алан Тадтаев, госсоветник президента Константин Кочиев, и.о. главы МИД Дмитрий Медоев, председатель Верховного суда Олеся Кочиева и председатель ЦИК Эмилия Гагиева.

Референдум – очень важен
Глава государства Алан Гаглоев заявил, что российская сторона не была проинформирована о намерении провести в Южной Осетии референдум по вопросу объединения с Россией. Он считает, что тема референдума для народа Южной Осетии очень важна, и это понимают абсолютно все.
«Проведение референдума с российскими коллегами не обсуждалось и даже не согласовывалось. Об этом стало известно в ходе консультаций югоосетинской делегации с российскими официальными лицами. С российской стороной у нас есть Договор о союзничестве и интеграции, подписанный 18 марта 2015 года, первая статья которого предполагает координирование и согласование всех шагов внешнеполитического вектора», – разъяснил президент.
По его словам, получалась такая ситуация, что «мы объединяемся с Российской Федерацией, но они пока об этом сами не знают». Глава государства подчеркнул, что югоосетинская делегация довела свою позицию до российских коллег, и отметили – народ Южной Осетии за проведение референдума и Южная Осетия хочет войти в состав России.
«В ходе диалога выяснилось, что при проведении референдума мы нарушаем первую статью Договора о союзничестве и интеграции, кроме того формулировка вопроса проведения референдума: «Вы поддерживаете объединение Республики Южная Осетия и России?», вызывает серьезные вопросы. Поэтому договорились разработать конкретную формулировку, потому что в состав России можно войти как отдельный субъект, или как отдельный субъект с последующим объединением с Северной Осетией», – отметил он.
Глава государства пояснил, что с российскими коллегами проработали несколько шагов, и после разработки конкретной формулировки вопроса можно говорить и о проведении референдума. «Этот вопрос будем обсуждать в парламенте республики, с участием общественности, после чего приступим к консультациям по проведению референдума с российской стороной», – подчеркнул президент. Гаглоев сообщил, что по итогам российско-югоосетинских консультаций было принято заявление, в котором говорится:
«В соответствии с Указом Президента Республики Южная Осетия от 30.05.2022 г. № 315 делегацией Республики Южная Осетия во главе с Президентом РЮО Гаглоевым А.Э. 14-15 июня 2022 г. были проведены консультации с участием Администрации Президента Российской Федерации (Козак Д.Н.), Совета Безопасности России (Нургалиев Р.Г.), Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Косачев К.И.), МИД России (Лавров С.В., Руденко А.Ю.), Минэкономразвития России (Решетников М.Г.).
По результатам консультаций установлено, что объявленный Указом Президента РЮО А.И.Бибилова от 13.05.2022 г. № 212 референдум был назначен без предварительной проработки и согласования данного вопроса с Российской Стороной, что противоречит обязательствам Сторон по Договору между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г.
В соответствии с Конституцией и законами Республики Южная Осетия решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и подлежат обязательному исполнению всеми органами государственной власти и гражданами Республики. Однако юридически не проработанная формулировка внесенного на референдум вопроса исключает какую-либо возможность его исполнения. Разные попытки предварительного или последующего толкования предлагаемого решения по референдуму могут быть квалифицированы как обман избирателей и дискредитировать легитимность самого референдума.
С учетом изложенных обстоятельств, уважая стремление Республики Южная Осетия к интеграции и воссоединению с Россией, участники консультаций пришли к единодушному мнению о том, что инициативной группе по проведению референдума следует сформулировать юридически выверенный вопрос (вопросы), подлежащие внесению на референдум, и обеспечить их широкое общественное обсуждение. С учетом результатов указанного обсуждения уполномоченным органам провести необходимые консультации с Российской Стороной о формах дальнейшей интеграции Республики Южная Осетия и Российской Федерации.
Президент Республики Южная Осетия Гаглоев А.Э.
Председатель Парламента РЮО Тадтаев А.С.
Председатель Центральной избирательной комиссии РЮО Гагиева Э.Р.
Руководитель Администрации Президента РЮО Джиоев А.Н.

И.о. министра иностранных дел РЮО Медоев Д.Н.
Государственный советник Президента РЮО Кочиев К.К.».
Президент сказал, что на консультациях участники от югоосетинской стороны отметили, что все за проведение референдума, за вхождение Южной Осетии в состав России как можно быстрее, но необходимо соблюсти все процедуры и провести их в рамках законодательства, а также подготовить все необходимые документы, провести консультации с уполномоченными органами России и принять общее, взвешенное и правильное решение.
«Недавно мы отметили 30-летие принятия Акта провозглашения независимости, и в тот период все документы и принятые решения были проработаны таким образом, что сегодня у международного сообщества не возникает ни одного вопроса. Более того, все эти решения приняты своевременно и правильно. И мы просто не имеем право подходить к вопросу референдума поверхностно», – подчеркнул глава государства.
Осетия должна быть едина
Спикер парламента Алан Тадтаев отметил, что народ Южной Осетии на протяжении столетий добивается исторической справедливости – вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации и объединения с Северной Осетией-Аланией. По его словам, руководство Южной Осетии четко высказало свою позицию по данному вопросу, и она доведена в том числе и российских коллег. «Консультации шли более двух часов, где каждый из нас высказал и обосновал свое мнение, отметив, что референдум необходим народу РЮО. Наш народ видит себя и свое будущее только в составе России, и мы донесли эту позицию до наших российских коллег и увидели с их стороны понимание», – рассказал глава закоргана.
Тадтаев сообщил, что в ходе встречи поднимался вопрос проведения референдума, назначенного на 17 июня. Он уточнил, что с российскими коллегами они пришли к единому мнению: данный вопрос надо обсуждать и дорабатывать. «Члены инициативной группы, которые подписали первый референдум, должны юридически выверенно поставить вопрос, который будет звучать в ходе проведения референдума. Каждый гражданин должен четко понимать, за что именно голосует на референдуме. Уверен, что руководство республики в ближайшее время приступит к процедурам», – подчеркнул спикер.
Он пояснил, что в ходе консультаций им сообщили, что в российском законодательстве есть шесть пунктов по принятию нового государства в состав России, и потому Южная Осетия должна согласовывать каждый из этих пунктов с российскими коллегами и решать все вопросы по пунктам. Он подчеркнул, что вхождение в состав России – это вековая мечта нашего народа. «Мы должны сделать все для того, чтобы эту мечту претворить в жизнь. Народ скажет свое слово, и я уверен, что наши российские коллеги нас услышат и примут единственно правильное решение – принять нас в состав России, так как проблема разделенного народа существует на постсоветском пространстве только у нас. И надо ее решать, чтобы историческая справедливость восторжествовала, Осетия должна быть едина», – сказал председатель Парламента.
Начинается новая работа по подготовке референдума
Руководитель администрации президента Алан Джиоев считает, что формулировка, которая допускает возможность различного толкования, была неприемлема в данном случае. «Если даже 98% населения ответит положительно на вопрос: «Вы поддерживаете объединение Южной Осетии и России?», возникнет другой вопрос, в какой форме мы должны объединяться. Первый вариант – это создание какого-то союзного государства, где равноправные члены Российской Федерации и Южной Осетии образуют некий союз. Второй – объединение возможно путем вхождения в состав России на правах субъекта РФ. Третий – объединение с РФ путем вхождения в ее состав на правах субъекта, и дальнейшем объединении с Северной Осетией», – разъяснил он.
По его словам, югоосетинская сторона объявила указ о назначении референдума без соблюдения пункта статьи 1 Договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией, который гласит: «Договаривающиеся Стороны проводят согласованную внешнюю политику, которая предполагает взаимный учет интересов Договаривающихся Сторон в различных сферах сотрудничества, информирование друг друга о совершаемых в этой связи дей-ствиях, а также тесно взаимодей-ствуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности в Кавказском регионе».
Джиоев отметил, что вся работа должна идти с чистого листа, но уже юридически выверенно и в соответствии со статьей 1 данного Договора. Он сообщил, что столь важное решение не было согласовано, и к этому российская сторона оказалась не готова. «Именно поэтому возникла необходимость сформировать делегацию и согласовать вопрос проведения референдума. Т.е. наша позиция заключалась в том, что мы готовы провести референдум с этой формулировкой, если российская сторона считает это приемлемым. Кроме того, согласно закону об основных гарантиях избирательных прав граждан, формулировка вопроса не должна допускать возможности толкования, должен быть дан четкий ответ. С российской стороны прозвучали мнения о том, что в настоящее время и система законодательства РЮО, и другие параметры развития экономики и т.д. пока не вполне соответствуют требуемому уровню. И поэтому необходимо какое-то время для того, чтобы мы занимались и гармонизацией законодательства, и подтягиванием уровня развития в других отраслях», – подчеркнул руководитель АП.
Строго в соответствии с законодательством
Председатель Верховного суда Олеся Кочиева подчеркнула, что по вопросу референдума единогласное решение принял президиум Верховного суда. По ее словам, и у них предметом обсуждения была формулировка вопроса референдума о вхождении Южной Осетии в состав России, но у суда имелось более 4000 подписей, и в каждом подписном листе четко звучала данная формулировка. «Более того, инициативная группа была представлена в лице абсолютно авторитетнейших лиц республики. И подписные листы были подписаны первыми лицами государства, возглавлявшими республику в различные периоды. В этой связи у судебного органа не было и не могло быть оснований предполагать, что политические вопросы, стоящие за любым референдумом, могут быть недоработаны, не обсуждены и не выверены», – говорит она.
Что касается правового аспекта, то глава Верховного суда обратила внимание участников диалога, что 10 статья Конституции РЮО разрешает объединяться с другими государствами, создавать союзные государства и передавать часть своих полномочий. «И одновременно с этим шестой Федеральный конституционный закон РФ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» устанавливает основные условия и процедуру принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ.
И именно позиции нашего законодательства дают нам основания предполагать, что наши решения были абсолютно правильными, но подводные течения и подводные камни, которые носят политический характер, не были и не могли быть нам известны. Мы даем заключение относительно законодательства нашего государства, в то же время обращаем внимание и на законодательство Российской Федерации, но мы не можем интерпретировать эти нормы и говорить о них в нашем судебном акте», – подчеркнула Кочиева.
По ее словам, подводные течения и подводные камни, которые носят политический характер, не были им известны. В этой связи глава Верховного суда настаивает на том, что «судебный акт о проведении референдума был вынесен строго в соответствии с нашим действующим законодательством».
Россия будет помогать и дальше
И. о. главы внешнеполитического ведомства Дмитрий Медоев считает, что согласно Договору о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией договаривающиеся стороны должны проводить согласованную внешнюю политику, которая предполагает взаимный учет интересов договаривающихся сторон.
По его словам, согласования должны проходить через Министерство иностранных дел. Он напомнил, что между МИД РЮО и РФ заключено немало правовых документов, в их числе в январе 2021 года в Москве был подписан план консультаций между МИД России и Южной Осетии на 2021-2022 годы. «Это и есть механизм проведения консультаций по вопросам, которые представляют взаимный интерес. А вопрос референдума по вхождению в состав РФ как раз должен пройти через МИД и выйти на консультации с российской стороной. Но, к сожалению, в МИД ни письменного, ни устного обращения не поступало по поводу обсуждаемого вопроса. Мы бы обратили внимание на подписанные документы и на возможности, которые предоставляют нам эти документы, и провести консультации», – пояснил Медоев.
Глава ЦИК республики Эмилия Гагиева отметила, что по итогам консультаций с РФ им предстоит новая работа, скорее всего, с обновленной инициативной группой, состоящая не менее чем из 20 человек, согласно конституционному законодательству, с выверенной, юридически правильной формулировкой, приемлемой и для России, и для Южной Осетии. «Как только в ЦИК поступит соответствующий пакет документов, мы приступим к работе по организации проведения референдума», – сказала Гагиева.
По мнению госсоветника Президента Константина Кочиева, назначенный в Южной Осетии референдум, сама его идея и вопрос, который выносился на референдум, не были ни с кем согласованы в России. «Такого рода серьезные политические вопросы, касающиеся такой важной сферы, уполномочены рассматривать только президент и МИД России. Ни на одном из этих уровней тема не была рассмотрена, никаких согласований не было проведено. Также на данном этапе Россия не готова рассматривать решение, которое готовилось на референдум в Южной Осетии. Если в перспективе Южная Осетия будет проводить консультации с руководством России, там возможно обсуждение таких деликатных вопросов», – подчеркнул он.
Кочиев уточнил, что Россия поддерживает дальнейшее развитие интеграции между Южной Осетией и Россией, и в этом направлении будет продолжаться активная работа. «И как нас заверили в МИД РФ, они будут делать все для укрепления международных позиций РЮО, всемерная поддержка по всем направлениям будет продолжаться», – подчеркнул госсоветник.
На пресс-конференции спикеры ответили на вопросы журналистов, которые касались не только обсуждаемых тем в Москве, но и других актуальных проблем.
Алена ДЖИОТЫ