Государственный ансамбль песни и танца «Симд» отмечает свое 85-летие
За этот внушительный срок коллектив внес неоценимый вклад в развитие национальной культуры Осетии. Поколения «симдовцев», сменяя друг друга, продвигали хореографическое и песенное искусство, опираясь на богатейшее народное наследие в этой области.
Несомненный яркий талант, упорное трудолюбие и любовь к национальному искусству позволили стать «Симду» знаковой страницей в истории Южной Осетии. Пожалуй, не будет преувеличением, если сказать, что благодаря отмеченным факторам ансамбль занял особое место в жизни югоосетинского общества.
Наряду с Юго-Осетинским госдрамтеатром он стал не просто визитной карточкой Южной Осетии, но и эпохальным явлением для всех, кто ценит осетинскую национальную культуру, ориентиром для многих поколений мальчишек и девчонок, заразившихся примером преданного отношения к своим корням, к духовным ценностям предков.
Путь к всенародной славе для ансамбля «Симд» начался в 1938 году, когда властями тогдашней автономной области было принято решение создать Ансамбль песни и танца Юго-Осетии на базе трех творческих коллективов – областного хора, ансамбля народных танцев и струнного оркестра. Художественным руководителем объединенного коллектива назначается известный композитор и дирижер Борис Галаев.
За короткий срок создается насыщенный репертуар из новых постановок народных танцев и уникальных хореографических композиций, а также обработанных старинных песен. Концертную программу «Симда» всегда отличала продуманная концепция, в основе которой лежало стремление подчеркнуть национальный колорит во всем его многообразии, передать самобытные традиции осетинского народа, показать квинтэссенцию осетинского духа. Каждый танец, каждая композиция были призваны отражать те или иные грани национального характера. Отличаясь по темпераменту и составляющими элементами, вместе они гармонично дополняли друг друга, представляя целостный конструкт. Ну а настоящей жемчужиной в репертуаре ансамбля стал величественный массовый танец «Симд», который многие изначально называли танцем богов. Этот танец неизменно вызывал восторг и овации публики, независимо от того, в какой стране выступал ансамбль. В нем действительно воплотились представления о лучших качествах осетинского народа, безупречно переданные на сцене грацией и пластикой каждого движения.
При этом «симдовцев» всегда отличало профессиональное исполнение танцев других народов Кавказа, что должно было продемонстрировать уважение к их культуре.
Мастерство и талант нескольких поколений хореографов, композиторов, танцоров и музыкантов привели к тому, что популярность ансамбля «Симд» быстро перешагнула пределы Южной Осетии. До 50-х годов 20 века «Симд» успешно покорял зрителей в регионах Закавказья, затем наступило время всесоюзной славы, когда перед знаменитым югоосетинским ансамблем открывались двери концертных залов разных уголков СССР. Значимым событием не только для коллектива, но и для общественности Южной Осетии стал концерт «Симда» в феврале 1962 года в Москве в Кремлевском зале.
Еще одним фактором всесоюзного признания стал документальный фильм об югоосетинском ансамбле, показанный в 1964 году на Центральном телевидении СССР. После успешного освоения просторов Союза для «Симда» настало время зарубежных гастролей, и здесь заслуженный коллектив ждал ошеломляющий успех. География концертов коллектива более чем внушительная. Зрители Кипра, ГДР, ФРГ, Франции, Испании, Греции, Финляндии, Бельгии, Монголии, Ливии, Перу, Эквадора, Индии, Йемена и многих других стран с овациями встречали выступления югоосетинских артистов. Как отмечали журналисты, освещавшие звёздный путь «Симда», в осетинских танцах и песнях чувствовалась «какая-та особая сила». «Она полностью захватывает внимание зрителя, она несет с собой свежесть горного воздуха, хрустальный блеск горного ручья…», – подобные восторженные отзывы были частым явлением в репортажах СМИ СССР и зарубежных стран.
На протяжении десятилетий ансамбль «Симд» стал зримым доказательством успехов, достигнутых в Южной Осетии в деле развития национального искусства. Свой вклад в достигнутые результаты внесли десятки и сотни незаурядных хореографов, композиторов, танцоров и других работников ансамбля. Перечислить имена и фамилии каждого из них не позволяют рамки газетной публикации.
Сегодняшний «Симд» опирается на заложенные ими традиции, что позволяет коллективу претендовать на новые горизонты в своей творческой деятельности. После сложнейших 90-х и 2000-х коллектив на современном этапе своего развития стремится заложить прочную базу для нового ренессанса национальной хореографии. Благодаря тому, что за последнее десятилетие интерес к национальной хореографии среди молодежи заметно усилился, как и поддержка со стороны государства, у ансамбля есть все шансы завоевать качественно иные позиции, оправдывая почетное неформальное звание одного из ведущих национальных брендов.
И. ТЕДЕЕВА