Агунда – героиня нартовского эпоса

Единственная дочь известного персонажа нартовского эпоса Сайнаг-алдара Агунда присутствует во многих сказаниях. Ее образ особенно ярко раскрывается в легенде “Ацамаз и красавица Агунда” (“Ацæмæз æмæ Агуын-дæйы рæсугъд”).

По мнению Васо Абаева имя «Агунда» означает «Яхонтовая» – и происходит от древнего сармато-аланского слова, родственного парф. y’kwnd, перс. yākand, ср. в русской народной речи стойкое выражение “яхонтовая моя”.

В сказании говорится: “До самых пят падала тяжелая шелковистая коса Агунды, ясному дню после дождя подобен был взгляд ее черных глаз… хватка у нее была спорая и быстрая, подобно лебедю, плывущему шла она… рано утром за водой, плавно извиваясь тонким станом, месяц светил в ее медном кувшине и яркое солнце сияло на лице ее”. От ее лика исходит утренний свет, а коса – золотая.

Сказители обращали внимание и на сочетание красоты Агунды с ее работоспособностью и трудолюбием. За какую бы работу она ни бралась, все у нее легко получалось.

Жила она с отцом на вершине Черной горы. Многие юные нарты соревновались в ловкости и силе у подножия этой горы, чтобы обратить на себя внимание красавицы, но она не удостаивала вниманием никого из многочисленных женихов.

Но стоило забравшемуся на высокий утес близ Черной горы сыну Аца юному Ацамазу заиграть на золотой свирели, как пустились в пляс серны, лани, косули, зайцы, лисицы и даже сама Черная гора с Белой.

Увидев эту картину и услышав чарующие звуки свирели, Агунда выглянула из окна своей башни. “Любовь, – читаем далее в сказании, – пронзила Ацамаза, и красавица Агунда, увидя его, тоже затрепетала от любви”. Однако, скрыв свои чувства, она попросила его подарить ей золотую свирель. Просьба показалась Ацамазу обидной, и он разбил о скалу свирель вдребезги. Когда же при содействии небожителей Сайнаг-алдар дал согласие на брак дочери с Ацамазом и был обговорен размер калыма (сто оленей), Агунда собрала обломки свирели, ударила по ним волшебной палочкой, они соединились, и свирель стала звучать в семь раз лучше. Калым был выплачен.

Агунда вернула свирель Ацамазу, и влюбленные сыграли свадьбу. Ацамаз привез прекрасную Агунду в дом нартов на серебряной повозке, запряженной семью оленями, подаренными ему Афсати. Шафером на свадьбе был сам Уастырджи, вторым старшим гостем – нарт Урызмаг. Молодожены зажили счастливой жизнью.

В некоторых сказаниях Агунда – суженая молодого нарта из рода Бората, в других – Батраза, Сослана, и даже Хамыца, заменяя Быценон. Ей приписывают и героические черты – она возглавляла женское войско нартов, когда

в отсутствие мужчин на нартовское село нападали враги.

Агунде из осетинских сказаний соответствуют балкарская Агунда, абхазская Гунда и адыгская Акуанда.

Подготовила К.БАГАЕВА