Традиционная вера осетин называется Уацдин. Её исповедовали до принятия в X веке христианства древние аланы, прямые предки осетин.
Согласно традиционным верованиям, существует единый Бог-творец Стыр Хуыцау (с осет. – Великий Творец). Осетины верят и верили до принятия христианства в существование одного верховного Бога, управляющего миром.
Имя Хуыцау беспрестанно на устах осетин: оно слышится в большинстве пожеланий, которыми так щедро снабжен этикет повседневной жизни, например: Хуыцауы хорзæх дæ уæд! – Да будет тебе милость Божья! Хуыцауы хорзæх ссар! – Получи милость Бога! и др.
В иерархическом подчинении Стыр Хуыцау находятся другие божества и духовные сущности. От одного из этих духов зависит урожай хлеба, от другого – обилие и здоровье домашнего скота, третий заведует дикими животными и дает удачу на охоте, четвертый посылает урожай меда и т. д. Между ними есть и такие, которые посылают болезни, например, оспу, но осетин никогда не назовет такого духа злым или дьяволом.
Осетин не прилагает к этим духам названия богов, он никогда не скажет, что Уастырджи или Фалвара – боги (хуыцæуттæ), но, в сущности, они занимают в его религиозных представлениях и в культе такое же место, как боги у древних греков, германцев или славян. Нередко услышать, как называют правителя богов (хуыцæутты хуыцау), допуская тем самым существование других богов, подчиненных Высшему.
Название «дзуар» означает и крест, и молельню, святое место, и духа или святого.
Словами «зæд», «дуаг» называют ангелов. Оба имени – «зæд» и «дуаг» – не прилагаются к Уастырджи, Фæлвæра и другим: они составляют скорее свиту или толпу духовных сил или небесное воинство, если можно так выразиться.
Уацилла – небесный дух, заведующий громом и молнией. Это имя сложное из «уац» – слова неизвестного значения, и «илла» – имени пророка Ильи (имя библейского пророка, перешедшее к осетинам вместе с ранним христианством, сделалось у них именем древнего бога-громовника, вытеснив его прежнее название).
Уастырджи, вторая часть имени этого популярного святого – искажение имени Георги. Св. Георгий представляется покровителем мужчин, всадником на чудном белом коне. Имя его часто произносится в клятвах и благословениях, про него в Осетии ходит много легенд.
Тутыр. Этот дух считается покровителем и властителем волков. Существует убеждение, что Тутыр может причинять вред скоту. Если на стадо нападает волк, осетин призывает на помощь Тутыра, говоря: «О, Тутыр! Я и скот мой под твоим покровительством, мы твои гости: спаси меня и скот мой от пастей твоих волков, прогоняя их далеко».
Фалвара считается самым милостивым из святых; он не обижает никого. Когда осетин хочет похвалить кого-нибудь за смирение и кротость, то говорит: «Он походит на Фалвара». Согласно со своими мирными наклонностями, Фалвара предпочитает животной жертве приношение дзыкка – каши из сыра и муки.
Афсати – властитель животного мира. Ему, как патрону, молятся охотники. Отправляясь на охоту, осетин берет с собой три маленьких кругленьких сырника. Дойдя до места охоты, он обращается с молитвой к Афсати, просит его дать ему из стада одного бедного оленя или козла и принять в жертву сырники. Если охотнику удалось застрелить зверя, он благодарит Афсати и обязательно угощает встречных мясом, дарованным Афсати.
Барастыр известен у осетин как властитель мира мертвых загробного мира.
Курдалагон. Небожитель – мифический кузнец, пребывающий на небе. Курдалагон упоминается в нартских сказаниях как искусный кузнец и постоянно носит титул уæ-ларвон – небесный. Он закаляет Батраза в своем горне, так что нарт стал стальным, он сковывает другому нарту медный череп, когда ему проломили голову; в бæх-фæлдисын-ах дается мертвому наставление при начале пути в загробный мир пойти к небесному Курдалагону.
Сафа – дух-покровитель надочажной цепи (рæхыс). Осетины, укладывая своих детей, поручали их покровительству Сафы. Поглаживая голову ребенка и обводя рукою цепь у очага, они произносили слова: «Сафа, помилуй моих бедных детей, укрепи их жизнь твоей твердой силой навсегда, храни их от нечистых и злых сил». Чтоб охранять здоровье детей, им изготовлялись амулеты в честь Сафы. Имя Сафы упоминается при присяге: принося присягу, осетин становится перед очагом и, держась за цепь, говорит: «Клянусь этим пречистым золотом Сафы!»
Донбеттыр – властитель морей и рек. Он живет в воде, владеет рыбою, ему молятся рыболовы. Ходит поверье, что он держит в руке цепь и топит тех, кто купается поздно. У Донбеттыра много дочерей.
Рыныбардуаг. Болезни, эпидемии и эпизоотии, по мнению осетин, насылаются духами, которым следует молиться и приносить жертвы. В горах пользовался особенным почитанием такой дух под названием Рыныбардуаг, имеющим власть над повальными болезнями.
Аларды. Между духами специальных болезней особенным почитанием пользуется святой, насылающий оспу – Аларды. Им клянутся исключительно женщины, так как он почитается их святым, хотя они и не участвуют в пире, устраиваемом в его честь.
Бынаты хицау. Покровитель дома, соответствующий русскому домовому, носит название Бынаты хицау – властитель, господин места, жилья. Его местопребыванием считают кладовую (кьæбиц). Домовой может принимать различный облик, представляться мальчиком, уродливой женщиной с клыками, белым барашком и т. п., но видеть его могут только знахари в ночь под Новый год.
Покровительство домового испрашивается при свадебном обряде невесты, которая, уходя из родительского, переходит в новый дом, в семью мужа и тем самым может разгневать патрона родного дома. Бынаты хицау ближе других духов к женщинам, как видно из того, что им не запрещено произносить его имя, между тем как всех прочих духов они должны называть не их настоящими именами, а условными, описательными. Так, например, Уастырджи они называют святым мужчин (Лæгты дзуар), Фæлвæра – святым овец (Фысты дзуар), Тутыра – святым волков (Бирæгъты дзуар), Елиа (Уацилла) – властителем хлебов (Хоры хицау) и т. д.
В каждом селе можно найти дзуар, который носит название «хъæуы зæд» – ангел аула – и имеет в году свой праздник. Если где-нибудь случилось что-нибудь чудесное, то это место или этот предмет становится дзуаром и нередко получал имя Ног дзуар – Новый дзуар.
Ещё одно убеждение осетин – тесная связь мира мёртвых (предков) с миром живых. Согласно представлениям, мёртвые могут заботиться о живых, а живые должны помогать усопшим в достижении обители мёртвых.
Подготовила
М. ГАБУЕВА