Выяснить судьбу каждого…

30 августа – Международный день лиц, пропавших без вести

В Южной Осетии согласно официальным данным, с 1990-х годов более 130 граждан считаются без вести пропавшими, а с 2008 года – 8 человек. Самому молодому из них – Алану Хугаеву было на тот момент 16 лет. Он пропал вместе с двумя осетинскими гражданами – Хачировым и Плиевым в 2008 году, сразу после августовской войны.
В память о тех, кого родные ждут уже много лет, в сквере у Храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Цхинвал, у мемориального памятника Фонтан надежды прошла памятная акция.
Выразить солидарность семьям без вести пропавших и зажечь свечу памяти пришли президент Анатолий Бибилов, полномочный представитель президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев и его заместитель Егор Кочиев, Уполномоченный по правам человека Инал Тасоев, представители МККК и Общественной организации семей лиц, пропавших без вести «Память и надежда», родные и близкие пропавших, горожане и т.д.
Работа будет
продолжаться
Глава государства Анатолий Бибилов отметил, что вопрос выяснения судьбы без вести пропавших граждан Южной Осетии всегда стоит на повестке Женевских дискуссий и Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты.
«В этом направлении работа идет постоянно и будет продолжаться в дальнейшем, – заверил президент. – Югоосетинская делегация на переговорах в Женеве и на МПРИ всегда поднимает вопрос без вести пропавших. И каждый раз мы получаем заверения, что руководство Грузии выдаст некоторых лиц, но обещания не выполняются. Мы располагаем фактологическим материалом, в частности видеокадрами, на которых зафиксировано нахождение югоосетинских ребят в руках силовых структур Грузии и их жестокое избиение. Речь идет о ребятах, пропавших в 2008 г.».
Анатолий Бибилов подчеркнул, что к решению данного вопроса должно подключиться и международное сообщество, жестко поставить вопрос выяснения судьбы каждого пропавшего югоосетинского гражданина перед властями Грузии, потребовать от них конкретных решений.
«Безусловно, очень больно ничего не знать о судьбе своего близкого человека. Все эти годы родные живут надеждой, что, наконец, узнают хоть какую-то информацию о родных», – сказал Бибилов.
Пустые обещания
Уполномоченный по правам человека Инал Тасоев сообщил, что за годы грузинской агрессии пропало 130 граждан Южной Осетии. «Во время августовской агрессии 2008 года пропало без вести 8 человек, из которых были найдены останки 2 человек – Маирбега Тедеева (в 2016 г.) и Анатолия Ходова, останки которого были переданы семье в июне 2021 года.
Вопрос без вести пропавших – это решение не одного дня и недели. Это может продолжаться долгие годы, что, к сожалению, мы и наблюдаем. Но нашим руководством работа по выяснению их участи ведется», – подчеркнул Тасоев.
Омбудсмен напомнил, что юго-осетинская сторона участвует в работе Трехстороннего координационного механизма по поиску пропавших без вести, который образован в 2010 г. «Помимо нас, в него входят Россия и Грузия. Механизм действует под председательством МККК. За эти годы в рамках работы Механизма совместно с МККК и республиканской общественной организацией «Память и надежда», собраны и упорядочены списки пропавших без вести, собраны прижизненные данные пропавших, собрана ДНК база родственников пропавших. На сегодня ведется поиск возможных мест захоронений. В этом году были проведены полевые работы, совместно с Генеральной прокуратурой РЮО и МККК. В нескольких местах были найдены человеческие останки, однако, к сожалению, эти останки не относились к периоду времени, в котором пропали наши граждане. Но работа в этом направлении будет продолжаться», – отметил он.
По словам Инала Тасоева, в работе есть сложности, заключающиеся в том, что большинство югоосетинских людей пропало в 90-е годы.
«Прошло уже 30 лет, многие детали событий стираются, многие очевидцы тех событий, к сожалению, умерли, многие свидетели находятся на территории Грузии, куда у нас нет доступа. За 10 лет работы механизма, Грузия так и не продемонстрировала политическую волю для решения этого важного гуманитарного вопроса. Многочисленные встречи международных посредников с высшим руководством Грузии, тоже ни к чему не приводят, кроме пустых обещаний с их стороны», – рассказал омбудсмен.
Тасоев заверил, в любом случае, будет продолжаться работа по выяснению судьбы пропавших без вести граждан Южной Осетии, потому что 130 семей ждут, когда останки их близких будут найдены и захоронены.
Помощь и содействие
Мероприятие было организовано общественной организацией «Память и надежда» при содейст-вии представительства Международного Комитета Красного Креста в республике.
Роль Международного Комитета Красного Креста – выяснение судеб лиц, пропавших без вести, содействие конфиденциальному обмену информации между участниками этого процесса, поддержка и сопровождение семей, а также предоставление помощи в процессе идентификации мест и извлечения человеческих останков. Организация содействует диалогу между югоосетинскими, грузинскими и российскими участниками, в рамках координационного механизма, созданного в 2010 году.
Кроме того, мемориальный памятник Фонтан надежды установлен при поддержке МККК. Тесное сотрудничество с МККК идет и у общественной организации «Память и надежда». Глава организации Лидия Кудзиева не раз отмечала – в поиске их родных им огромную помощь оказывает руководство страны и МККК, которые содействуют в проведении ДНК-анализов.
У самой Лидии Кудзиевой 18 марта 1991 года пропал супруг – Павел Кабулов, судьба которого не известна по сегодня. С тех пор она занимается вопросами поиска и выяснения судеб без вести пропавших жителей республики. Организация «Память и надежда» работает с 1991 года, и за 30 лет практически никаких результатов нет. К сожалению, у многих пропавших даже не осталось родственников, некоторые устали от безысходности и уже не выходят на контакт. Кроме того, организация с 2009 г. сотрудничает с «Миротворческой миссией генерала Лебедя», и благодаря им они провели 82 ДНК-анализов, которые хранятся в лаборатории Москвы.
А. СИУКАЕВА