Осетинские народные песни

Мудрое слово всегда очень ценилось у осетин. Если же это слово выходило из уст поэта, оно становилось высшим авторитетом.
Авторитет песни был непререкаем. Удостоиться похвалы поэта было мечтой любого осетина. Имя же осужденного в песне покрывалось позором на многие поколения, и этого страшились все, как рядовые горцы, так и представители высшей знати.
В Осетии, как на юге, так и на севере, были распространены единые традиционные жанры народной музыки, и одни и те же песни, бытовавшие в местных вариантах.
Народное музыкальное искусство осетин можно разделить на четыре жанровые группы: песни (зарджытæ), причитания (хъарджытæ), сказания (кадджытæ) и танец (кафт). Самым типичным и многогранным видом осетинского народного песенного искусства являлась мужская хоровая песня. Для осетинской мужской хоровой песни традиционным является двухголосный стиль. При этом в Северной Осетии этот стиль обычно не нарушался. В Южной Осетии же, в районах, граничащих с Грузией, часто наблюдается трехголосие как результат влияния грузинского хорового многоголосия. Традиции мужской и женской песни развивались в Осетии обособленно. Женщины пели свои особые песни и лишь только тогда, когда оставались одни. В присутствии мужчин пение женщин не допускалось. Собственно, женские песни дошли до нас в единичных образцах. Большая часть женских песен пелась соло. Многоголосных женских песен было немного, и пелись они в ином стиле, чем мужские хоровые песни. Единственной формой женского музицирования в присутствии мужчин была игра на гармони.
В дореволюционной Осетии гармонь являлась исключительно женским инструментом. В послереволюционные годы получил развитие стиль одиночной мужской и женской песни с сопровождением какого-либо музыкального инструмента. Хоровые двухголосные песни стали исполняться на эстраде и в быту смешанными хорами. Эти хоры поют не только старинные и современные осетинские песни, но и хоровые песни других народов мира.
Тем не менее, самым популярным и типичным видом осетинского народного песенного искусства была и остается двухголосная хоровая песня, наиболее типичным жанром этой песни является героическая песня. Песни о погибших народных героях являются своеобразной неписаной историей осетинского народа.
В текстах песен обычно дается только самая общая оценка событий, выражающаяся в обращенных к герою патетических лирических восклицаниях, при этом не всегда взаимосвязанных. Недостаток информативного содержания текста восполняется народными преданиями о воспеваемых в песне героях и событиях. Именно эти предания и раскрывают не только исторические события, отображенные в песне, но и ее сюжет, неотчетливо выступающий в самой песне.
Главная цель самого песенного текста – не повествовательная. Его задача – вызвать у слушателей определенную эмоциональную реакцию, способствующую нарастанию драматического пафоса. Эта задача решается не пространным изложением событий, а особыми художественными средствами и приемами.
Песенно-музыкальный фольклор осетин проявляет черты жанровой и стилевой общности с народами западной и центральной части Северного Кавказа (адыго-абхазские народы, карачаевцы, балкарцы, чеченцы и ингуши). В то же время осетинский песенно-музыкальный фольклор резко отличается от музыкального стиля песенного фольклора народов Закавказья и Дагестана.
Видимо, это каким-то образом связано с широким универсальным распространением у горцев западной и центральной части Северного Кавказа знаменитого нартского эпоса, который во многом способствовал формированию универсального мышления и общих или сходных вкусов у этих народов, в том числе в песнях и музыке.
Народные песни представляют собой богатейший материал для понимания старо-осетин-ского общества – его быта, идеологии, характерных противоречий и конфликтов.
В годы советской власти народно-песенная традиция не оборвалась, однако не получила и дальнейшего развития. Это объясняется во многом тем, что до начала ХХ века письменная традиция в Осетии была относительно слабой и художественно-творческая энергия народа почти вся проявлялась в фольклорных произведениях, частью которых являются и народные песни. В послереволюционные годы создание новых песен стало делом профессиональных поэтов и музыкантов, хотя в первые десятилетия народные певцы еще создали некоторое количество песен.
Однако старая народная песня и ныне живет полнокровной жизнью. Она широко популяризуется различными ансамблями и кружками художественной самодеятельности по радио и телевидению, в театре.
И, наконец, народный песенно-музыкальный фольклор стал тем неисчерпаемым источником, который питает творчество современных поэтов и музыкантов. Они на высоком профессиональном уровне продолжают развивать традиции народной песни.

Подготовила С. ГАБАРАЕВА