Анатолий Бестаев: «В лесах должно быть много животных, а в реках – полно рыбы»

Юго-Осетинский государственный заповедник, созданный в 2010 году – единственный заповедник в республике. Он раскинулся на обширной территории лесной и альпийской зоны в верховьях реки Малая Лиахва.

В советское время площадь заповедника составляла 5700 гектаров. С окончанием грузино-осетинского конфликта его территория была расширена до 24700 га благодаря демаркационным работам на границах селений Бикар, Елтура, Гудис. Сегодня заповедник вновь взят под контроль природоохранного ведомства – Комитета по геологии, геодезии, картографии, экологии и природопользованию РЮО.
С тех пор заповедник дает положительные результаты: количество и разнообразие видов диких животных в лесах возросло, реки пополнились рыбой, созданы благоприятные условия для работы сотрудников.
Однако для большей сохранности флоры и фауны, спасения экологии правительством республики было принято решение расширить площадь заповедника.
Постановлением Правительства РЮО от 27 ноября 2019 года за №64 внесены изменения в Постановление Правительства РЮО 4 июня 2010 года № 47 «О реорганизации Лиахвского государственного заповедника в Государственное учреждение «Юго-Осетинский государственный заповедник Республики Южная Осетия».
Согласно документу, в целях сохранения эталонных природных ландшафтов, редких и ценных видов животных и растений Правительство передало из оперативного управления лесного хозяйства части территорий Уанатско-Белотского (Ванатско-Белотского), Ксуисского, Громского, Ларгвисского, Калетского, Уиста (Цнелисского) и Терегуанского (Терегванского) лесничеств – в оперативное управление Государственного учреждения «Юго-Осетинский государственный заповедник Республики Южная Осетия».
Данным постановлением утверждено описание границ заповедных территорий, находящихся в оперативном управлении Государственного учреждения «Юго-Осетинский государственный заповедник Республики Южная Осетия».
Также утверждена карта-схема границ заповедных территорий, находящихся в оперативном управлении Государственного учреждения «Югоосетинский государственный заповедник Республики Южная Осетия».
Директор Юго-Осетинского государственного заповедника Анатолий Бестаев рассказал, что добавлена верхняя часть Ленингорского района 19000 га. Как он подчеркнул, это ареал обитания кавказского благородного оленя.
«Путем миграции, когда у нас этого животного становится много, он переходит именно в Ленингор. Там много соленой воды, что очень любит олень, поэтому туда и направляется. По этим соображениям мы попросили расширить площадь, чтобы за территорией заповедника не охотились на оленя», – сказал Анатолий Бестаев.
Он также добавил, что в этом районе в реках много форели, и бесконтрольный отлов приведет к исчезновению рыбы.
До 9000 га добавили к заповеднику из Знаурского района. По словам директора, в Знаурском районе другие климатические условия, уникальный ландшафт, и сюда заходит кабан с территории Грузии. Есть косули, медведи.
«Там тоже маленький участок взяли, чтобы на территории заповедника запретили рыбалку, охоту, благодаря чему поголовье зверей будет увеличиваться. Звери потом будут выходить на охотничью территорию и уже там пусть на них охотятся. А у нас должны быть заповедные зоны, где животные должны чувствовать себя в безопасности, чтобы размножались», – отметил Анатолий Бестаев.
По его словам, с расширением территории заповедника понадобится больше средств для его охраны. «Поставим пять человек – три в Ленингоре, два в Знауре, попросим, чтобы по одной машине дали, это небольшие затраты», – уточнил директор.
Как отметил А. Бестаев, в целом на территории заповедника браконьерства нет. «Бывают мелкие нарушения, но в Южной Осетии нет злостных нарушителей – браконьеров. Самое главное – у нас достаточно таких животных, как косуля, олень, медведь, – говорит директор заповедника. – Увеличилось поголовье кабана. Три года назад почти все кабаны умерли от африканской чумы свиней, но в прошлом году весной мы завезли около 40 диких свиней, и сейчас их где-то 150-200 голов. Кабан размножается быстро, и если снова не вспыхнет эпидемия чумы, то через год – два на территории заповедника будет много кабанов, после чего перейдут в охотничьи угодья. В лесах должно быть много животных, а в реках – полно рыбы. На это нацелена наша работа».
Алена КИСИЕВА