В конце 1920-х начале 1930-х годов группа советских художников возвращалась из Ленинграда во Владикавказ. Они завершили обучение во Всесоюзной академии художеств, среди них была и график Раиса Хасиева. Она вместе с коллегами привнесла новое веяние в художественную жизнь Владикавказа и Осетии. Активная художественная жизнь побудила власти организовать творческий союз. В 1926 году была создана Владикавказская ассоциация художников, которая просуществовала около года. 7 апреля 1939 года указом Совнаркома СОАССР был организован Союз советских художников Северо-Осетинской АССР. В число первых членов союза вошёл и осетинский живописец Махарбек Туганов.
7 ноября исполняется 121 год со дня рождения Раисы Хасиевой, первой осетинки – выпускницы Ленинградской академии художеств (1929) и первого осетинского художника, обратившегося к технике цветной линогравюры.
В ее успехах есть заслуга тогдашних властей Северной Осетии, которые поддержали и продолжили решение упразднявшейся Горской Республики в 1924 году о направлении на учебу в город на Неве группы талантливой осетинской молодежи. Так история национального искусства обрела скульпторов Сосланбека Тавасиева, Давида Дзантиева, графиков Аслан-Гирея Хохова, Сократа Кусова и Раису Хасиеву.
Хасиева, несмотря на то, что впоследствии продолжала творить в городе на Неве, всегда черпала творческое вдохновение, соприкасаясь с малой Родиной – Осетией. После учебы уроженка Владикавказа осталась в Ленинграде, многое сделала, чтобы прославить свою вторую родину – Россию и свой исток – Осетию.
Серия ее блистательных работ «Дети Осетии» (1960) хранится в художественном музее им. Туганова и в музеях других городов РФ. А еще есть бесценные картины: «Симд», «Свадьба», «Пастух» – из блистательной серии работ «Осетинские народные песни». Линогравюры хранятся в Художественном музее им. М. Туганова во Владикавказе.
Ленинградские мотивы, естественно, занимают заметное место в ее творчестве: «Первое мая в Ленинграде» (1943), «Метро» (1955) и др. В 1934-1937 годах работала на кинофабрике «Техфильм». Стойко перенесла все тяготы блокадного Ленинграда. В 1946-1951 годах оформляла школьные учебники в Ленинградском учебно-педагогическом издательстве.
Как иллюстратор Хасиева тоже была востребована. Причем не только книжными издательствами, но популярными детскими и юношескими журналами, в первую очередь журналом «Костер».
Кроме того, Раиса Васильевна занималась агитационно-массовым искусством. Она, например, автор агитационного плаката «Помоги стальному коню, используй гужевой транспорт. Хороший сев – залог нашей победы» (1936).
Раиса Хасиева, которой не стало в 1994 году, – незаслуженно забытая современниками художница, уникальна не только своим разнообразным творчеством, но еще и тем, что ее портрет написали сразу пять первоклассных советских художниц. Причем, первый (автор – Ирина Варзар) датирован 1932 годом.
Работы Хасиевой, как и многих других столь же интересных осетинских мастеров изобразительного искусства, к сожалению, до сих пор не собраны под одной обложкой.
Подготовлено по материалам СМИ






















