Ах, война, что ж ты сделала, подлая!
С каждым прожитым годом человек все чаще оглядывается назад, и пролетевшее десятилетие кажется ему таким коротким промежутком времени. 12 лет… Число не юбилейное, но надо ли дожидаться круглой даты, чтобы говорить об ужасах войны?
В эти дни, когда воспоминаниям о «пятидневной» войне 2008 года посвящено бесчисленное множество различных статей, радио и телепередач, когда кажется, что о войне ты знаешь все, всплывают новые и новые факты, от которых по телу бегут мурашки, и сердце тихо ноет в груди. Очевидцы тех страшных событий раскрывают перед нами новые страницы мужества и героизма, самоотверженности, горя и потерь.
Чаще всего мы слышим о войне 2008 года в рассказах мужчин: защитников, очевидцев. А мы решили пообщаться с обычной женщиной, матерью, потерявшей в тех событиях сына. Не скроем, было очень непросто и ей, и нам. Говорят, время все лечит. Нет, просто время учит нас лучше и глубже скрывать свою боль. Грузинская агрессия искалечила судьбы множества семей, отняла светлое и радостное детство у ребят. К сожалению, семья Тедеевых не стала исключением, война отняла у них 22-летнего Ацамаза Тедеева и его бабушку Бабелину Кулумбегову. Их расстреляли грузинские фашисты в селе Тбет. Марина Дзагоева, мать Ацамаза, с болью в душе вспоминает события 12 -лет-ней давности.
Подвиг самоотверженной любви
«Начало нашей истории 08.08.08 не сильно отличается от историй многих семей, находившихся на территории нашей республики в августе 2008 года. После интенсивных обстрелов в начале месяца мы решили вывезти детей в безопасное место. 6 августа мы отправили маленьких во Владикавказ, а Бабелину привезли из села в город, чтобы она была рядом с нами. В городе остались и мои мальчики, работающие в силовых структурах», – рассказывает Марина.
Ночь с 7 по 8 августа стала отправной точкой в судьбе семьи Тедеевых. После непрекращающегося обстрела, начавшейся паники и слухов о том, что город скоро будет захвачен грузинскими силовиками, сыновья Марины Таймураз и Ацамаз Тедеевы решили вывезти родных через (по их мнению, безопасную) Зарскую «дорогу жизни». После небольшого обсуждения к ним присоединились две соседские семьи: мать и дочь Тасоевы и муж и жена Тадтаевы.
«Даже сейчас, спустя 12 лет мне очень трудно вспоминать те события, как будто они были и давно и недавно. Память настойчиво пытается забыть этот ужас, но все тщетно. Доехав до с. Тбет, мы увидели колонну бронетехники и сопровождающих ее военных. Мы решили, что это к городу продвигается подкрепление из наших и российских солдат. Мой сын Ацамаз остановил машину и вышел им навстречу. В этот же миг по нам был открыт прицельный огонь. Мы автоматически пригнулись. Подняв голову, я пришла в ужас – сидевшая рядом со мной Бабелина была мертва. Пуля, попавшая в левый глаз, разнесла ей полголовы. Сегодня, спустя большой промежуток времени, я понимаю, что даже в кино такого не видела, однако в тот момент я была в таком шоке, что даже не почувствовала собственное ранение», – с ужасом вспоминает Марина.
Дальнейшие действия разворачивались тоже как в военной кинокартине: младший сын Марины Ацамаз, получивший при обстреле тяжелые ранения, неподвижно лежал на земле. Его старший брат Таймураз, в попытке его спасти, бросился и закрыл его своим телом. Марина, все еще в шоке от увиденного, не могла даже двинуться с места. Грузинские силовики приблизились к машинам. Один из них грубо вытолкнул женщину на землю, она бросилась к своим сыновьям. Сосед Сергей Тадтаев, сидевший за рулем второй машины, был убит сразу при первом обстреле, но грузинские фашисты в попытке поглумиться выпускали пули в его бездыханное тело. Жена Тадтаева, мать и дочь Тасоевы, с многочисленными осколочными ранениями сидели на земле.
«Увидев, как грузинские военные подходят к моим детям с оружием в руках, я закричала. Не помню, что я говорила и как просила, помню только, что умоляла их не стрелять в моих сыновей. Просила их подумать о своих матерях и детях, честно говоря, я даже не была уверена, что Ацамаз и Таймураз еще живы, потому что кровь была повсюду», – рассказывает Марина.
Страшно даже представить, что чувствовала мать, которая оказалась во власти врагов. Какие унижения и издевательства ей пришлось терпеть, лишь бы сохранить жизни своих детей, при этом зная, что один выстрел автомата может лишить жизни ее сыновей.
Один из грузин, крикнув: «Все равно им уже не выжить», махнул рукой, и все они заторопились в сторону города.
«Нужно было что-то делать дальше. Честно говоря, все словно происходило во сне. Мой старший сын Таймураз, истекая кровью, с нашей помощью добрался до брошенной кем-то машины, подсоединил провода и завел. Все оставшиеся в живых сели в нее. Тело Сергея мы перетащили подальше от дороги, дотронуться до Бабелины не смогли, страшно, она осталась в машине. Рядом с дорогой стоял жилой дом, мы попросили жителей (2 женщин) приглядывать за телами убитых, чтобы их не загрызли собаки. Таймураз не мог двигать простреленными ногами и нажимал на газ палкой. Несмотря на боль и ранения, он смог довезти нас до поста наших в с.Зар и потерял сознание», – вспоминает мать Ацамаза и Таймураза.
Оттуда тяжелораненых отправили в Нузал. Состояние Ацамаза Тедеева ухудшалось с каждой минутой, поэтому вскоре его перевезли в Алагирскую больницу. Врачи сделали все возможное, но спасти жизнь Ацамаза не удалось. 9 августа, в день своего 22-летия, Ацамаз Тедеев ушел из жизни. Его похоронили у родственников в с.Камбилеевка.
Таймураз Тедеев, вместе с соседями Тасоевыми с тяжелыми ранениями были переправлены в Москву для лечения.
«Прошло 12 лет. Мой старший сын Таймураз женился, у него уже трое детей, чему я очень рада. Однако, очень часто, а особенно в преддверии 8 августа, я думаю, каким бы сегодня стал мой мальчик Ацамаз, если бы не было войны…»
В 2012 году, в дни мероприятий, посвященных августу 2008 года, один близкий человек сказал мне: «Ненавижу эти дни, хочется уехать куда-нибудь, не слышать, не видеть, не вспоминать. Просто забыть». Но это неправильно. Надо помнить, для тех, кто остался. Надо помнить для тех, кто придет. Память о судьбах людей должна передаваться из поколения в поколение как вечная заповедь нашей жизни. Прошло уже 12 лет, а может, только 12 лет. Сколько страданий пришлось пережить нашему народу, сколько искалеченных и изломанных судеб за все время осетино-грузинского конфликта. Такое забывать нельзя.Низкий поклон и благодарность тем, кто выстрадал, кто защитил Южную Осетию, кто отвоевал для нас мир и спокойную жизнь!
Илона БАГАЕВА