Коста-художник

«Коста – это гармоничное единство творческого труда и человеческого образа. И как поэт, и как человек он навсегда останется светочем нашего народа. Народы с гордостью произносят имена людей, в которых с наибольшей полнотой и блеском раскрылся их национальный гений. Англичанин говорит – Шекспир, шотландец говорит – Бернс, немец говорит – Гёте, итальянец говорит – Данте, русский говорит – Пушкин. Мы, осетины, говорим – Коста, и душа наша наполняется гордостью и трепетной любовью».
Васо АБАЕВ

Становление изобразительного искусства Осетии связано с Коста Левановичем Хетагуровым, первым профессиональным художником, который сумел выразить национальные и культурные особенности осетинского народа через живопись.

Писатель Александр Фадеев, мастер проникновения во внутренний мир героев своих повестей и романов, дал точную оценку Коста: «Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа».
Коста заполнил своим творчеством временной промежуток между средневековым искусством Алании и искусством конца XIX столетия.

В первой половине XIX века в странах Европы распространилось художественное направление – романтизм. В каждой национальной культуре романтизм обладал особым характером, уникальной ценностью как в духовной, так и в творческой жизни. Это было время активного влияния европейской и русской живописи на осетинское искусство, и важным периодом для перехода от народного к профессиональному искусству.

Коста не случайно был вовлечен в сферу влияния романтизма, так как судьба осетинского народа тесно связана с судьбой народа России и влияние русского романтизма на его искусство очевидно.

В своем творчестве Коста Хетагуров отразил наследие классиков как мировой, так и русской живописи в сочетании с духом и эмоциями национальной культуры. Отличительной чертой и особенностью искусства Коста является глубокая связь с родным народом, безграничная любовь к людям и к миру.

Несомненно, Коста ярче всего проявил свой незаурядный талант в поэзии и живописи, подчёркивая «Я художник и народный поэт».

Судьба осетинского народа предстает как основной объект в искусстве. Это легко просматривается в любом художественном произведении Коста, где он выработал представление о гармонии внешнего и внутреннего мира человека, а также отразил отношения между человеком, опирающимся на глубокие национальные традиции, и его средой.

Прежде всего надо отметить, что искусство он рассматривал как социальный феномен, который активно влияет на ход общественного развития в целом.

В пропаганде изобразительного искусства Коста важную роль отводил познавательно-воспитательной возможности реалистического художественного творчества.

Он считал, что искусство не только преобразует и трансформирует мышление, вдохновляет, открывает новые перспективы, но и формирует общественное сознание. Коста Хетагуров верил в силу искусства при решении социальных проблем.

Выдающийся осетинский художник Махарбек Туганов особо отметил, что Коста Хетагуров, величайший осетинский поэт, основоположник осетинской литературы, является одновременно и основоположником живописи в Осетии. Через свое творчество Коста показал, что осетинский народ имеет уникальную культуру и достойные художественные традиции.

«Революционное мышление, высокая содержательная форма и высокая техника отличают Коста Хетагурова как художника», -писал про него Махарбек Туганов.

Страсть к рисованию у Коста проявилась в детстве. Будучи учеником Владикавказской профессиональной гимназии, он увлечённо рисовал изображения животных. Следует воздать должное Ставропольской классической гимназии за то, что именно здесь были выявлены первые ростки художественного дарования Коста, поддержанные его учителем Василием Ивановичем Смирновым, который и сам был воспитанником Петербургской академии художеств. В.И. Смирнов стал для Коста добрым наставником, а впоследствии, не смотря на разницу в возрасте, и верным другом.

Именно В.И. Смирнов вдохновил Коста на поступление в академию, и подготовил его так, что он прошел конкурс среди 223 поступающих на 35 мест.

В Академии художеств Коста проучился два года академистом и год вольнослушателем.

Руководителем и педагогом у Хетагурова был известный художник, профессор академии Павел Чистяков, который прививал своим подопечным навыки классического реалистического искусства.

В одно время с Коста Хетагуровым в Академии художеств учились живописцы М. Врубель, В. А. Серов, Н. Самокиш, скульпторы Гинзбург и Беклемишев, которые впоследствии стали виднейшими представителями русского изобразительного искусства 19-го века.

Коста Хетагуров стал первым осетинским художником, получившим академическое образование в Санкт-Петербургской академии художеств. Это дало ему возможность освоить разные художественные техники и стили.

Свои лучшие картины Коста Хетагуров создал во Владикавказе с 1885 по 1891 годы. Помимо творческой работы он много сил отдавал общественной деятельности, устроил первую выставку картин во Владикавказе, работал художником декоратором в городском театре, а также художественно оформлял благотворительные вечера для бедных с постановкой живых картин.

В удивительных жанровых картинах Коста ярко отразил быт осетинского народа. Через них он выразил огромную любовь к родному народу, к его быту, к природе в таких полотнах как «Дети-каменщики», «За водой», «Перевал Зикара», «Природный мост».

Из социально направленных картин особо следует остановиться на картине «На школьной скамье жизни». Он изображает мальчика-осетина, который занимается разбиванием горного камня. В этой картине Коста, возможно, видел свое детство. Махарбек Туганов утверждал, что картина «Дети-каменщики» лучше всего отражает идеологию Коста в живописи. Картина излучает не мрачный пессимизм, а здоровую энергетику, в которой сокрыто много человеческой любви и доброты. Дети в изношенной одежде вызывают не столько чувство жалости, сколько искренний интерес и изумление. Глядя на портреты детей, мы видим лица отнюдь не отмеченных печатью роковой обреченности, а мир чудесной красоты и гармонии, открывающийся прямо за детскими плечами, они вселяют здоровый оптимизм, представляют тот независимый, свободный по духу народ, у которого дети не милостыню выпрашивают, а предлагают плоды своего труда. Можно с уверенностью сказать, что картина «Дети-каменщики», является ключевым произведением в живописном наследие Коста.

Портретная живопись в творчестве Коста также занимала особое место. В этом жанре он достиг совершенства в передаче характера и цвета, сохранилось девять живописных портретов, пять из которых — женские.

В портретах нет ни одного обобщённого или собирательного образа. На всех изображены его современники – близкие и знакомые художника. Особенно Коста удался образ его возлюбленной Анны Поповой. Высокий профессионализм живописца Коста показал на примере автопортрета, где он предстает величественным, погруженным в созерцание, мыслителем.

Родная природа одна из центральных сюжетов в творчестве Коста. Пейзажи с насыщенным колоритом написаны в романтическом стиле, они эмоциональны, содержательны, пронизаны духом величия.

Особого внимания заслуживает пейзаж «Перевал Зикара». Для Коста это знаковая картина. На полотне изображена одна из живописнейших уголков Осетии. На нижней части картины просматривается аул Джинат, эта родина матери Коста. В этом пейзаже художник показал величие природы и несломленный дух родного народа и их совместное гармоничное сосуществование.

Многие произведения Коста-художника до нас не дошли.

Он не оставил после себя большого количества художественных работ, но благодаря его творчеству возникло новое поколение осетинских художников, которые продолжили его дело. Своим творчеством Коста Хетагуров вдохновил осетинских деятелей изобразительного искусства на создание произведений, отражающих глубину народного бытия. Он был примером того, как через искусство можно показать ценности осетинской культуры и её место в мировом искусстве. Он стал национальным символом Возрождения Осетии.

Ахсартаг Алборты, народный учитель, ст. преподаватель ЮОГУ