Этот период истории стал эпохой подлинного национального возрождения Осетии.
Развитие национального искусства во многом было обусловлено высоким уровнем понимания творческих и культурных задач первыми профессиональными художниками Коста Хетагуровым и Махарбеком Тугановым.
Коста как художник сформировался в Академии художеств под влиянием русской культуры. Определяющим для творчества Хетагурова стали традиции русского критического реализма. Одаренный портретист, мастер тонкого психологического портрета, он создал целую галерею выразительных образов своих современников: «Портрет Хусина Абаева», «Портрет Славко», «Портрет Анны Цаликовой», «Автопортрет». В его картинах подкупает искренность, чистота и некоторая наивность. Жанровые композиции К. Хетагурова «Дети каменщика», «За водой» стилистически едины с его литературным творчеством. Коста уникален в цельности и всеобщности своего наследия.
Центральной фигурой осетинского искусства не только начала, но, возможно, и всего XX века стал Махарбек Туганов – настоящий подвижник, хранитель нравственных и этических традиций национальной культуры, один из последователей Коста Хетагурова, воспитанник петербургской Академии художеств и школы-студии Ашбе в Мюнхене.
Махарбек Сафарович Туганов (1878-1952) был представителем интеллектуальной элиты Осетии начала XX века. Отец художника получил образование в Боннском университете в Германии. Мать, Асиат Шанаева, дочь известного осетинского просветителя, собирателя фольклора Гацыра Шанаева, была хорошо образованной для своего времени женщиной. Именно семья привила М. Туганову интерес к национальной культуре.
Становление художника проходило под воздействием русского и западноевропейского искусства, но творчески преломлялось через призму яркого национального характера. Туганов собирает и исследует образцы народных орнаментов, предпринимая попытки классификации и систематизации собираемого этнографического материала. Подобное отношение к традиционным и архаическим формам культуры было привито Туганову не только его семьей, но и продиктовано особенностями наиболее прогрессивного по тем временам стиля модерн, источник которого – в неиссякаемых идеях фольклора.
М. Туганов увлекается этим направлением, синтезируя его с национальным искусством. Изучение творчества М. Врубеля, В. Васнецова, Н. Рериха, создававших произведения на темы исторического прошлого в новой стилистике, безусловно, задает молодому художнику основное направление его деятельности. «Я видел своими глазами как бережно и глубоко они изучают народное творчество русского народа, его одежду, археологию, историю, иконопись…», – напишет художник позднее.
М. Туганов, не ограничиваясь одной лишь сферой творческой деятельности, становится активным пропагандистом художественной культуры в Осетии. Он организовывает выставки и пишет статьи, пытаясь сохранить уходящий мир горцев. Свои наблюдения Туганов публикует в цикле статей «Искусство горцев в прошлом и настоящем». Собранный материал художник использует в работе над произведениями по мотивам Нартского эпоса осетин. По сути, это – главная тема его творчества. Нартским сказаниям художник посвятил более пятидесяти лет своей жизни. Цикл графических иллюстраций к Нартскому эпосу и монументальное полотно «Пир нартов», серия живописных произведений «Осетия уходящая», этнографическая графика – творческое наследие М. Туганова, давшее мощный импульс дальнейшему развитию изобразительного искусства в Осетии.
Махарбек Туганов – не просто выдающийся осетинский художник, этнограф, просветитель. Он талантливо соединил европейский художественный опыт и традиционную культуру Осетии, заложив основы дальнейшего развития профессионального творчества в республике. В 1907 году М. Туганов открыл во Владикавказе первую художественную студию. Он помогал многим молодым и одаренным художникам. Благодаря Туганову, в 1925 году в Ленинградскую Академию художеств была направлена на учебу первая группа художников-осетин, в которую входили С.Д. Тавасиев, Д.М. Дзантиев, С.М. Кусов, А.З. Хохов. Серьезным шагом в развитии культуры явилось создание художественной галереи, а затем и Художественного музея во Владикавказе, ныне носящего имя М. Туганова. Уже в 1930 году была проведена первая областная выставка, а на Олимпиаде искусств горских народов Северного Кавказа в Ростове художники из Осетии получили несколько первых премий.
Подготовлено по материалам Информагентств