Трагедии на Рукском перевале – 60 лет

Автомобильная катастрофа ленинградских проектировщиков на перевальной дороге через Рукский перевал произошла 11 сентября 1960 г.

Злосчастный и роковой выходной день под Рукским перевалом был ясным и словно манил к отдыху местных жителей и проектировщиков ленинградского проектного института «Ленгипротранс», разместившихся в здании начальной школы и в частных домах с. Дзеранта рядом с с. Верхний Рук. Местное население давно мечтало о дороге на Север через Рукский перевал, и наконец их мечта близится к реальности.
Сентябрь для каждого горца – напряженный период, т.к. зима не далеко и надо готовиться, докосить траву на склонах, собрать и скирдовать сено и т.д. Экспедиции Ленгипротранса тоже следовало торопиться закончить полевые изыскания, ибо через неполный месяц наступал октябрь, зимний период, и потихоньку надо было сворачивать работы.
В этот период продавалось привезенное из равнины грузинское вино, что подогревало желание посидеть и угостить проектировщиков из Ленинграда мягким и приятным вином. Словом, погода, состояние души и гостеприимство осетинского народа привело к щедрому пиру для проектировщиков. Когда веселое общество хозяев и гостей пребывало в состоянии раскрепощенности и бокалы вина пились «на брудершафт», кто-то объявил, что на почту звонили из райкома и просили приехать туда руководство экспедиции на собрание.
– Воскресный день! Какие собрания могли проводиться в райкоме?
– Экспедиция никоим образом не была подотчётной райкому.
– Кто и кому звонил, так и не установлено.
– Водитель с машиной был прикреплен к экспедиции из Северной Осетии.
Ехать – не ехать?! И все же поехали. В кабине полуторатонки рядом с водителем Боциевым Х.В. сели начальник экспедиции Пиккель П.Э., главный геолог Петров А.И., а в кузове бортовой машины сел начальник полевой изыскательской партии Яковлев П.И. и попутный неизвестный пассажир. С отъезда не прошло 5-10 минут как по селу раздалась тревога – машина экспедиции сорвалась в обрыв с узкой дороги на повороте у с. Средний Рук.
Все население Рукской долины бежало на место трагедии. Придавленных в кабине Пиккеля, Петрова и Боциева еле вытащили из машины. Находившийся в кузове Яковлев сильно пострадал. Всех четверых без носилок и приспособлений для транспортировки донесли до медпункта в Нижний Рук, а вечером с прибытием с района скорой помощи на старом УАЗике повезли в Джавскую районную больницу, кого уже мертвого, а кого в критическом состоянии. Уцелел лишь попутный пассажир, сидевший в кузове с Яковлевым. Он пролежал в с. Средний Рук неделю, а потом уехал, назвавшись жителем г. Беслан Северной Осетии. Его следы потерялись.
Это было ужасно. Вся экспедиция Ленгипротранса на Юге и Севере, местное население пребывало в трауре. Они отдали свои жизни за Транскам, Осетию, нас, нашу безопасность, единение Южной и Северной Осетий!
Рукскую трагедию глубоко пережило все местное население. Траурный кортеж на Тбилиси, затем Ленинград провожали жители Рукского ущелья, Джавы, Цхинвала. Лучшие патриоты Южной Осетии: Гассиев З.Н., Цховребов В.Д., Бесаев Г.И., Котолов И.Г. и преподаватели пединститута. В аэропорт Тбилиси на проводы из Северной Осетии приехали В.И. Хубаев, Н.А. Гусалов и Т.И. Джатиев.
Этот трагический случай не мог не отразиться на ходе работ по проектированию, и сроках утверждения проекта, не говоря о глубокой душевной травме участников экспедиции и работников Ленгипротранса.
Благодарная память горцев хранит имена проектировщиков, которые пришли на далекий Кавказ делать добро и погибли на боевом посту. У села Средний Рук 9 мая 1974 г. состоялось открытие скромного памятника А.И. Петрову, П.Э. Пиккелю, П.Н. Яковлеву. На открытие приехали родственники и сотрудники погибших инженеров, собрались жители села, патриоты Осетии, научные работники области и другие. Что самое примечательное, памятник на собственные средства построил пенсионер Г.А. Шавлохов. Движимый интернациональными чувствами, он вложил свои трудовые сбережения в такое благородное дело. Поистине горская щедрость души!
При составлении проектно-сметной документации по инициативе Федорова – главного инженера проекта технико-экономичес-кого обоснования Транскама, в смету строительства была включена сумма в 37 тыс. советских рублей, равноценных нынешним 4 млн. руб. Это тот Федоров А.В., который Рукской дороге дал зеленый свет и если бы он промахнулся в проектных расчетах, то за Рукский вариант дороги нечего было бороться ни в каких инстанциях ни В.М. Агкацеву, ни Б.Е. Кабалоеву, ни З.И. Гассиеву. Так что Фёдоров А.В. – громадной величины личность для Осетии.
На северном участке ОК КПСС планировал организацию «музея Транскама» за счет республиканских возможностей, а на Южном участке строительство памятника погибшим проектировщикам включено в смету дороги. Единственный и постоянный начальник штаба на северном участке А.Х. Чельдиев после прихода к власти Одинцова был в определенной степени ущемлен в распорядительной власти и не мог давить на «Севоспотребсоюз» построить музей. Он продолжал регулярно проводить заседания штаба, но при этом вопрос музея терял актуальность и затухал.
Строительство памятника планировалось на месте автомобильной катастрофы. Штабом строительства на Юге в начале руководил второй секретарь Юго-Осетинского ОК КП Грузии В.Г. Лордкипанидзе, а после перехода его в Тбилиси функции штаба переориентированы на облисполком. Должности первого заместителя председателя облисполкома Южной Осетии поочередно занимали Н.Е. Урджумелашвили, М.Г., Санакоев и А.Г., Шавлохов, которые и руководили работой штаба на Южном участке. К концу первого этапа строительства, заседания несли формальный характер, иной раз проводились без начальника штаба под руководством заместителя главного архитектора облисполкома А.У. Кочиева. Как при любой стройке, к концу рабочего процесса возникает авральная обстановка, по устранению недоработок, и ни Юго-Осетинский ОК партии, ни штаб не доследили за вопросом строительства памятника. Предусмотренная сумма по строительству памятника к концу 1986 г. должна была быть списана в бюджет страны после составления и подписания акта ввода объекта в эксплуатацию. Точно по такой же схеме была списана сумма 17 млн. советских рублей, из 25 млн. руб. выделенных на второй этап строительства Транскама в 1986-1990гг. Строительство второго этапа по сей день не завершено.
Мы должны быть благодарны за Транскам отважным проектировщикам, оставивших жизнь за дорогу, за существование нашего государства и безопасность его населения. Предполагаемую схему памятника безвозмездно спроектировал студент СКГМИ (ГТУ) Кулумбегов Вадим. Он готов поработать на его строительстве без зарплаты, как Г.А. Шавлохов – в народе просто Шавлохты Хъырым!

P.S. Стало известно, что Президент РЮО А.И. Бибилов наградил 3-х проектировщиков Транскама, оствашихся в живых до наших дней в связи с юбилеем 85-летия «Ленгипротранса». А может, лед тронулся?!

Леван КОРТИЕВ, заведующий кафедрой «Организации и безопасности дорожного движения», профессор СКГМИ (ГТУ), академик Российской академии транспорта, 1975–1982 гг. – начальник Южного участка Транскама