Джеоргуыба – национальный праздник, который объединяет наших соотечественников
Джеоргуыба – праздник, посвященный самому почитаемому в осетинском пантеоне святому Уастырджи – покровителю мужчин, наставнику молодежи, защитнику обездоленных. В нартском эпосе, повествующем о происхождении и приключениях героев-богатырей – нартов, Уастырджи описывается как небожитель. Во всей Осетии не найти ни одного селения, где не стояло бы святилище Уастырджи.
Издавна праздник отмечают в ноябре, об этом говорит и название месяца -«Джеоргуыбайы май» – месяц Джеоргуыба.
Начинается Джеоргуыба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Осенью у земледельцев и скотоводов было меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма, теперь есть возможность спокойно распоряжаться плодами своих трудов и добрыми молитвами вспомнить имя Уастырджи.
«Уастырджи не является исторической личностью, — поясняет историк, профессор Людвиг Чибиров. — Осетины постоянно дополняли его имя украшающими эпитетами: золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный. Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них».
Нередко в праздничные дни осетины справляли свадьбы. Многие молодые пары стремились пожениться именно в Джеоргуыба, так как искренне верили, что браки, заключенные в этот праздник, будут более крепкими.
Празднование Джеоргуыба начинается с жертвоприношения. В воскресенье мужчины режут жертвенное животное – (быка или барана). В народе этот день так и называется (галыргæвдæн) – день закалывания быка. Обычай сохранился и в наши дни, но животных забивают в сельской местности или в частных секторах городов лишь для больших застолий. Большинство же семей покупают на рынке готовое мясо (чаще всего это три ребра). Их принято подавать на стол в вареном виде.
Пока мужчины варят мясо, женщины приступают к приготовлению традиционных трех пирогов. Пироги в Осетии – это не просто еда, они имеют сакральный смысл.
Процесс приготовления теста проходит в молчании, с чистыми помыслами. Женщина обязательно повязывает на голову платок. У национальных пирогов несколько начинок, но на Джеоргуыба в каждом доме готовят пироги только с сыром – по-осетински они называются «уалибах». Кроме известных далеко за пределами Осетии круглых в эти дни на столе бывают и треугольные пироги, тоже с сыром, — «артазыхон». Их подают так, чтобы получилась девятиконечная звезда. Это символ трех миров — трех уровней мира.
XXI век вносит коррективы, и, конечно, многие хозяйки предпочитают покупать готовые пироги. Но есть и те, кто чётко соблюдает каноны, и их большинство. Хорошие хозяйки умеют и пиво осетинское варить, и дзыкка готовить. В осетинском пиве главные ингридиенты: пшеница, ячмень, хмель и вода. Слабоалкогольный продукт получается сладковатым и подаётся на стол холодным. Секреты приготовления передаются из поколения.
Чтобы получилась вкусная дзыкка, сыр разминают руками, ставят на огонь, постоянно помешивая. Как только появляются пузырьки, небольшими горстями добавляют пшеничную муку. На стол это блюдо подается горячим, в холодном виде оно похоже на запеканку. А ещё на стол, как правило, соленья – огурцы, помидоры, перец. Несмотря на обилие еды и выпивки, объедаться и напиваться за столом у осетин всегда считалось дурным тоном.
В течение недели не принято подавать рыбу, свинину и яйца, а также блюда, приготовленные из них. Кроме того, в эти дни не забивают домашнюю птицу.
В понедельник вечером мужчины собираются за щедро накрытым праздничным столом. В этот день в каждом осетинском доме возносят молитвы Уастырджи, покровителю мужчин и путников. Молодые парни обычно находятся тут же, присматривают за порядком, подают и наливают старшим. Право первого слова предоставлялось «старшему».
«Старшего» находили заранее, иногда даже за месяц до праздника, предупреждали о том, что он должен будет вести застолье. Причем от этой роли освобождался хозяин дома. Как правило, ответственную миссию возлагали на уважаемого в обществе, умудренного жизнью старца, хорошо знающего не только последовательность произнесения тостов, но и национальный этикет. За столом нельзя было сквернословить, покидать застолье, не предупредив и не получив на это разрешение. Обслуживала пирующих группа молодых людей. Словом, все роли были заранее распределены, и каждый знал своё место.
Первый и главный тост осетины произносят, обращаясь к единому Богу -Всевышнему. Второй тост всегда связан с именем Уастырджи, а третий тост произносится непосредственно за сам праздник Джеоргуыба. Всю неделю люди молятся Уастырджи.
В течение недели соседи, друзья и родственники ходят друг к другу в гости и поздравляют.
Куда бы ни заносила судьба осетин, именно Джеоргуыба они празднуют всегда и везде.
Джеоргуыба давно перестал быть просто праздником урожая, а стал для всей Осетии самым важным, самым любимым в народе. Вместе с осетинами его сегодня отмечают люди разных национальностей.
Это тот редкий праздник, который имеет общенациональный характер, – объединяет не только две части Осетии – Северную и Южную, – но и всех осетин, где бы они не проживали, начиная от Турции и кончая Сирией.
Его призванием является объединение и сплочение людей ради одной общей цели – мира во всем мире.
Хочется, чтобы все молитвы и пожелания, прозвучавшие в течение всей священной недели, исполнились. Мира и благоденствия!
Подготовила М.ГАБУЕВА