Мыкалгабырта — божество изобилия

11 июля в с.Ванел Южной Осетии празднуют Мыкалгабырта, – согласно календарю праздничных дат Роберта Кулумбегова.

Мыкалгабырта – в осетинской мифологии божество, символ изобилия. К нему обращались с просьбой послать богатый урожай хлеба, увеличить стада, избавить жителей от болезней и других невзгод.
О древности и популярности культа Мыкалгабырта свидетельствуют и его многочисленные святилища.
В Челиатском ущелье Южной Осетии, у основания леса на поляне, находится святилище Мыкалгабыр.
«Мыкалгабыр» – культовое место в осетинской традиционной религии. Это святилище было местом, где собирались все жители ущелья. Раз в году, после того, как люди обходили другие святилища, они приходили на поляну к «Мыкалгабыр», где устраивалось общеущельное моление.
В Дзауском районе в селе Кобет находится еще одно святилище Мыкалгабыр.
Храм Мыкалгабыр в селе Кобет относится к уникальным памятникам церковного зодчества и датируется X-XI веками. Из камней старого храма в XIX веке построили церковь. Зальная церковь имеет полукруглую абсиду с востока и двухэтажную колокольню с запада.

В ЭПОСЕ
В нартском эпосе из слез, пролитых Всевышним по поводу смерти Батрадза, появились на месте три святилища: Мыкалгабырта, Реком и Таранджелос.
Существует легенда: высшие силы доверили одному человеку быть жрецом святилища. Он жил со своей семьей высоко в горах недалеко от этого святилища. Он встречал паломников, молился за них.
При святилище находился котел – в нем варили пиво, которое в нем никогда не заканчивалось. Пивом и возносились все молитвы к Мыкалгабырта.
Как-то раз жрец послал за пивом жену. Она пришла к святилищу и попыталась зачерпнуть пива, вдруг ее обуял ужас, она обнаружила, что напиток иссяк, и черпак коснулся дна котла. Об этом она сразу же сообщила мужу. Жрец понял, что, скорее всего, их семья провинилась, поэтому Бог и отнял у них чашу изобилия.
Тогда позвал жрец своих сыновей и потребовал рассказать, какое неблаговидное деяние они совершили. Сыновья признались, что они украли быка в соседнем селе. Старик разгневался и прогнал своих сыновей. Он больше не мог оставаться жрецом, так как не оправдал доверия Небес. Собрал свои пожитки и уехал вместе с семьей куда глаза глядят.
В день празднования Мыкалгабырта почти в каждом доме зарезали жертвенного барана, устраивали пиршества. Животное, которое предполагалось принести в жертву Мыкалгабырта, определяли загодя и посвящали еще с осени. На его роге делали ножом три надреза в виде крестиков, а на шею надевали небольшую деревянную дугу.
Праздник длился почти две недели, а в некоторых селах отмечался даже три-четыре раза в год.
На любом торжестве, даже за поминальным столом, произносят тост за Мыкалгабырта: «Да пошлют нам Мыкалгабырта свою благодать. Да покровительствуют Мыкалгабырта над живыми и мертвыми. Да уподобится эта семья той, которой Мыкалгабырта послал лучшие блага…».
Мыкалгабырта отмечается по сей день, люди по-прежнему почитают божество изобилия и возносят ему молитвы.
Подготовила К.БАГАЕВА