Инал Джуссоев – художник не только по профессии

21 декабря 2015 года в Южной Осетии простились с молодым художником Иналом Джуссоевым

Инал Джуссоев родился в семье художника, учился в ЮОГУ и, как он сам говорил, пытался «познать мир и зафиксировать процесс мышления» в своих картинах…
На мой вопрос о том, как он создаёт свои картины, Инал, прищурив глаза, задумался и отвечал: «Чаще всего мои картины начинаются с одной точки на холсте. Затем ее облепляют элементы, не известные мне изначально детали, они все возникают спонтанно. Разве можно спланировать, к чему нас приведет процесс мышления?.. Мысли переплетаются между собой, порождают новые. Картина становится полем воплощения моих переживаний. Это скорее такой творческий процесс: принятие решения, который мы совершаем в жизни бесконечно» …
Инал Джуссоев был ярким представителем интеллигенции перестроечного периода, художником не только по профессии, но и в более широком смысле этого слова: замечательным, человечным человеком и верным товарищем, о котором до сих пор трудно говорить в прошедшем времени.
Художник – человек не обычный. Он несет миру свои произведения, в которых сквозь творчество создает особое пространство. Инал Джуссоев создал неповторимый, необъятный мир при жизни и ценители живописи и искусства по достоинству еще оценят его наследие.
Жизнь Беге (так называли Инала друзья) была скромной. Он любил людей, Цхинвал и цхинвальцев, был очень открытым и приветливым человеком, любил работать и жить, с благодарностью и смирением воспринимал все происходящее вокруг. Для каждого из нас, своих друзей и знакомых, он всегда находил теплые слова. Находил ту минутку внимания, которой нам так часто не хватает в будничной суете жизни. Вся его жизнь прошла в творческих поисках и в труде художника.
Как сказал о нем художник Тамерлан Цховребов, «каждый из нас понес личную потерю. Так как все мы были счастливы от того, что рядом жил такой светлый человек».
Несмотря на молодые годы, Инал Джуссоев был знатоком традиций, обычаев и культуры осетин.
У него был свой неповторимый стиль, который переплетался с национальным мышлением. Во всех его работах просматривается смысл, уходящий корнями в мотивы Нартского эпоса. В этом заключается его самобытность как художника. Своеобразен и мир цветовой палитры Инала Джуссоева: насыщенный синий, индиго, переходящий в небесную голубую лазурь, огромное количество оттенков серого и белого…
Память о художнике живет в его холстах. Тонкая душа Беге продолжает жить и смотреть на нас через причудливые сюжеты его картин…
Заслуженный деятель культуры РЮО Филипп Каджаев на одном из мероприятий, посвященных памяти Инала Джуссоева, поделился воспоминаниями о своих встречах и беседах с художником.
«У Инала было много красивых планов, он хотел сделать много полезного для любимой Осетии. Всегда хотелось его слушать, разговаривать с ним. Он был таким человеком. Иногда даже не верится, что он ушел от нас в таком молодом возрасте. Настоящий осетинский парень. Что остается от человека, когда он уходит от нас? Остается его семья, его дом. Но, оказывается, это не имеет никакого значения. Остается его имя и то, что хорошего он сделал в жизни», – подчеркнул он.
Ирина Гаглоева, президент Медиа-центра «Ир», вспоминала, что «Инал Джуссоев был человеком, который всем дарил тепло. Даже обычный вопрос: «Как дела?» он словно произносил с особой теплотой, с особой, искренней интонацией. Самая большая ценность Цхинвала – это такие люди, как Инал, наш Беге, как мы его с любовью называли.
Стоило встретить его утром, как появлялись крылья, силы и мотивация делать хорошие дела. От одного его слова с человека слетала вся пессимистическая шелуха. Это было его даром – приносить всем тепло и свет…».
Министр культуры Рада Дзагоева на мероприятии, посвященном его памяти, отметила, что «Инал был разносторонне одаренным человеком. Он хорошо знал осетинскую и русскую классическую литературу, устное народное творчество, народные сказания и предания, сказания о нартах, даредзанах, царциатах. Это помогало ему в работе. Не случайно его творчество отличается богатством и глубиной. Он был незаменимым человеком. Ряд масштабных проектов, в которых он был задействован, после его смерти оказались в крайне затруднительном положении, а то и не были осуществлены. Когда он создал иллюстрации к Антологии осетинской литературы, то мы увидели, что это не просто иллюстрации, а целые сюжетные композиции. К сожалению, гениальные люди живут мало. Вселенная забирает гениальных людей на взлете», – подчеркнула министр.

 

Из интервью с Иналом Джуссоевым

Вопрос: Как ты думаешь, чего нам не хватает, чтобы построить единое общество и идти вперед?
Ответ: Я думаю, что нужно уметь понимать друг друга, слушать друг друга, быть может, твой собеседник скажет тебе что-то такое, что изменит твою жизнь. Может, его словами сейчас с тобой говорит Бог, просто слушать и понимать друг друга…
Вопрос: А что нужно делать, скажем, на бытовом уровне?
Ответ: Нужно работать и работать. Однажды я сидел и разговаривал с Азой Хацырты (известной поэтессой) и я проворчал о неустроенности жизни, о том, как плохо жить в Осетии и все такое. И она пока слушала-слушала и затем спросила: “Инал, а что ты сам сделал, чтобы быть недовольным другими?” Я ее спросил: “А что я должен был сделать?”, – она заметила: “Нужно пока самому посеять что-то, взрастить для Осетии, а после этого можно критиковать все, что считаешь нужным в соответствии со сделанным тобою делом”. И я сейчас пришел к этому выводу. Каждый из нас должен работать и что-то привносить…
Вопрос: В какое время ты бы хотел родиться?
Ответ: Только в наше время! Конечно, хотелось бы взглянуть одним глазом на наших предков, посмотреть их быт, склад жизни, но жить хочу в наше время.
Вопрос: Любимые художники?
Ответ: Можно мне несколько сказать? Айвазовский с морскими пейзажами, затем все импрессионисты, из передвижников – Левитан, Куинджи.
В заключение скажем, что каждый художник – представитель национальной культуры, а его творчество – элемент этой культуры, помноженный на эмоции автора. В работах Инала Джуссоева отражены бесконечные вопросы современного социума, пожелания и размышления о будущем нашего народа и, видимо, поэтому они близки каждому из нас.

Бэла ЦХОВРЕБОВА