Важную роль в осетинском обществе занимает понятие «æгъ-дау» – кодекс чести, норма поведения. Для каждого осетина æгъдау был и остается каноном этических и морально-нравствен-ных критериев. Осетинский этикет воспитывает в человеке веротерпимость и уважение ко всем национальностям и этническим группам. На протяжении веков разные народы населяли Осетию, проживая в мире и согласии, это повлияло на толерантность осетинского народа.
О воспитании можно судить по отношению к старшим — какой бы национальности они ни были, какой бы социальный статус ни занимали и т.д. Уважение к старшим является поведенческой нормой осетинского этикета и свидетельствует о высоком уровне культуры народа.
Важной формой проявления уважения к старшему является приветствие. Согласно этикету, младшему надлежит здороваться первым. Однако протягивать руку старшему первым, напротив, запрещается. При появлении последнего младший всегда встает, уступает старшему место и не садится до тех пор, пока ему не предложат присесть. Этикет не позволяет ему присаживаться рядом: сесть необходимо немного подальше.
В присутствии старших непозволительно повышать голос, сквернословить, отпускать неуместные шутки, курить, и даже держать руки в карманах. Нельзя также быть чрезмерно многословным. Недопустимо пересекать дорогу старшему или входить в помещение первым, не пропустив его вперед.
Почитание старших наиболее ярко сохранилось в застольном этикете осетин. Специально выбирают знающего этикет юношу, который ухаживает за старшими (уырдыглæууæг). Остальные присутствующие за столом младшие полностью ориентированы на старших. В ходе застолья младшие прислуживают, предугадывая желания старших.
У осетин принято заботиться о старших, они получают заботу и внимание, продолжают участвовать в общественной жизни. Слово старшего авторитетно и непререкаемо, его советам неизменно следуют младшие.
Правила поведения, соблюдавшиеся осетинами, и знаки внимания женщине, свидетельствуют о почтительном к ней отношении.
Надо отметить, что особым уважением у осетин издавна пользуется старшая женщина в семье – æфсин (хозяйка). В старину она могла даже занять место главы семьи, если муж умирал, и управляла кланом с одним из сыновей.
Этикет требовал от молодой осетинки уступать дорогу мужчине, вставать при его появлении и не садиться в его присутствии. Мужчины, даже старики, в свою очередь, отвечали вежливостью, при появлении женщины вставали.
Испокон веков мужчина-осетин нес личную ответственность за все общество, осознавая, что от мира и благоденствия в нем зависит и благополучие его семьи. При первой же необходимости уважающий себя осетин готов был броситься на защиту общественных ценностей. По этому поводу существует мудрая осетинская поговорка: «Дæ хъæу куы судза, уæд дæ хæдзар дæр судзы» (Когда горит аул, то невозможно, чтобы твоя сакля уцелела).
Не менее важными категориями мужественности были храбрость и отвага. Наделенных этими качествами мужчин осетины всегда высоко ставили, считали героями, слагали о них песни и легенды. Более других, конечно, почитали ратные подвиги. Воинам-ветеранам на пиршествах (куывдтæ) и свадьбах всегда преподносили почетные бокалы. Юноши, не желавшие служить в армии, приравнивались к трусам: с ними не принято было садиться за один стол, они не могли уже приобрести статус достойного жениха, а проявивший малодушие в бою считался предателем, его презирали и отвергали в обществе (хъодыгонд).
По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»